Театр одного художника

В петербургской KGallery открылась первая в России за последние сто лет персональная выставка работ Сергей Судейкина.
На выставке представлены работы из частных собраний, из коллекции Петербургского Музея театрального и музыкального искусства - , несколько работ предоставил выставочный комплекс Дворца конгрессов. Два живописных холста предоставил Русский музей, несколько работ – из собрания Государственного музея-заповедника «Петергоф». Впервые в одном месте оказались собраны около 50 работ художника, большая часть творческой жизни которого прошла далеко от России, впервые зрители смогут познакомиться сразу с разными сторонами творчества Судейкина, смогут увидеть такие картины, которые невозможно больше увидеть нигде.
Сергей Судейкин известен в первую очередь как выдающийся театральный художник, хотя коллекционеров, собиравших его театральные эскизы в России осталось не так много. Самые ранние по времени из представленных на выставке работ Судейкина – эскизы к спектаклю «Цезарь и Клеопатра» из собрания Музея театрального искусства. Предложение оформить историческую драму Бернарда Шоу Судейкин получил в 1909 году от режиссера Нового драматического театра Федора Комиссаржевского, брата знаменитой актрисы Веры Комиссаржевской. Эскизы к постановке хранились в личной коллекции Левкия Ивановича Жевержиева – фабриканта, библиофила, критика, искусствоведа, коллекционера, одного из основателей Театрального музея в Петрограде, умершего в Ленинграде от голода в 1942 году. Эскизы известны по фотографиям, сделанным в 1915 году по время благотворительной выставки на Марсовом поле в пользу раненых в войне.
Еще один крупный коллекционер, из собрания которого на выставке в KGallery представлены работы Судейкина, это Григорий Михайлович Левитин: его коллекция когда-то была разделена между Русским музеем и Театральным. Но настоящая «жемчужина» выставки в KGallery – это эскизы Судейкина к «Сорочинской ярмарке», полученные Театральным музеем в дар от Михаила Барышникова. Знаменитый танцор выставлял эти эскизы на одной из выставок в Нью-Йорке, потом подарил музею – это первое их представление в Петербурге, до сих пор музей не показывал их зрителям. Кроме того, из коллекции Лобанова-Ростовского музей предложил на выставку Судейкина его эскизы к «Петрушки». Выставочный комплекс «Дворец конгрессов» представил в KGallery две работы Судейкина из коллекции Вишневской-Ростроповича. В выставочных залах представлена также книжная графика Судейкина.
Время, когда начинается творческий взлет Сергея Судейкина – знаменитый «Серебряный век», принесло России и миру целое созвездие выдающихся художников, поэтов, артистов, режиссеров. Вместе с Судейкиным на сцену жизни выходят Сапунов, Кузнецов, Яковлев, Григорьев. Ахматова, Гумилев, Кузмин посвящали ему свои стихи. Он воплощал в театральных постановках свои фантазии, работая вместе с Мейерхольдом, Еврениновым, Дягилевым, Стравинским. Александр Бенуа обратил внимание на его первые работы, представленные на выставках. Декорации Судейкина к спектаклю Комиссаржевского по пьесе О. Дымова
«Весеннее безумие» 1910 года Бенуа, строгий критик, назвал «мир снов», «подлинный мир, а не головная выдумка».
Именно на работы Судейкина обратил внимание Сергей Дягилев, подготавливая ставшую потом знаменитой выставку русского искусства на Осеннем салоне в Париже 1906 года. Его он выбрал из всех других молодых художников, а потом привлек Судейкина как художника для выполнения декораций балетов «Русских сезонов» по эскизам Льва Бакста к «Послеполуденному отдыху Фавна» и «Весны священной» Николая Рериха. Мейерхольд приглашал Судейкина для создания своих синтетических постановок, в частности – «Шарф Коломбины» и других спектаклей.
Не меньше чем о талантах Судейкина-художника богемный Петербург-Петроград говорил о его бурной и многообразной личной жизни. Его первая жена – актриса и танцовщица Ольга Глебова-Судейкина, знаковая фигура Серебряного века, стала героиней «Поэмы без героя» Ахматовой. Она неоднократно участвовала, в том числе, в музыкальных постановках Михаила Кузмина, костюмы и декорации к которым делал Сергей Судейкин. И ни для кого не было секрета в том, что Кузмина и Судейкина связывала не только творческая дружба, но и глубокая личная, привязанность. Второй женой Судейкина в 1915 году становится Ольга Шиллинг, урожденная Боссэ. Их роману Михаил Кузмин посвящает «Чужую поэму», и пантомиму «Влюбленный дьявол». В 1919 году Судейкин и его жена уезжают из России, в 1920 они уже в Париже.
