Три актуальные выставки

Преодолевая оцепенение, распутывая клубок эмоций в отношении текущих событий на мировой политической арене, а порой вытаскивая себя из депрессивных состояний, художники пробуют обрести голос и новый язык, говорить о нашем настоящем, делиться рефлексией.

Робкие как первые подснежники этой суровой зимой со снегопадами, часто короткие, всего на пару дней, закрытые, выставки эти всё же прорастают в поле московского современного искусства. Расскажу о трёх их них, на которых мне удалось побывать. 

Текст: Евгения Стерлягова

День Рождения Гоголя - это не только про литературу, про фолк, мистику и тонкий юмор. В Зверевском центре современного искусства 1 апреля прошел самоорганизованный хеппенинг «Многоточие». Как вы сами понимаете, вернисажи не проводят с былым размахом, обилием прессы и сторонних гостей. Приходят художники, люди из их окружения и друзья площадки. В афише выставки не указан куратор, в данном случае, он, скорее медиум, который обозначает связи и место. Главные тут конечно - художники и их спонтанно принесённые работы. 

Под самым потолком красные растяжки - работа «Россия ответит адекватно». Яркими лозунгами обозначены цитаты пресс-секретаря Президента РФ, Дмитрия Пескова, которые художница Надежда Лисовская взяла из новостных лент. 

Работа Надежды Лисовской, фото: Евгений Наумов

Арт-группа «Синие носы», ветераны арт-мира, давно выработавшие ироничный взгляд на массовую культуру, традиции, капитализм, и собственную жизнь, даже говоря о политических реалиях сегодняшнего времени, остаются верны своему стилю в работах-призывах «Не ссать» (видео) и «Не садиться» (фото). Графика, с изображением танка-гитары с одной стороны, делает этот символ менее угрожающим, с другой стороны -метафорически говорит о «музыке войны», концерт которой грянул неожиданно.

Работа группы Синие Носы, фото: Евгений Наумов

Работа Владимира Шишака - запыленное зеркало с надписью «Валя в подвале» погружает нас в атмосферу страха и разрухи. Многие работы подписаны псевдонимами, разные авторы делятся образами, связанными со своими личными переживаниями относительно текущей ситуации в Украине. На выставке были представлены живопись, также объекты, видео. 

Работа Владимира Шишака, фото: Евгений Наумов

Если участники и гости экспозиции в Зверевском – преимущественно опытные и состоявшиеся авторы, то следующая в моем списке - совместная студенческая инициатива.  Выставка «Единица», ментором которой выступил художник, автор текстов и преподаватель в сфере современного искусства, Хаим Сокол – это групповая выставка студентов программы «Современное искусство» ВШЭ. Она была показана в зале Артхаус ЦТИ «Фабрика» Изначально у ребят планировались индивидуальные выставки. Однако из-за тяжелых событий в феврале 14 молодых авторов объединились, чтобы прозвучать более убедительно и весомо. Как вызов всеобщему страху, 14 единиц становятся «хором забытым на сцене, брошенным, предоставленным самому себе».

фото Валериа Волкова, на фото работа Алики Галимовой "Цветы"

Шабашова Анастасия в своей работе «Разговор» использовала аффективное письмо, работая с эмоциями посредством экспрессивного рисунка. На упаковочной бумаге в водовороте штрихов образовались изломанные тела в неловких позах.

фото Валерия Волкова, на фото работа Шабашовой Анастасии

Посредством инсталляций из перешитых мягких игрушек Волкоморова Ульяна говорила о проблемах беженцев, мирного населения, лишенного в результате конфликтов самого важного и базового: домов, имущества, безопасности. 

Работа Александры Пантелеевой "Среди нас", фото: Екатерина Маркова 

Тема игрушек была заметна еще в нескольких работах: Махнёвой Алины, Александры Пантелеевой. Игрушечные танки и солдаты, использованные в работах молодыми художниками выглядят сюрреально и пугающе, говоря со зрителями о распространённых политических играх взрослых, заложниками которых становятся обычные люди, в их числе, самые уязвимые слои населения. Очень эмоционально воздействуют игрушки, залитые свинцом в работе Дианы Ли.

фото Валерия Волкова, на фото работа Дианы Ли

Белые, похожие на усыпальные простыни, вошедшие в работу Софьи Алексеевой «Нечего хоронить» напоминают о ядерной трагедии в Херосиме, предостерегая жителей планеты от подобного сценария, оставляющего от людей лишь тени на асфальте. 

фото Валерия Волкова, на фото посетители выставки на фоне работы Софьи Алексеевой "Некого хоронить"

Сайтспецифический объект «Что делать дальше»? Анастасии Амбросовой - разрушенная лестница из цемента, несколько ступеней, ведущих в никуда, оставляют этот вопрос драматически открытым. 

Работа Анастасии Амбросовой "Что делать дальше?", фото: Екатерина Маркова

В этом же галерейном пространстве студенческую выставку сменило открытие проекта группы Pomidor - «Станция метро».

На стене у входа посетителей ждал текст основательниц группы, художниц Полины Егорушкиной и Марии Саркисянц. Текст описывал очень подробно, что планировалось сделать до... конца февраля этого года. Читатель с фантазией мог бы живо воспроизвести в своей голове этот эпичный план- помпезную станцию в духе сталинского метро, как олицетворение политической и культурной силы. Однако, отведя глаза от текста, можно было обнаружить, что мы находимся в месте, где ничего такого нет! Этот ход лишь усиливал разрыв между ожиданием и реальностью. Зал был почти пуст, не считая лавки посредине и надписи на одной из стен.

Конечная. Кажется, вот-вот раздастся голос из динамика, предупреждающий пассажиров об административном наказании за отказ своевременно освободить вагон.  

Вход на выставку, фото: ТатьянаСушенкова

Художественный жест, вызывающий оторопь зрителей и растерянность от лаконичности решения пространства и осознания того, что мы видимо «все…приехали»- меткое актуальное высказывание. Оно передаёт наше общее ощущение от стремительных и шокирующих событий. Этот поезд едет слишком быстро. Конец маршрута - вот он. И старому миропорядку тоже конец. 

Экспозиция выставки, фото: Татьяна Сушенкова 

Долгих пафосных речей не было. Все, кто доехал на эту встречу, просто смогли поговорить, свалив на лавку верхнюю одежду, расставив на этой же ровной поверхности пластиковые стаканчики и бутылки. Все было максимально похоже на метро, и даже сквозняк. Растерянные люди, которые заново продумывают свои жизненные маршруты.