"В ожидании моды": очищение и причастность

Искусство и мода, вернисаж и вечеринка, разговоры о высоком и танцы на барной стойке - все эти казалось бы несовместимые вещи удалось объединить Владу Шатило в своей дебютной выставке “В ожидании моды”, которая проходит в галерее “Электрозавод”.

“В ожидании моды” – это серия фотографий, сделанных на одном из показов Российской недели моды Mercedes-Benz Fashion Week. На самом деле, совершенно не важен конкретный показ, не важно место проведения, не важны дизайнеры и модели – для художника важны только зрители. Несмотря на то, что зрители являются одним целым и просто играют роль фона, если посмотреть на каждого в отдельности, можно увидеть процесс перехода от случайного человека до причастного к событию. Влад смог уловить это пограничное состояние: “Чтобы из обывателя сделать идеального зрителя, необходимо заставить его пройти ритуал очищения от скверны повседневности. Именно это ожидание в черно-фиолетовой темноте очищает каждого, заставляет прочувствовать степень важности события и возвышает до его уровня”.

Мы все находимся в промежуточном состоянии, ничего не воспринимая в полной мере: с кем-то общаемся, параллельно просматривая социальные сети, мельком взглянув на очередную картину, фотографируем ее и идем дальше. В череде бесконечных вернисажей искусство стало декорациями для встреч. Влад не отрицает этого, и не пытается предотвратить – он, наоборот, создает максимально удобные условия для вечеринки. Полумрак, ультрафиолет, бар, электронную музыку, лаунж зону нормально видеть в клубе, но когда встречаешь такую атмосферу в галерее, происходит нарушение привычного ритма и принятый шаблон поведения на вернисаже ломается, заставляя выходить из зоны комфорта. 

Восемь фотографий – портреты восьми случайных людей, вырезанные из общего плана зрительного зала. Мы ничего не знаем ни об их жизни, ни о том, как они попали на показ, ни о их впечатлении, и именно поэтому не можем перестать придумывать истории этих людей, спрятанных в тысяче пикселей. Вот, например, кто эта женщина с суровым взглядом, или зачем сюда пришел молодой человек с очертаниями лица тургеневской девушки, а почему эти люди во флуоресцентных очках? Это уже готовые персонажи, осталось только прописать характер и сюжет – это заставляет каждого посетителя выставки становится автором, а не бездумно просмотреть фотографии и перейти наконец к аперитиву и разговору со случайным знакомым. 

Призывно светящаяся в ультрафиолете экспликация выставки гласила, что искусство и мода используют одни и те же инструменты, но дело в том, что к демонстрации искусства перестали готовить, зритель приходит и сразу лоб в лоб сталкивается с чем-то непонятным, и вряд ли ему нужным. Основатели галереи “Электрозавод” шутят, что процесс подготовки происходит благодаря пропускной системе и длинным запутанным коридорам, и, возможно, это не так уж плохо, помогает прочувствовать неслучайность события. 

Автор статьи: Дарья Хаустова

Для посещения выставки следите за обновлениями на facebook