Твое имя

Текст и фото: Ариша Андреева

26 июня в галерее Крокин, одной из старейших галерей современного искусства Москвы, открылась выставка художника-исследователя Александра Панкина “Геометрия имени”, которая раскрывает основную суть его многолетнего исследования взаимодействия науки и искусства. Главной задачей этой серии работ является воплощение числовой реальности через художественную форму в арт-пространстве на примере имен современных художников, друзей, и, конечно же исторических личностей.

На торжественном открытии Михаил Крокин, основатель галереи отметил, что все сотрудники влюблены в эту выставку: “Когда она задумывалась, несколько лет назад, мы думали, что соберем из архива некоторые работы, что-то придумаем новое… Но в течении подготовки, нас осенила мысль, что можно посвятить часть произведений ныне живущим художникам, например, Наседкину, Потанину, Тишкову. Постепенно мы вышли на то, что будем делать посвящение нашим любимым художникам, которые согревают нас своими новыми выставками, и которые с нами сотрудничают на протяжении длительного времени. Одна из последних работ посвящена Александру Константинову, которого, к сожалению, уже нет с нами. А самая свежая работа посвящена Ире Горловой, которая здесь присутствует, наш герой”.

А художник, в качестве иллюстрации важности имени для человека, рассказал историю об одном африканском племени. Если человек в чем-то нуждается, он берет это взаймы у соседа, но в залог оставляет свое имя. И пока не вернет весь долг, имя к нему не возвращается. «Это подтверждает мою мысль, что имя – это особый объект», - говорит Александр Панкин.  

Художник согласился ответить на несколько наших вопросов.  

Ариша Андреева: Как возникла идея этой серии работ?

Александр Панкин: Я ее придумал уже очень давно. Это образец научного искусства – созданию композиции предшествует структурный анализ сочетания имени и фамилии. Я задался вопросом: почему язык такой живой? В нем есть своя система – гласные и согласные образуют слоги, слоги образуют слова, а я показываю уже полную гармонию слов в имени человека. 

А.А: Очень интересно узнать, какая работа была первой?

А.П.: Она была посвящена Казимиру Малевичу. Работая над этой картиной, я заметил, что у великих людей, как правило имена очень гармоничны, уникальны.

А.А.: Почему все работы на темном, чаще черном фоне?

А.П.: Дело в том, что, произведение искусства — это прежде всего пространственно-пластическая структура. Плоскость холста или бумаги – это возможность для удивительных пространственных построений. Черная бумага несет для меня больше возможностей, чем белая. Я, конечно, делал “Геометрию имени”, в частности своего, на белой бумаге, но она не дает той особой сосредоточенности. Безумно люблю черную бумагу.

А.А.: Может быть, потому что первая работа была посвящена Малевичу? 

А.П.: Она сразу была на черной бумаге, и это задало тон всей серии работ. Вот если повторить работу, например, посвященную Александру Константинову, на белой бумаге, то все кардинально изменится. Потому что пульсирующее пространство белого листа и черного – они совершенно разные.

А.А.: У вас в этой серии есть любимая работа?

А.П.: Есть. Это огромная серия аналитических произведений, к примеру, по Малевичу я их изучил примерно 25. Кстати, она очень быстро разошлась. Работы есть в Третьяковской галерее, Русском музее, частных коллекциях. Для меня важно быть первопроходцем в этом направлении: Вот подумайте, кто мог реализовать в пространстве искусства такой уникальный объект, как имя человека? Я, например, не знаю. Имя – это уникальный объект. Павел Флоренский, который занимался философией имени, говорил: “Человек без имени еще не человек”. Алексей Лосев так же занимался проблемой имени: “Объект, который не имеет имени в нашем сознании не существует”.  

На открытие, не смотря на проливной дождь, пришло очень много людей. Сама выставка размещена в двух залах галереи. В экспозиции отсутствуют этикетки, так как сами работы говорят о себе. Каждая работа уникальна, ее приятно и интересно рассматривать, узнавать что-то новое о знаковых именах современности и заставляет задуматься: а что несет твое имя в жизнь? 

Вставка «Геометрия имени» открыта в Крокин галерее до 21 июля 2019 года. 

Александр Панкин