Становясь бессознательным

Текст и фото: Диана Ковригина

До 10 декабря в HSE ART Gallery была открыта выставка «Становясь бессознательным / Дрожа / С открытыми глазами / Я вижу тебя / Сдайся» - вторая в истории молодого пространства. В противовес довольно громоздкому названию, которое, к слову, является отсылкой к одноименной музыкальной композиции Брайана Ино «Going Unconcious», все выглядит более, чем лаконично: на стенах и на полу – лишь редкие объекты, которые, на первый взгляд, едва ли что-то объединяет, кроме интереса посетителей. Да и выставкой в привычном понимании проект Александра Буренкова назвать сложно – объектное наполнение пространства выполняет роль скорее сопроводительного письма к основному высказыванию, нежели отражает его суть. Формат, предложенный куратором – это серия коллективных, телесных и перформативных практик. Главное действующее лицо – та стихийная социальная общность, с которой в определенный момент времени взаимодействуют перформеры. 

Я была среди тех, кто застал открытие выставки буквально врасплох – когда собрались первые посетители, в залах еще что-то доклеивали и переставляли. В какой-то момент приготовления завершились, художники смешались с гостями, но ощущение незавершенности экспозиции никуда не исчезло. Все бродили по залам, осторожно исследовали немногочисленные арт-оазисы, пробовали следовать кратким интерактивным инструкциям к предметам. Например, руководство к объекту «Чувство звука», представленного Музеем практик чувствования приглашало надеть повязку на глаза и с поупражняться в «чувствовании» звуков пространства через камертон. Так как первым пунктом была просьба надеть повязку, любому желающему проделать последующие манипуляции потребовалась бы стороння помощь – и развивать этот замысел можно было бы дальше, если бы ко мне не обратились с просьбой ничего не трогать. Тогда меня и настигло осознание абсолютной декоративности пространства: все представленное было лишь реквизитом для предшествующих практик. 

Этот проект стал московским свидетельством «нового перформативного переворота» - глобального тренда последнего десятилетия на переосмысление перформативных практик, которые выходят в сферу коллективного взаимодействия, прямой коммуникации между художником и зрителем во всем многообразии ее форм. «Квази-выставка» Александра Буренкова – о нас самих, о том, как мы учимся, дышим, слышим, чувствуем и общаемся, о том, куда нам сбегать и от кого мы бежим, о том, как мы существуем в социальной среде и кого видим в зеркале.  

Описывать чувственный опыт – дело трудное, а читать такое описание – еще труднее, тем более, если авторская идея состоит в погружении зрителя в трансовое состояние на грани бессознательного. Поэтому отмечу только, Филиппу Ильинскому в его лайве «Oscillate yourself ether reading» это удалось. В определенный момент участники перестали узнавать свои голоса, искаженные звуковым эффектором, наблюдатели перестали переговариваться – я оглянулась вокруг, и поняла, что ощущение потери осязаемой связи с действительностью захватило всех. 

За несколько недель в стенах HSE ART Gallery прошло много других замечательных событий – хакерский воркшоп, хореографические и спортивные практики, занятия восточными единоборствами и сеансы коллективного слушания.