Там Судейкин много и плодотворно сотрудничает с актером и предпринимателем Никитой Федоровичем Балиевым, которому удается собрать под крышей театра-кабаре «Летучая мышь» многих актеров, режиссеров и художников из России, осевших в Париже, и организовать блистательный театр миниатюр. И там же, в Париже, в 1921 году Судейкин снова хочет работать с Дягилевым, они планируют вместе на музыку Стравинского поставить для дягилевской антрепризы балет «Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана». Но на один из спектаклей в «Летучей мыши» по приглашению Судейкина вместе с Дягилевым приходит Стравинский, он знакомится с Верой Судейкиной, сопровождавшей мужа, и эта встреча становится переломным событием в судьбе художника. Между Верой и Стравинским вспыхивает бурный роман, она уходит от мужа, оскорбленный Судейкин винит в произошедшем Дягилева, и их творческий дуэт, обещавший так много (Судейкин признавался Михаилу Ларионову, что мечтал о постановке балета со Стравинским), стремительно распадается навсегда.
А летом следующего годы Судейкин уезжает в Америку. Известно, что Дягилев, прощаясь с Судейкиным, пытался отговорить его от переезда за океан, говорил, что там с талантом и культурой нечего делать, Америка – страна без культуры и истории. «Мы соединимся и будем делать историю! – ответил тогда Дягилеву Судейкин. Что и произошло в дальнейшем: художник сделал для американского театрально-декорационного искусства очень много, не только дл классического театра, но и для становления бродвейских мюзиклов.
Странная, непростая судьба постигла художественное наследие и память о творчестве Сергея Судейкина на родине, в России: здесь он прекрасно известен не только специалистам, но и широкому кругу любителей живописи, театра, хотя до сих пор ни в Москве, где прошла юность художника, ни в Петербурге не было ни одной его персональной выставки. Главная причина этого, конечно, эмиграция – она наложила запрет на любое упоминание о выдающемся художнике Сергее Судейкине на родине, он оказался в своей стране почти в полном забвении на многие десятилетия.
И его мировое признание оказалось не таким широким и однозначным, какого он заслуживает. В первую очередь потому, что Судейкин и другие российские художники-эмигранты многие десятилетия не получали аукционной поддержки. Ведь за любым художником стоит держава – не просто ее руководитель – президент или король, но и общественность, критика, научные работники. Но если художник покинут, вычеркнут из истории собственной страны, то и музеи мира не торопятся приобретать его работы, а аукционы – выставлять. Из эмигрировавших из России в 20-е годы художников добились безусловного признания единицы – Шагал, Кандинский, Александр Архипенко, еще несколько человек. Остальные, несмотря на колоссальный талант, так и остались за бортом широкой художественной жизни.
Сейчас работы Сергея Судейкина буквально разбросаны по миру, они хранятся в разных коллекциях и музейных собраниях, но нет ни одного собрания, о котором можно было бы сказать, что оно дает полное представление о его творчестве. Он очень плохо или совсем не представлен в экспозициях российских музеев. Нет и полного каталога работ Судейкина, что может стать (и уже становилось) благодатной почвой для изготовителей подделок. Известная история: несколько лет назад на шведском аукционе Bukowskis была продана работа – театральный эскиз, якобы написанный Николаем Сапуновым, учеником Коровина и Серова. На самом деле – это точная копия с картины Сергея Судейкина, который тоже обучался в мастерских Серова и Коровина и работал вместе с Сапуновым над театральными постановками. Оригинал Судейкина находится в коллекции Петра Авена. А его копия, выданная за работу Сапунова, была продана с экспертизой петербургского искусствоведа Елены Баснер на Bukowskis. Ее купила арт-директор галереи «Коносьеръ» Мария Юсупова в 2007 году, владельцы фальшивки не оставляют планов обратиться в суд Швеции.

Сейчас Тамара Галеева, искусствовед из Екатеринбурга, известный специалист по художникам русского зарубежья, готовит полный каталог работ Сергея Судейкина.
Текст и фото: Наталья Шкуренок