Современная выставка, о которой вы не пожалеете
Интервью: Екатерина Арруе
Не стоит отрицать, что приобщённость к искусству в целом стала мейнстримом. Может, это не так уж и плохо, но, как мы знаем, многие любят перегибать палку (как художники, так и галеристы). Именно поэтому, отправляясь на открытие выставки, невольно задумываешься: «Что же меня ждёт?». Конечно, предвкушение встречи с прекрасным, пусть ещё и не ставшим классикой, − замечательное чувство. Но бывают и такие моменты, когда хочется опустить руки и сказать про себя: «И что это?..»
Однако спешим вас обрадовать: выставка Алексея Луки «Подъезд № 5» оставит исключительно положительное впечатление. Художник, который начинал как уличный, уже не в первый раз выставляется в галереях. Его работы не просто вписываются в пространство, они его переделывают. Без сомнения, посетители галереи Ruarts не узнают её! Мы поговорили с Алексеем о выставке и о его творческом пути.
ART УЗЕЛ: Алексей, расскажите о выставке, о её идее.
Алексей Лука: Идея возникла достаточно давно. Раньше я работал только на улице. Когда я начал работать с галерейным пространством, захотелось его переделать. Хотелось сделать переход от публичного пространства к пространству частному. Этим переходом является «подъезд». Он олицетворяет переход от уличных практик к «домашним». Поэтому на первом этаже располагаются крупные объекты в виде портала и подъезда, также работы, отсылающие нас к улице. Наверху мы видим все, что касается мастерской, дома. Я часто использую найденные материалы, мебель – всё, что связано с бытом.
AУ: Раньше вы работали на улице. Какие есть нюансы в работе с галереей? Всё-таки нужно подстраиваться как под уличное, так и под галерейное пространство.
АЛ: Я по образованию архитектор, поэтому я и на улице, и в галерее чувствую себя очень комфортно. Для меня всегда было первоочередной задачей интегрировать работу так, чтобы она спокойно «жила» и не вызывала отторжения. На улице все работы, в основном, интегрированы. И в галерее я в первую очередь работаю с пространством – я его всегда перестраивал. Мне не нравилось просто приходить и вешать свои работы. Также я пытаюсь совмещать уличные и галерейные практики. Не хочу говорить, что теперь я работаю только так (в галерее или на улице) и никак больше. Хочу идти разными путями, пробовать разные техники, форматы. В последнее время я больше увлёкся объектами.
AУ: Можно сказать, что каждая ваша работа состоит из микроисторий?
АЛ: Я стараюсь использовать объекты, которые отсылают к чему-то и всё меньше работаю с холстами. Добавляется больше спонтанности: я работал в мастерской, поставил скульптуру на табуретку и так оставил. Одно совершенно случайно перетекает в другое. Обычные предметы быта становятся произведениями, и все вместе связываются в единое целое. В выставке ещё была идея «скрыть» работы. На стене могут быть наклеены обои, которые переходят в коллаж, – они одновременно являются частью декора и частью произведения. Человек же не понимает и гадает, работа это или просто застройка.
AУ: Для вас нет такого штампа «я уличный художник и работаю только на улице»?
АЛ: Конечно, если уличные работы перенести в галерею – они уже не будут «уличными» в полном своём смысле. Но от этого я не перестаю быть уличным художником. Люди навешивают много клише, уделяют внимание терминологии, мне хочется проще к этому относиться и делать то, что мне нравится.
AУ: Когда вы начинали свой творческий путь, думали ли Вы, что будете в будущем выставляться в галереях? Была ли у Вас такая цель?
АЛ: Когда я учился в институте, рисовал на улице и в то же время делал коллажи. Уже тогда начинал использовать материалы, которые покупал на блошиных рынках. Но цели попасть в галерею у меня не было. В жизни всё получалось достаточно непредсказуемо.
AУ: Какие есть специфичные черты у уличного искусства в России?
АЛ: В Нижнем Новгороде уличные художники отличаются не только от мировых, но и от русских художников. У них своё направление, но им это диктует город. Сейчас Артём Филатов выпускает энциклопедию, которая посвящена нижегородскому уличному искусству. Европейцы более декоративные, они больше изучают графические приемы, а русские уличные художники больше вкладывают смысла. У нас много художников, которые работают с текстом.
AУ: Что последнее, увиденное на улице, вам запомнилось?
АЛ: Меня одновременно и безумно раздражает, и безумно вдохновляет вечное строительство в нашем городе. Но мне нравится смешение текстур, фактур, паттернов. Я в этом ищу хороший смысл. Конечно, это тяжело для людей, которые живут в городе. Однако с визуальной точки зрения это всё дико, всё переплетается. Это находит отклик в моих работах: я использую плитку, дерево, пластик – совершенно несовместимое. Поэтому мне нравится неожиданность, спонтанность улицы.
AУ: Иногда городские власти не очень лояльно относятся к уличным художникам. Сталкивались ли вы с этим?
АЛ: Да, это совершенно нормально. Если мы говорим о стрит-арте, то это только нелегальные практики. Поэтому ты должен быть готов понести наказание, но это твой осознанный шаг.
АЛЕКСЕЙ ЛУКА. ПОДЪЕЗД №5
20.09.2019 - 27.10.2019