Тут нет никакой причины подниматься выше

Текст: Ксения Егольникова

Фото: ММОМА

Впервые в России в Московском музее современного искусств на Гоголевском показан масштабный персональный проект Яана Тоомика. В нем представлены работы эстонского художника за 20 лет творчества – от живописи и скульптуры до игровых фильмов и видеоарта. Куратором выступил Виктор Мизиано. 

О Яане Тоомике иногда говорят, как о самом известном художнике Эстонии на международной арт-сцене. Действительно, в его творческой биографии – выставки на значимых площадках: Национальный центр Жоржа Помпиду в Париже, 47-я и 50-я Венецианские биеннале современного искусства, музеи и галереи Берлина, Сан-Паулу и проч. Сейчас Яан преподает в Эстонской академии художеств, которую в свое время он закончил по классу «живопись». Выставка поделена на блоки не диахронически, а тематически (с конца 80-х Тоомик увлекался почти всем, что является полем эксперимента современного востребованного художника: перформанс, инсталляция и т.д.) – но живопись неизбежно сопровождает его творчество и посетителя выставки. На этих сериях мы видим тела, головы, части тела. Художник пытается средствами академической живописи (он называет свой стиль «неоэксперессионизм») передать то ли трансгрессию, то ли некие вариации вечных тем – рождения и смерти, перехода одного в другое. Кстати, идея цикличности жизни обозначается как основной концептуальный стержень выставки, которая названа «В моем конце – мое начало. В моем начале – мой конец» и творчества Яана Тоомика в целом. 

Из множества залов, где мы можем увидеть короткометражные фильмы, видео-инсталляции (танец на могиле отца, катание голым на коньках), инсталляции вещественные (к примеру, объект из 22-х гробов), живописные серии и проч., особое внимание привлекает первый же зал, в котором представлены короткие документальные фильмы-интервью. Здесь мы видим предельно близко людей, которые раскрывают в незамысловатом разговоре, в нескольких ответах – свою особую вселенную. Первый персонаж – художник с болезнью Паркинсона. С трудом сидит на месте, раскачиваясь из стороны в сторону – его короткие и простые реплики поражают своей глубиной. За суждениями о жизни и искусстве стоит чуткое, внимательное отношение к слову, за которым стоит прожитая и выстраданная жизнь: 

- Ваши подходы меняются стремительно или же они остаются неизменными?

- В основном они неизменны, по-старому, все на том же детском уровне. 

- По-старому, на детском уровне?

- Да. Тут нет никакой причины подниматься выше. На более высокий уровень. Все на самом первоначальном уровне. Выше невозможно, можно только спуститься ниже. 

- Если мы сейчас исключим искусство живописи, сможете ли вы сформулировать, что же тогда окажется для вас самым важным в жизни?

- Что самое важное? Если я сейчас проявлю остроумие, то самое важное не упустить то, что важно. Все время держать глаза широко открытыми.

Именно разговор – возможный или невозможный – волнует художника Яана Тоомика. Каждая работа – это попытка коммуникации, в осуществлении которой могут помочь неожиданные явления: стихия воды, музыка, пластика тела, детское пение, молчание. 

Выставка открыта до 24 марта в Московском музее современного искусства (ММОМА) на Гоголевском бульваре.