Таир Салахов. Солнце в зените

22.01.2016 - 20.03.2016 | Государственная Третьяковская галерея

Впервые в Третьяковской галерее проходит персональная выставка Таира Теймуровича Салахова (род. 1928) – классика живописи, большого мастера, продолжающего работать и сегодня. В его творчестве проявились главные темы и особенности живописи 1950–2000-х годов. Он вошел в историю искусства как ключевая фигура "сурового стиля" и остается современным мастером, чутко реагирующим на запросы времени.

Мощная живопись Салахова порой приобретает качества монументальной росписи. Главные темы его работ – труд как творчество и творчество как напряженный труд. Многие герои произведений художника – люди подчеркнуто мужественные, сильные духом, собранные и готовые справиться со стоящими перед ними задачами. Чаще всего персонажи не обращены к зрителю – они внутренне сосредоточены, изображены в момент предельной концентрации мысли. Образы нефтяников, рыбаков соседствуют в галерее Салахова с портретами знаменитых композиторов, артистов, писателей, художников. Как и многие его современники, Салахов обращался к национальным традициям. Его творчество – пример взлета азербайджанской художественной школы, вышедшей на интернациональный уровень. Особенно отчетливо национальная тематика проявляется в пейзажах автора.

Салахов приобрел известность еще в конце 1950-х благодаря дипломной работе и уже более полувека остается одним из самых узнаваемых и значимых отечественных живописцев. Выставка Таира Салахова объединит тех, кого вдохновляют суровые и одновременно романтические герои художника, кого привлекает строгость, лаконичность и одновременно лирическое настроение в работах мастера, кто узнает на его полотнах время собственной молодости или юности своих родителей.

Произведения Салахова можно назвать по-настоящему стильными – каждое десятилетие он находил темы и художественные решения, адекватные времени. На выставке представлены работы мастера 1950–2000-х годов. Принципиальное решение кураторов – уйти от сложившихся стереотипов, показать многогранность искусства мастера и эволюцию его творчества. Еще молодым автором Салахов обозначил в своих работах актуальные художественные тенденции, его картины стали манифестом искусства шестидесятников. Таковы "Утренний эшелон" (1958), "Портрет композитора Кара Караева" (1960), "У Каспия" (1966), "Айдан", "Женщины Апшерона" (обе – 1967). Среди философских и метафорических произведений 1970–1980-х годов важное место занимают портреты матери художника. Несколько работ этого цикла впервые собраны вместе на выставке. Социальные и политические надломы конца 1980-х – начала 1990-х привнесли в живопись Салахова тревожные и трагические тона. В XXI век зрелый мастер вошел с готовностью к переменам: его полотна приобретают небывалую прежде насыщенность цвета, фактурную эффектность, раскрепощенность и свободу.

Темы и манера живописи Салахова – автопортрет самого мастера, настоящего героя созданного им же "сурового стиля", справляющегося и с работой художника, и с ответственной административной и общественной деятельностью. Салахов стал ключевой фигурой культурного пространства второй половины XX века. В разное время художественное сообщество доверяло ему значимые должности: секретаря правления Союза художников СССР, заведующего кафедрой живописи и композиции в МГХИ им. Сурикова, вице-президента Российской академии художеств. Эти позиции дали ему возможность решать многие важные общественные проблемы, в том числе создать молодежное объединение при Союзе художников СССР. Благодаря Салахову в Москве состоялись персональные выставки крупнейших звезд западного искусства, работы которых никогда ранее не выставлялись у нас в стране, – Роберта Раушенберга, Джеймса Розенквиста, Гюнтера Юккера, Фрэнсиса Бэкона, Жана Тэнгли, Джорджо Моранди, Янниса Кунеллиса, Гилберта и Джорджа, а также успешные выставки "12 европейских художников" и "40 художников Нью-Йорка".

Даты: 22.01.2016 - 20.03.2016

Адрес: Государственная Третьяковская галерея