Там, где никому не снятся сны: Мария Обухова

Над интервью работал Дмитрий Щербаков

Фото предоставлены Марией Обуховой

В Московском музее современного искусства открылась выставка проекта "Мастерская" под названием "Там, где никому не снятся сны: от священной географии к не-месту". Как ясно из названия, кураторская группа предлагает молодым художникам подумать о географии жизни общества, о роли места и не-места в жизни каждого из нас. Мы поговорили с участницей выставки Марией Обуховой о детских страхах, вдохновении и надежде.

Мария Обухова - живет и работает в г. Москве и г. Электроугли. Училась в MediaArtLab, "Свободных мастерских", ИПСИ и Московском художествнно-промышленном институте.Участвовала в таких выставках как Vesica piscis, «Помехи в порядке вещей», Мастерская’13, «Любовь земная, небесная и всякая» и многих других. 

Дмитрий Щербаков: Расскажи про свои впечатления от проекта Мастерская ‘17 и об открытии.

Мария Обухова: В этом году получилась масштабная, качественная выставка с большим количеством  интересных работ. Отдельного внимания стоит сама концепция выставки - на мой взгляд одна из интереснейших за последнее время. Очень хочется сходить еще раз и вдумчиво походить по залам. У меня есть ощущение, что я что-то упустила из-за большого количества народа на открытии и возникшей из-за этого духоты в залах.

Кадр из видео “SOS”. М. Обухова. Выставка Мастерская’17. 2017

Д.Щ.: Давай немного поговорим о твоем видео. Качели, опасная металлический ограда с острыми углами, аляповатый временный забор, скрывающий заброшенное здание, - кажется, что опасность подстерегает детей (и кстати, взрослых, не меньше) повсюду, даже на детской площадке. Какие темы ты исследуешь в своей работе?

М.О.: Меня волнует тема детских травм и воспоминаний.  Психологические травмы неизбежны, ведь площадка - это место общения детей, где создаются коалиции и сильный всегда побеждает. Физические травмы тоже неизбежны, если, например, кто-то столкнет с горки или ударит лопаткой по голове.

Д.Щ.: А какой город изображен на видео, и почему дети так поздно гуляют?

М.О.: Это город Электроугли, дети там гуляют, когда удобно их родителям.

Д.Щ.: Знак аптеки как символ надежды... А тебе приходилось когда-нибудь просить помощи, и приходила ли она вовремя?

М.О.: Приходилось. Сейчас стараюсь этого не делать. Не знаю почему… Возможно, не верю, что помощь придет и надеюсь только на свои силы.

Кадр из видео “SOS”. М. Обухова. Выставка Мастерская’17. 2017

Д.Щ.: Может быть, это видео выражает какой-то подсознательных страх за своих детей? О чем еще это видео, как можно его понять?

М.О.: Думаю, что страх за своих детей есть у любой матери, ведь детство очень опасный и сложный период жизни. Любое неловкое движение, в том числе родителей, и у ребенка психологическая травма на всю жизнь. Детская площадка - это свой маленький мир, в котором есть победители и побежденные. Как раз эти побежденные и просят о помощи из какого-то параллельного пространства, посылают световой сигнал. Это видео можно понять как фрагмент фантастического фильма, где смешивается две реальности: изображенное пространство и пространство, из которого передается сигнал. В целом, это метафора детства и эта площадка - это замкнутый мирок, за которым мы наблюдаем. Она как бы нигде не существует, такой мираж.

Д.Щ.: Музыка создает некоторый контрапункт в этой истории, как бы настраивает на ожидание “надежды”, на то , что помощь рядом, хотя, кажется, ты хотела как раз добиться обратного ощущения. Что это за саундтрек, и почему ты его выбрала?

М.О.: Музыку я сделала сама, в приложении на iPhone. Музыкальную тему условно можно поделить на три части: в первой надежда  есть, ведь всегда есть вероятность того, что даже неправильно переданный сигнал кто-то воспримет как надо. Вторая часть по моей задумке передает равнодушие и третья - безысходность. Никто не улавливает сигнал, он окончательно приобретает размытые черты и расшифровать его нет никакой возможности. Я бы сказала, что музыка подчеркивает тревожное ожидание.

Д.Щ.: Кадр с разноцветными башенками на фоне панельного дома выглядят умиротворяюще - мне показалось или действительно тут заложен оптимистичный, обнадеживающий посыл? 

М.О.: Пустые башенки на фоне детского смеха - это скорее пессимистичный мотив, ведь детей там все-таки нет. А их смех - это лишь отголоски прошлого. В моем видео речь идет скорее о внутренних травмах, о ситуации в семье и межличностных отношениях.

