Уже почти Фотобиеннале

В Москве торжественно открылся фестиваль «Фотобиеннале 2016». Вернисаж первых экспозиций в рамках проекта прошел по традиции в Мультимедиа-Арт Музее под чутким руководством Ольги Свибловой.

Вечером девятого февраля все, кто был в это время свободен и интересовался искусством, приехали на Остоженку. Увидеть можно было и журналистов, и фотографов, художников, светских особ, а так же студентов и многих-многих других. Все этажи музея были заполнены гостями: кто-то обсуждал выставки, кто-то «селфился», кто-то стоял в очереди за теплым чаем (день выдался прохладным).

Торжественную речь Ольга Львовна начала с того, что где-то в пространстве музея бродит Виталий Комар (зал встрепенулся), и никто не может его найти. На помощь главному куратору и, стоит сказать, создателю Фотобиеннале в России сразу ринулись все ее помощники … Но Комара так и не нашли.

Выставка «Фотографии Микки в соавторстве с Виталием Комаром и Александром Меламидом» тем не менее открылась на минус первом этаже. Этот проект состоялся в 1988 году и назывался «Экологическое соавторство» - обезьянка Микки бродила по Москве вместе с художниками и самостоятельно выбирала, что снять. Конечно, с техникой соавторы ей помогали – то резкость поправить, то фокус подкрутить. Эти снимки не часто показывают публике, поэтому возможность увидеть их на Фотобиеннале уникальная.

Также в рамках 11-ой международной Фотобиеннале Мультимедиа Арт Музей представил выставку легендарного календаря Pirelli. Фотографии для 43-го выпуска календаря были созданы одним из величайших фотографов современности – Анни Лейбовиц. Музей «Московский Дом фотографии» уже показывал ретроспективную выставку ее работ в рамках фестиваля «Фотобиеннале 2000». Смотреть на этот календарь – сплошное эстетическое удовольствие, особенно, если вы вылезли из час-пикового метро, наполненного толпами немиловидных людей. Ну, во-первых, это красиво, во-вторых, профессионально (Анни Лейбовиц по-другому не делает). Начав свою карьеру с должности фоторепортера для журнала Rolling Stone в 1970 году, она с каждым годом становилась все популярнее и популярнее. Интервью с Джоном Ленноном, публикация в Vogue, выставка в Нью-Йорке, ее творческие заслуги можно перечислять бесконечно. Галерея портретов великих женщин нашего времени - вот чему посвящен нынешний календарь. Достояние женской половины человечества выражено в привычных черно-белых гаммах, минимальном количестве ретуши и макияжа и непринужденных позах: «Я хотела, чтобы женщины на портретах были изображены такими, какие они есть, без прикрас» - говорит Лейбовиц. Наталья Водянова открывает зал с фотографиями из календаря – настоящая гордость нашей страны, основатель благотворительного фонда «Обнаженные сердца», модель и многодетная мать. Продолжают экспозицию и Йоко Оно (художник и музыкант) в боди, колготках в сеточку и цилиндре – кто, если не она. Патти Смит, Кэтлин Кеннеди, Эми Шумер, Агнес Гунд, Фран Лебовиц, Меллоди Хобсон, Тави Гевинсон, Ава Дюверней и Яо Чэнь. Крупную печать можно изучать часами, тут видны мельчайшие детали тел, глаза, мимические морщинки от улыбок. Зал закрыт плотными шторами, а каждая работа подсвечивается в меру ярким прожектором. Значимо, что буквально в эти же дни похожая выставка Лейбовиц открылась в Лондоне.

Нью-Йорк Нью-Йорком, Лондон Лондоном, но есть еще выставка «Без названия» Евгения Гранильщикова. В основу экспозиции лег материал, который создавался в тесной связи с «противоречивыми и турбулентными событиями, охватившими весь мир за последний год», как говорится в пресс-релизе.

Случайные фотографии выглядят очень романтично и трогательно, особенно в промежутке между днем Св. Валентина и 8 марта. Работа с совершенно чудесным, на мой взгляд, высказыванием «уже почти море» - фотография из иллюминатора самолета напоминает о тех моментах, когда в надежде на увлекательные приключения и тепло, отрываешься от земли с легким замиранием сердца - и под тобой густые облака, похожие на воздушно-ватное море.

Банальные, казалось бы, интернетные фразы вроде «так близко и так далеко», кочующие по просторам ВКонтакте и Facebook, тут белыми буквами на фоне зеленой травы и стаканчика от кока-колы смотрятся аккуратно и иронично.

В зале полумрак, в одном углу слышны шуршания из другого с видео-инсталляциями, еле-еле светятся фотографии в неоновых рамках, все очень тихо и гармонично, островок спокойствия посреди шумной Москвы. Как и планировал автор, разрозненные произведения склеиваются в единую смысловую систему «неким поэтическим веществом». Выставка заставляет зрителя преодолеть путь сквозь обрывки фраз (Миллион мелочей), осколки жизней (Видео, где обнаженная женская фигура курит в окно толстую сигарету), кусочки картинок (засвеченные фотоснимки. На афише выставки написано «Без названия», а мне в голову приходит другой заголовок «По руинам на пути к спокойствию и полноценности». 

Так же сейчас в МАММ пока еще можно увидеть выставки «Отоваренная мечта» - экскурс в историю советского дефицита и повод посмотреть на трогательную советскую рекламу и «Grand tour: русская версия. Неаполь», открывшиеся еще до фотобиеннале. А в рамках самого фестиваля показывают проекты «Фотографии Российской Империи 1830х – 1870х годов Вильяма Каррика» и «Уездный город Галич (1900е – 1930е годы) в фотографиях Михаила Смодора». Наконец, выставку Яна Белински «Люди и не только».

Об этих довольно специфических экспозициях, предназначенных для фото-гурманов, мы расскажем отдельно.

Текст и фото: Арина Романцевич