Сушенкова Татьяна

Татьяна Сушенкова родилась в 25 августа 1978 года в Москве. Экономист по образованию, в 2008 году она поступает в Московскую школу фотографии и мультимедиа им. Родченко в мастерскую Владимира Куприянова «Проектная фотография». С 2007 года Татьяна принимала участие в институциональных групповых выставках (в центре Artplay, МВЦ «Рабочий и колхозница», проекте «Фабрика», Фонде «Екатерина», и других площадках Москвы, Санкт-Петербурга, а также в Русском музее фотографии в Нижнем Новгороде, галерее «Дiм Миколи» в Киеве, Бостонской библиотеке в Нью-Йорке и т.д.), участвовала в четырех спецпроектах Московской биеннале-2013 («Бук-Арт-Ботаника», «Удмуртия. Research», «Гуслица: Дом Культуры», «UCHRONIA»), в двух проектах параллельной программы Московской биеннале-2015 («Горизонталь», «Фортошные выставки: ретроспектива за 3 года»), в свободных и уличных выставках («Фарш», «Art invasion Evolution - 2012», «Пошел! Куда пошел?» и др.). С 2010 года участвовала в коллективных и личных арт-активистских акциях в Москве. Кроме того, с 2012 года Татьяна является членом рабочей группы фестиваля «МедиаУдар».

За плечами художницы множество отдельных работ. Основным направлением Татьяна Сушенова выбрала перфоманс и фотографию.

«Вышивка» — вышивка узора перфоленты на вафельном полотенце. Двухнежельный перфоманс проведенный по договору с Денисом Мустафиным и Творческим бюро «Как это работает?» (Магазин «Циолковский», Москва, 2012), согласно которому работница имеет право работать за свой счет, должна выполнить работу, должен ли ей что-либо наниматель, он решает сам. Также существует в виде 2-х вариантов видеодокументаций («Голос за кадром», экспонировавшийся на выставке «Феминизм: от авангарда до наших дней», 2013, и видео без названия, экспонировавшееся в галерее А3 на выставке «Нити», 2013), объекта-вышивки, разрезанного на части. Работа по вышиванию была реконструирована совместно с Мари Сокол на выставке «Художественные сообщества Москвы» в Музее Москвы, 2015.

«Движение по горизонтали» — перформанс в Гуслице (выставка «Горизонталь», 2015). Существует как видеоработа. Один раз экспонировалось как живой перформанс, в процессе которого видео проецировалось в лесу, где было снято, под авторский текст и действия.

«Техническая пересъемка» — фотопроект, снятый на пинхол из спичечного коробка. Экспонировался как фото (в рамках выставок «Черная дыра», галерея «Дiм Миколи», 2011 и др.), как инсталляция (выставка «Оригинальный фейк», Дарвиновский музей, 2012) 

  

«Лица Фарша» — фотопроект, снятый на самодельную обскуру. В виде перформанса-работы фотографа «Фотоателье» (свободная выставка «Фарш-2015», Москва). В виде оригинальных негативных фотографий на фотобумаге и позитивных цифровых («Фортошная выставка: окно Тани Сушенковой», «Это не здесь», Москва, 2015).

«Крапива» — перформанс по мотивам сказки Г.Х.Андерсена (выставка «Бук-Арт-Ботаника», Дарвиновский музей, 2013).

«Стабильность» — в виде лэндарта (в рамках «Гуслица: Дом Культуры», 2013), фотодокументации, объектов из фотографий и видео (выставка «Говорит Москва», Фонд культуры Екатерина, 2014; «Изжога», галерея Электрозавод», 2016).

«П-пол, Г-гендер» — фото, словарная статья (выставка «И-искусство, Ф-феминизм», НИИДАР, Москва).

«Внутренняя работа» — перформанс (изначально планировалось на российско-голландской выставке, Artplay, отмененной по полит.причинам. Провелась на «STUDENT Art Prom», Artplay, 2014), заключавшийся в колке ножом льда наощупь руками, засунутыми в черный ящик, из которого идет трансляция на монитор ноутбука, стоящего рядом. Процесс идет параллельно беседе со зрителями. Существует в виде записи с камеры, находившейся в черном ящике.

Татьяна Сушенкова стала лауреатом конкурса «Фабричные мастерские. Сессия III», организованного ЦТИ «Фабрика в сотрудничестве с Е.К.Артбюро, и показала свою работу «Текстиль». «Текстиль и врастание в новую социальную среду — точки соприкосновения между моей бабушкой — бывшей ткачихой комбината «Красная роза» и мной — внучкой-художницей. Производственный труд по созданию ткани для нужд послевоенного СССР и производственный труд современной художницы, использующей, в том числе, разные стороны текстильных практик для ткани своих работ — основная тема проекта, непосредственно связанная с моей семейной историей — историей семьи, выжившей во время коллективизации и переехавшей в большой город. «Главными героями" стали деревенские сорняки, считавшиеся ранее культурными растениями, роза как революционное имя, как цветок, как название фабрики-комбината, как символ прекрасного, одновременно приносящего боль; раппорты, переплетения — как символ порядка и монотонного труда, приносящего красоту. Все это традиционно принадлежит «женскому миру», — рассказывает о концепции проекта художница. 

Фото Евгении Зубченко