“Стена” Ирины Наховой в pop/off/art

09 сентября 202015 октября 2020
|
Галерея pop/off/art

Галерея pop/off/art представила эксклюзивную выставку Ирины Наховой “Стена”. Работы, представленные на выставке, должны были быть частью масштабной инсталляции в соборе Сан Фантин в рамках 58-й Венецианской биеннале. Однако данная часть была исключена из итогового ансамбля работ. 

Текст: Екатерина Арруе

Фото предоставлены Галереей pop/off/art

9 сентября 2020 - 15 октября 2020

 

Ирина Нахова, проект "Стена". Фото: Антон Усанов

Галерея Pop/off/art единственная площадка, которая выставляет работы из серии “Стена”.  Лейтмотивом выставки являются протесты, проходившие в трех городах: Москве, Лондоне и Париже. “У Ирины была идея вовлечения зрителей в протесты, которые зафиксированы на видео”,— рассказала PR менеджер галереи Дарья Колодкина. Интересно заметить, что видеоряд иногда нарушает свою целостность и происходит рассинхронизация, помогающая “сломать реальность”. “Человек привык видеть данные события в настоящем времени, но Ирина хотела показать, что процесс на видео живой, и даже время меняется и преломляется”. Конечно, это может смутить зрителя сначала, но данный диссонанс помогает стереть грань между реальностью и событиями, происходившими в видеоряде. 

Ирина Нахова, проект "Стена". Фото: Антон Усанов

Некоторые видеофрагменты были перенесены на холст, так на одной из работ полиптиха можно увидеть даже тайм-код. Однако, как уже было отмечено, Ирина по-своему взаимодействует со временем, её цель — не документация, а переосмысление происходивших событий. Замедленные фрагменты идут вразрез со стремительными действиями силовиков. Приглушенные тона работ “Помидор” и “Огурец” придают мягкости и немного меланхоличности. В то же время помидор может трактоваться как неодобрение толпы (крылатое выражение: “забросать помидорами”). Поплывший контур “Помидора” говорит о том, что он уже столкнулся со стеной, выстроенной государством. “Как правило, государство стремится выстроить стену, чтобы отгородиться от народа и от реальности. Пусть у нас всё будет хорошо, даже если это не так”,— добавляет Дарья. 

Ирина Нахова, "Помидор". Фото: Антон Усанов

Также нельзя не отметить отсылку выставки к произведениям В.Г. Сорокина. И это неудивительно, так как Ирина и Владимир хорошие друзья, их взгляды во многом совпадают. Работа “Гусеница” является прямой отсылкой ко “Дню опричника” Владимира Сорокина. “Идея картины состоит в том, что все “опричники”, в нашем случае, ОМОНовцы собираются вокруг своего вышестоящего. То есть нижестоящий “питает жизнью” вышестоящих”,— объяснила Дарья. И правда, командующий питает свою силу за счет угнетения подчиненных. Ощущение власти доставляет всё больше и больше удовольствия, потому её (власть) так страшно потерять. Но защитить свою исключительность можно только при помощи силы. Потому так страшен голос протеста, неодобрение — всё это нужно подавлять. Борьбу народа и власти  и изобразила Ирина в этом проекте. “Так же, как и тинтореттовские толпы приходили в полотна с улиц и площадей Венеции, так и протестующие толпы “Стены” возникают и жизни современных городов”,—прокомментировала мотив своих работ Ирина Нахова.

Ирина Нахова, проект "Стена". Фото: Антон Усанов