ТЕРРИТОРИЯ ИСКУССТВА. Эпизоды 16-го фестиваля современного искусства

Эпизод первый. «ТРИПТИХ» бельгийской компании «Peeping Tom». Хореографы и авторы сценария - Габриэла Карризо и Франк Шартье. Современный балет или танцспектакль.

Текст: Екатерина Павленко

Когда произносится словосочетание «современное искусство», большинство полагает, что речь идет о непонятных картинах, странных скульптурах и шокирующих инсталляциях. 

Впрочем, может и наоборот: о шокирующих скульптурах, например, о «Большой глине-4» У. Фишера, вольготно разместившейся на Болотной набережной в Москве на пару месяцев, о странных инсталляциях, которых так много, например, в музее с не менее странным, чем сами инсталляции названием «Гараж», и о непонятных картинах, настолько непонятных, что и говорить не приходится. 

Помните анекдот, про фоторобот грабителя авторства Пикассо, по которому полиция задержала по подозрению в нападении на художника трех старух, одного дворника, трамвай и куриную ножку? Анекдот как раз в тему реалистичности шедевров современных и уже не очень авторов и о яркости восприятия этих творений широкой публикой. 

От изменения порядка эпитетов, наделяемых зрителем объектов совриска, суть проблемы не меняется. Отношение к современному искусству для большинства, в прочем, тоже.

Фестиваль «ТЕРРИТОРИЯ» - это современное искусство. Как и положено по жанру, не всегда понятное, но в этот раз очень разнообразное. Здесь все не ограничивается картинами, скульптурами и инсталляциями: странными, шокирующими и даже не всегда эстетичными. Здесь все намного шире и объемнее, настолько, что одного города не хватило и фестиваль раскинулся от Москвы до Красноярска.

«ТЕРРИТОРИЯ» - это балет и сценические постановки, редко исполняемые оперы и кукольный театр, прогулки по знакомому городу в незнакомой компании с неординарными целями и отлично представленные выставки, это попытки заглянуть в историю отдельных явлений современными методами. Это настоящая творческая школа и очень много мастер-классов, это знакомые имена и много незнакомцев из разных городов и стран, увлеченных одной идеей.  «ТЕРРИТОРИЯ» - это абсолютно про все, и про все очень серьезно.

«Я Вам не скажу за всю Одессу – вся Одесса очень велика,» - иными словами, я не возьму на себя смелость рассказать про весь фестиваль, ибо такому скромному журналисту как я не объять необъятное, но я с огромной радостью остановлюсь на его отдельных частях. Остановлюсь, чтобы сделать это самое пресловутое современное искусство чуточку понятнее если не всем зрителям, то хотя бы моим читателям.

Сегодня я расскажу вам про балет. Впрочем, не совсем. Я расскажу вам про подсознание, почти по Фрейду. Модный был практик! Хотя, это не совсем Фрейд. Это модный сейчас танцевальный хоррор! Да! Пожалуй, самое точное определение! Вы уже догадались? Да, я расскажу Вам про бельгийский «ТРИПТИХ», танцевальный спектакль на грани балета и гимнастики, с элементами мистического триллера, направленного на выявления всего неосознанного, казалось бы, навеки погребенного в закрытых комнатах человеческого подсознании.

До московской премьеры спектакль существовал как «ДИПТИХ». На таких «громких» площадках как Парижская национальная опера, Фестиваль танца и театра в Гётеборге, Дягилевский  фестиваль в Перми и некоторых других, были показаны только две части представления: «Пропавшая дверь» и «Потерянная комната».  Третья часть, «Спрятанный этаж», добавилась к первым двум эпизодам только в рамках московской «ТЕРРИТОРИИ»

Философская суть спектакля состоит в том, что модная сейчас «жизнь в моменте» - явление ограничивающее. На благо или во зло подобное ограничение – это уже решать каждому, но спектакль – это реальная возможность увидеть, как оно было бы, если бы человеческая память была всеобъемлюще безразмерной. С моей точки зрения, подобный дар – прямой путь к безумию, но «ТРИПТИХ» - это точно про сознательное и не про осознанное.

Страх – одна из самых сильных человеческих эмоций, вызывающая выброс адреналина. В современных, довольно безопасных реалиях актуального мира, страх – легкий встроенный в человеческий мозг наркотик, природный и почти безвредный. Возможность переживать сильные эмоции в темноте комфортного, почти уютного, зрительного зала – не новый секрет успеха бельгийского балета. А вот эстетичный страх – это явление неординарное и вполне себе новаторское.

