TECHNE. Пролог
Текст: Ирина Свеколкина
Государственный центр современного искусства в составе РОСИЗО представляет выставку "TECHNE. Пролог", открывающую цикл выставочных, образовательных и перформативных проектов платформы TECHNE. Это многолетняя программа выставочных, просветительских и перформативных проектов, каждый из которых будет наиболее подробно знакомить зрителя с различными направлениями технологического искусства: генеративным (2017), интерактивным (2018), алгоритмическим (2019), технобиологическим (2019), кинетическим (2020), сетевым (2020) и роботическим (2021).
Премьерная выставка "TECHNE. Пролог" - состоит из экспозиции исторических работ российских и зарубежных художников, образовательной площадки, а так же специального проекта - «Открытой лаборатории» Дмитрия Морозова. Все вместе – экскурс в историю развития взаимоотношений художника с новыми медиа, посредством соединения искусства и технологии.
Выставочное пространство построено таким образом, что из первого зала можно сразу попасть в «Открытую лабораторию» художника Дмитрия Морозова. Она представляет собой тотальную инсталляцию и одновременно работающую мастерскую современного медиа-художника, со всеми необходимыми приборами и инструментами для создания новой работы «Кольская сверхглубокая». Сама работа будет показана зрителям 26 января 2018 года, но ежу сейчас любой желающий может в режиме реального времени познакомиться с процессом создания технологического искусства.
Важной частью выставки является лекционная программа, встречи которой будут проходить в самом центре выставочного пространства и станут открытой площадкой для обмена мнениями.
Выставка погружает зрителя в процесс появления медиаискусства в разных его проявлениях. Искусство – это энергия, и художники соединяют ее с энергией машины, осмысляют кибернетику, кинетику, компьютерные схемы, современные технологии.
Все начинается с постмодернистских картин, которые лишены фигуративности: не имеют ни начала ни конца и базируются на супрематизме Малевича, используя простые геометрические формы и логику при размещения их на плоскости, что объединяет процесс творчества художника с процессом работы машины. Художники переосмысляют свое положение в современном мире, где кажется, что уже все придумано и создано с помощью новейших технологий. Нельзя не сказать об одной из первых компьютерных анимаций, представленных на выставке: «Голод» 1973 года художника Питера Фолдза, для создания которой понадобилась целая команда разработчиков и 1,5 года работы. Фильм был сделан на компьютере с оперативной памятью 24 Кб. Это напрямую показывает длительный и трудоемкий исторический процесс, пройденный медиаискусством к высокотехнологичным работам, таким как видеоинсталляция «UNFOLD.ALT» художника Риочи Курокава. Зритель оказывается с глазу на глаз с самыми отдаленными уголками Вселенной и наблюдает за секретами ее рождения. Это произведение было создано в сотрудничестве с астрофизиком Института исследований фундаментальных законов Вселенной в Париже, Винсентом Миньером.
Выставка «TECHNE. Пролог» будет интересной для изучения как зрителям знакомым с актуальными практиками, так и начинающим ими интересоваться.
Куратор выставочной платформы TECHNE — Наталья Фукс, со-куратор — Антонио Джеуза, продюсер — Дмитрий Знаменский.