Спартак. Times New Roman. Хаим Сокол

ЦТИ «ФАБРИКА» | 22.10.2014-24.11.2014

Масштабный персональный проект как бы подводит промежуточный итог «мигрантского цикла» Сокола, начатого в 2011. На выставке будут показаны большие инсталляции из строительного мусора и бытового хлама, специально созданные для пространства Оливье и состоится московская премьера фильма «Спартак».

Фильм «Спартак» (2013) сделан на жанровом пересечении документалистики, немого кино и театрального перформанса. История восстания гладиаторов под предводительством Спартака (73-71 гг. до н.э.)  переносится в современную Москву и, возможно, в неопределенное будущее. Трудовые мигранты из Киргизии исполняют роли и римлян, и восставших гладиаторов. Действие фильма происходит в пост-индустриальном пространстве «Фабрики» напротив арки Тита, специально сконструированной в уменьшенном масштабе и задрапированной в ткань для мытья полов. В фильме использованы фрагменты музыки из одноименного балета Арама Хачатуряна.

О выставке:

В своем проекте в ЦТИ «Фабрика» Хаим Сокол объявляет время новых римлян «times new roman». Трудно сказать, прошлое это или будущее. Скорее всего, это то, что Вальтер Беньямин называл «актуальным настоящим» - эпоха, «вырванная из исторического континиума», прошлое, как цитата, вписанная (самым простым шрифтом) в новый исторический контекст. В лучших революционных традициях художник призывает на помощь «духов прошлого». Но если, по словам Маркса, Французская революция “драпировалась поочередно то в костюм Римской республики, то в костюм Римской империи», то Хаим Сокол, скорее, примеряет шинель Советской Республики 1917 года или «Союза Спартака» в Германии в 1918 . Сокол показывает Рим с изнанки, с черного входа, Рим, в котором революция перемешалась с бедным мигрантским бытом, как в прозе Андрея Платонова, к поэтике которого художник апеллирует уже не первый раз.  С другой стороны этот быт обретает монументальный масштаб, как бы реализуя заложенный в нем эмансипаторный потенциал. Тот же процесс перерождения переживает пространство Фабрики, в котором разместилась выставка и снимался фильм Сокола. Большой зал «Оливье», опять же благодаря прививке «актуального настоящего» преображается в римский форум и тем самым возвращается из пост-индустриального небытия, как бы вспоминая самого себя.  

Особое значение во всем этом приобретает элемент игры. Хаим Сокол часто использует инфантильные материалы и техники в своей работе – солдатики, самолетики, игрушечные собачки, рисование под копирку. Сам художник признается: «... история не умерла, но спряталась во время игры «в прятки» в унылой повседневности. И с тех пор сидит там, всеми забытая. Чтобы разыскать ее, нужно вернуться в детство, когда знание дано нам не в опыте,  но лишь в памяти подсознания и в воображении. И вот, водосточные трубы становятся бюстами героев революции, старое пальто – монументом павшим, половая тряпка превращается в знамя, а триумфальная арка – в пролетарское общежитие». Иными словами для художника детская игра становится действенным инструментом освобождения истории из плена пропаганды. В детской игре сливаются базис и надстройка, которую Беньямин понимал, как набор человеческих качеств, таких как убеждённость, мужество, юмор, хитрость, непреклонность. «Они (эти качества) не перестанут, – писал Вальтер Беньямин, – вновь и вновь подвергать сомнению каждую победу, когда-либо достававшуюся господствующему классу». К этому набору качеств может добавить еще воображение. «Воображение=сопротивление» гласит одна из работ. Именно благодаря этим свойствам  на выставке Хаима Сокола, личное становится  универсальным, будничное – монументальным, а монументы одновременно напоминают нам о прошлом и зовут в будущее. 

Фото: Марк Боярский 

ЦТИ «ФАБРИКА»

22 октября – 24 ноября