Восемь профессиональных танцоров, в невероятно выразительной удивляющей пластике рассказывают три истории: (а) про кошмар, который стучится в дверь; (б) про тревогу, живущую внутри нас; (в) про инфернальный ужас, который подстерегает нас где-то очень и очень близко.

Три истории – это возможность, наслаждаясь грацией и мастерством артистов заезжей труппы, более двух часов упиваться ужасным и удивляющим пространством, выхода из которого для его поселенцев априори нет. 

Три истории, объединенных единым, сюжетом о хрупкости человеческих отношений и мимолетности человеческой жизни. 

Эпизод первый: действие происходит в лабиринте комнат и коридоров. Герои этого реалити-шоу живут за невидимой стеной, которая только для них является неприступной преградой.  Они мечутся, ищут спасительные двери, стараются выбраться наружу, но выхода нет. Реальная дверь оказывается иллюзорной: за ней стена, встроенный шкаф, темная ницшеанская бездна, смотрящая тебе прямо в сердце … И ветер, губительный ветер, страшный ураган, ломающий тела, вдавливающий людей в стены, уволакивающий их в пропасть …

Эпизод второй: номер фешенебельного отеля. Героиня наедине со своими страхами, кошмарами, тревожными мыслями, депрессивными поворотами, воспоминаниями, придавленная гнетом вины. Оживают страшные тени: не родившиеся дети, случайные связи, сокрытые преступления, плохо залеченные болезни. Суицид - решение всех проблем? Беда, что в этом сне нельзя физически умереть… и опять герои бегут по кругу в пространстве, где выход замурован. Да и был ли он, выход?

Эпизод третий. Потерянный ад, место, где так или иначе, но одежду придется сбросить, - судей Страшного суда собственной совести не обманешь и улики не утаишь. Все сгорит в гиенне вынесенного приговора. Именно поэтому никто не хочет предстать перед трибуналом спрятанного этажа. Кстати, где спрятанного? Может быть в потаенных уголках наших душ?  

«Триптих» - это балет, похожий на зеркальный блик, на секунду поймавший идею всего фестиваля и многократно отразивший его на сцене. В изломанных телах виртуозных танцоров ты неожиданно выхватываешь идею современного искусства: выразить известное неизвестными/нестандартными средствами, создать вожделенный вау-эффект, использовать обычные инструменты в нестандартных целях, найти свой абсолютно уникальный путь в пространстве, испещрённом дорогами миллионов других людей. Пройти этот путь настолько экстраординарно, чтобы заметили те, кому нет дела не до чего.

«В "Триптихе" я использую приёмы кино – звуковые и световые эффекты. На экране легко вывести героя на первый план, на сцене – гораздо сложнее. Вот я и пытался вывести на первый план те мысли, которые проносятся в голове у девушки, хотел поиграть с реальностью. Я использую свет, чтобы заглянуть в её подсознание", – пояснил хореограф и автор спектакля Франк Шартье.

В этом и есть идея, не только спектакля, но и многих других произведений современного искусства. Нужно не просто донести до зрителя мысль, идею или образ, до зрителя надо достучаться: оторвать его от гаджетов, от рутины, от череды повседневных дел. Нужно затмить других стучащихся и отрывающих свои истины, призывно машущих руками. Нужно удивить, потрясти, остановить ускользающее внимание: хоть на секунду! Вложить в память пришедшего человека необычный образ, заставить о нем заговорить.

Габриэле Карризо и Франку Шартье это удалось. О «Триптихе» говорят давно, говорят в разных странах, теперь об этом танцспектакле говорят и в Москве. Говорят, что такое невозможно, что танцы нарушают законы физики, что тела артистов преломляются под невозможными углами, что на сцене творится мистика, замораживающая кровь. 

Особенно много говорят про последний эпизод спектакля: во-первых, раньше его никто не видел; во-вторых, шутка ли наблюдать как сцену затапливает водой, как в разноцветных всплесках этой воды зарождается, развивается и умирает бешенный по скорости и зашкаливающему эротизму виртуозный танец, как брызги летят в зал, как растет напряжение и … Вот! На сцене пляшут не люди, на сцене пляшет огонь! Пожирающий, все прощающий и сковывающий навеки в зрительской памяти искаженные обнаженные фигуры танцоров.

Может быть современное искусство не всегда понятно, может быть оно не всегда эстетично, может быть оно даже и не про человека, но все перечисленное не про «ТРИПТИХ» бельгийской компании «Peeping Tom». Посмотрите хоть в щелочку! Вам точно понравится. Они смогли достучаться до меня. Может быть, я передам их импульс Вам?