«В пыли этой планеты»: каким будет мир-без-нас

До 17 февраля в музее современного искусства ART4 открыта выставка «В пыли этой планеты», включающая работы 16 молодых художников из России и стран СНГ. Название и концепция экспозиции были вдохновлены философским трудом Юджина Такера «Ужас философии. В пыли этой планеты». Вслед за философом художники переосмысливают ощущения ужаса и тревожности, связанные с наступлением новой реальности, в которой не останется ни Бога, ни Человека, ни даже Природы. 

Текст: Кондрякова Полина 

Сопроводительные тексты к выставкам современного искусства нередко грешат нагромождением сложных терминов и описанием непостижимых уму концепций, и выставка в музее ART4 не является исключением, хотя это нисколько не умаляет качества её визуального наполнения. 

Павел Польщиков «Fountain», 2021 Фото: Instagram 

Выставка помещает зрителя в пространство «пост-хоррора», когда эффект жуткого достигается не за счёт присутствия чего-либо аномального: призраков, монстров или восставших мертвецов, а наоборот – из-за отсутствия привычных нам вещей. Сегодня эта тема стала животрепещущей, как нетрудно догадаться, в связи с угрожающе растущим уровнем цифровизации и постоянно усугубляющейся эпидемиологической ситуацией, выхода из которой пока совсем не видно.  

Трудно удержаться и не вспомнить, с каким рвением в разное время художники обращались к теме «Апокалипсиса», пока всё человечество ожидало конца света. И вновь «рупоры эпохи» создают пессимистические фантазии на тему «мира-без-нас», который должен вот-вот наступить. Наиболее интересен тот факт, что искусство, транслирующее образы якобы после конца мира создаётся молодыми художниками здесь и сейчас.

Евгений Гранильщиков. Кадр из видеоинсталляции «1000 вспышек и 1000 ожогов», 2021. Фото: пресс-служба музея АРТ4

В первом зале сразу встречаешь работы Миши Гудвина – триптих коллажей на оргстекле и инсталляцию, собранную из того же оргстекла и строительных лесов. На щитах ломаной формы в произвольном порядке скомбинированы образы массовой культуры 90-х: Hello Kitty и Могучие рейнджеры. За счёт как бы параллелей и меридианов, стрелок, намечающих внутренние связи между разрозненными изображениями, создаётся эффект недосказанности. Перед нами обломки карт, по которым можно было бы что-то найти, но пока невозможно. Намеренное отсутствие целостности отлично перекликается с современной ситуацией избытка информации и отсутствием возможности сложить её в единую систему мира. 

Миша Гудвин. Фрагмент триптиха, 2021. Фото: пресс-служба музея АРТ4

Вообще, нужно отметить, что представленные на выставке художники активно работают с узнаваемыми формами и образами, мифами и ритуалами, причём причудливо их преобразовывая. В том же первом зале экспонируются «Часовни» Федоры Акимовой. На бело-бирюзовых «формалиновых» киотах располагаются фигурки диких животных: кенгуру, пингвинов, бегемотов и динозавров (кстати, уже вымерших). Обращение к традиционно религиозной форме киота-часовни сразу наводит на мысли о ритуальности и историческом мифотворчестве, а включение фигурок животных даёт ощущение инаковости. Возможно ли, чтобы людей заменили динозавры?

Федора Акимова. Часовня1, 2021. Фото: Instagram 

Условно выставку можно разделить на две части: большой первый зал и анфиладу комнат, в которых существуют тотальные инсталляции-миры. Наташа Перова представила пять объектов, размещённых в затемнённом помещении, увитом плющом и папоротником. Почти абстрактные бессюжетные коллажи из обрывочных образов, явно почерпнутых из цифровых медиа сочетаются с органикой. Инсталляция сразу вызывает ассоциации с фильмом «И грянул гром» Питера Хайамса: природа сильнее человека, который пал вследствии техногенной катастрофы. 

Наташа Перова. 5 объектов, 2021г. Фото: пресс-служба музея АРТ4

Частью открытия стал перформанс Гены Марвина. Тщедушное человеческое тело, перемотанное белым скотчем и водружённое на огромные и неустойчивые каблуки-ходули трагически падает и снова поднимается в пространстве белого куба. Инопланетянин это или человек, переживший катастрофу, решать зрителю, но всё действие, безусловно, является метафорой неустойчивости и хрупкости, а герой – этакий Пьеро нашего времени. 

Гена Марвин, перформанс, 2022. Фото: Instagram 

Несмотря на сложность концепции, экспозиция получилась удивительно гармоничной, проникнутой внутренними связями и наполненной мистицизмом. Это думающее современное искусство, глубоко философское и магически иррациональное. 

Придите и ужаснитесь!