Кадр из видео “SOS”. М. Обухова. Выставка Мастерская’17. 2017

Д.Щ.: Как ты сама относишься к происходящему на видео?

М.О.: Я констатирую эту ситуацию, сообщаю о ней. Мое к ней отношение - сожаление, скорее всего. 

Д.Щ.: А по жизни ты скорее оптимист?

М.О.: Я бы не назвала себя оптимистом или пессимистом. Это как-то категорично. В реальном мире я тоже не очень люблю бывать, скорее мечтаю и прокрастинирую.

Д.Щ.: Как ты думаешь, эти условия спальных районов с их маленькими дворами, заставленными машинами, крохотными детскими площадками, магазинами с разливным пивом и круглосуточно-актуальными аптеками, они вообще как влияют на тех, кто живет и растет в таком месте?

М.О.: Среда безусловно влияет на развитие и формирование личности. Могу предположить, что такие условия негативно влияют на восприятия мира в целом, на базовые понятия о добре и зле. Но у каждого человека всегда есть выбор, по какому пути идти, и я бы хотела верить в то, что дети найдут более достойные модели для подражания и научаться находить красоту даже в мигающем знаке аптеки.

Д.Щ.: В твоем видео есть нечто общее с работой твоего мужа Ромы Мокрова “Автобус” - исследование маленьких городов Подмосковья,  насколько перекликаются твое творчество и творчество Ромы?

М.О.: Меня интересует тема детства, памяти, детских воспоминаний и травм от них, а также памяти в целом. Последние несколько лет я живу в городе Электроугли, это и является общим местом в наших с Ромой работах. На самом деле, проблематика и эстетика работ у нас разная. 

Меня волнует тема шрамов и следов, которые в итоге формируют личность. Все события в жизни откладывают некий отпечаток на личность в целом, думаю, с этим трудно не согласиться. У меня есть работа “Колыбельная”, видео, в котором я стригу своей бабушке волосы, а потом она заплетает мне косу. Это про преемственность, про женский род, про формирование и изменение личности. 

Колыбельная. М. Обухова. 2013. Видео (фрагменты)

Без названия. М. Обухова. 2017. Вышивка

Д.Щ.: Ты работаешь преимущественно в технике видео-арт? 

М.О.: Помимо видео я работаю с вышивкой, сейчас как раз готовлю проект. В одной из работ на пяти пяльцах вышита моя фамилия, но на каждом из пялец фамилия вышита разным шрифтом - это поиск себя, самоидентификация, в итоге, на последнем пяльце моя фамилия теряется на фоне, и вперед выступает фамилия моего мужа. Одна фамилия наслаивается на другую, и получается что-то новое. Если все же сравнивать наши с Ромой работы, то я большее значение придаю содержанию, не особо обращая внимание на детали и форму.

Д.Щ.: Творчеством каких авторов ты вдохновляешься? Можешь ли отметить каких-то русских художников?

М.О.: Список художников, которые вдохновляют очень длинный. Лидируют Луиз Буржуа, Энтони Каро, Тунга, Аннет Мэссаже, Софи Каль и видео Анри Сала и Билл Виола. Из российских художников нравится Евгений Антуфьев, Дуня Захарова, Илья Федотов-Федоров и видео группы Провмыза. Помимо художников очень вдохновляюсь литературой. Для меня текст не менее важен, чем изображение.

Д.Щ.: А как ты работаешь с текстом, и важно ли для тебя, чтобы зритель прочитал экспликацию перед просмотром видео?

М.О.: Как правило,  сначала появляется текст, а потом уже работа. Сопроводительный текст к работе я пишу уже после того, как работа сделана. Есть некая концепция, текст, который я очень долго формулирую, ищу примеры в литературе и философии, провожу подробное исследование.  Сейчас я работаю над большим проектом, частью которого является видео SOS. Что касается текста, сопровождающего работу - для меня важно, чтобы зритель его прочитал, иначе я его не писала бы. 

Д.Щ.: Ты училась в нескольких творческих школах, в том числе Свободные мастерские, ИПСИ. Расскажи, в чем специфика каждой из них, и почему тебе захотелось обучиться в нескольких школах?

М.О.: ИПСИ - первая школа, в которой я училась. Потом были Свободные мастерские и МедиаАртЛаб. Могу сказать, что каждая из них дала мне очень много и в плане развития и формирования творческой позиции. Мне нравится учиться, это постоянное движение и рост. Сейчас я продолжаю учиться, но уже дома, смотрю лекции на интересующие темы в интернете и слушаю подкасты.

Без названия. М. Обухова. 2017. Вышивка