ВДНХ: современность и история. Хороших выходных!

Мы решили посвятить этот материал ВДНХ, как самой большой выставочной площадке страны, на которую в недавнем времени стали приглашать и современное искусство. Год назад Правительство Москвы приступило к реставрации и обновлению ВДНХ - с целью превращения данного пространства в современный парк с культурной программой. С начала работы 6 Московской биеннале, наша редакция стала частым посетителем выставочного центра. 

Сейчас на ВДНХ открыто сразу 5 интереснейших выставок, мимо которых мы не смогли пройти, и посетить которые мы рекомендуем. Для наших коллег, ежедневно сталкивающихся с искусством в рабочее время, и которым очень сложно организовать свой собственный культурный досуг, эти выставки могут стать интересной программой выходных - на них можно многое узнать и получить безмерное удовольствие. 

Первая - «Нереальные герои. Художники и персонажи «Союзмультфильма» проходящая во 2-м павильоне ВВЦ, где представлено около 700 графических и объемных экспонатов, которые раскрывают тайны создания мультипликационных образов. Рядом, в кинозале, в режиме нон-стоп демонстрируются мультфильмы и проходят творческие встречи со знаменитыми режиссерами и художниками анимационного кино. Великие шедевры мультипликации представлены подлинными декорациями, эскизами, раскадровками, макетами и куклами из известных и любимых многими мультфильмов про Чебурашку и крокодила Гену, Винни-Пуха, Карлсона, Буратино, «Ну, погоди!», Щелкунчика, жителей Простоквашино и многих других сказочных территорий, которые представлены собранием Государственного центрального музея кино, киностудии «Союзмультфильм» и частными коллекциями.

Другая выставка в павильоне №67, о которой хотелось бы упомянуть, организована совместно с Политехническим музеем - «Авиация. Утро новой эры. Россия 1910–1935 гг.», на которой можно проследить как за 30 лет прогрессировало самолетостроение: легкая деревянная конструкция, обтянутая тканью, превратилась в многомоторного металлического гиганта, какое влияние авиация оказала на культуру и как она изменила мир, перевернув представления людей о пространстве, времени и возможностях человека.

Выставка «История моды: от авангарда к ГОСТу» в павильоне №59 посвящена истории текстиля и моды России 1920–1960-х годов. Экспозиция объединяет больше ста экспонатов из собраний профильных российских музеев, архивов и частных коллекций. Один из самых подробных разделов выставки посвящен 1920-м. В середине 1920-х супрематические орнаменты уступили место пропаганде. Представленные на выставке эскизы Оскара Грюна для Трехгорной мануфактуры и Киры Щуко для ивановских ситцев наполнены пафосом октябрьских событий и последующих достижений социализма. Экспозицию открывают работы Варвары Степановой, Любови Поповой, Ольги Розановой, Александры Экстер, Николая Суетина, Казимира Малевича, Константина Рождественского, Надежды Удальцовой, Людмилы Маяковской и Ильи Чашника. 

Выставка «100 лет моды в России: 1915–2015. Из коллекции Александра Васильева» в павильоне №64 представляет масштабную ретроспективу моделей женской и мужской одежды, а также аксессуаров, которые ярко демонстрируют изменения в российской моде с 1915 по 2015 год. 100 специально изготовленных манекенов представляют самые разные образцы мужской и женской одежды за последние 100 лет. 

«Watch Me Move: Легенды и лица мировой анимации на ВДНХ» в павильоне №15 организованная совместно с британским культурным центром Barbican, посвящена истории мультипликации. На экспозиции представлены главные имена мировой анимации - от авторов первых черно-белых мультэкспериментов до лидеров новой волны анимационного артхауса. В состав экспозиции вошли лучшие релизы главных анимационных студий — Walt Disney, Warner Bros., Aardman, Pixar, Ghibli. 

Мы рекомендуем эти проекты коллегам, потому что именно здесь можно столкнуться с визуальной историей своей истории, понять истоки своих творческих приемов и ассоциаций.

Небольшой и полезный исторический экскурс: 

Решение строить Всесоюзную сельскохозяйственную выставку было принято в 1935 году на Втором Всесоюзном съезде колхозников-ударников. Официальное открытие состоялось 1 августа 1939 года и представило собой целый выставочный город, посвященный успехам СССР. 

В июле 1939 года, менее чем за месяц до открытия Выставки, скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» была перевезена из Парижа, где она пользовалась большим успехом на «Экспо-37», и смонтирована на подъездной аллее к Главному входу ВСХВ. Из-за недостатка времени, к большому огорчению Мухиной, высота постамента для статуи составила всего десять метров (в отличие от 34 метров в Париже). (прим.ред. сейчас высота павильона-постамента — 33 м). Общий вес — 185 тонн).

Во время Великой Отечественной войны выставка была закрыта и открылась только в 1954 году. К этому времени появились всем известные архитектурные шедевры: фонтаны - «Дружба народов», «Каменный цветок» и «Колос» (архитектор К.Т. Топуридзе). Знаменитая пятипролетная триумфальная арка – в качестве главного входа была выстроена архитектором Иннокентием Мельчаковым. Сверху на арку входа была поставлена еще одна скульптурная группа «Рабочий и колхозница», но вместо серпа и молота они держали большой сноп колосьев. А главный павильон архитекторов В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейха и А.В. Великанова, сохранявший к 1939 году некоторую связь с конструктивизмом и архитектонами Казимира Малевича, был полностью перестроен Г.В. Щуко (сыном В.А. Щуко) и Е.А. Столяровым в виде мини-высотки со шпилем. 

1958–1967 годы прошли под девизом «Догнать и перегнать Америку». После антисталинской речи Хрущева на ХХ съезде партии события в стране начали разворачиваться еще стремительнее. В 1956 году, включив радиоточку, можно было вместо «не нужен мне берег турецкий» услышать Ива Монтана, поющего по-французски о парижских бульварах. В это же время в Москве открылась выставка Пабло Пикассо, очередь на которую растянулась на несколько кварталов. В 1957 году в Москве проходил шестой Всемирный фестиваль молодежи и студентов. На факультеты русского языка и литературы американских университетов начался рекордный наплыв студентов. СССР казался страной, далеко опередившей Запад в области технологий.

В 1958 году, окрыленный полученным Гран-при за архитектуру советского павильона в Брюсселе, Хрущев подписал договор с Эйзенхауэром об обмене выставками между СССР и США. Сельскохозяйственная выставка, цель которой была убедить население СССР в успехах колхозов, стала выставкой потребительских товаров, первоначально адресованной не столько москвичам, сколько вице-президенту США Ричарду Никсону, который должен был торжественно открывать американскую выставку в Москве.

В 1970-1980-е годы государственная идеология рука об руку шла с ВСХВ-ВДНХ. Когда возникла необходимость организовать в СССР первую международную книжную ярмарку, местом ее расположения была выбрана ВДНХ. Все капиталистические страны должны были увидеть «открытость» Москвы для культурного диалога. И видимость такого диалога следовало организовать. Это было поручено КГБ СССР и дирекции Выставки. Приведем рассказ бывшего офицера Комитета государственной безопасности: «В международной книжной ярмарке пожелали принять участие ряд фирм капиталистических стран. Они планировали провезти через границу СССР множество запрещенных в то время изданий — так называемую диссидентскую литературу и другие нежелательные для нашей страны книги».

В 1988 году ВДНХ была переведена на хозрасчет, а затем и вовсе лишилась государственного финансирования. Предстояло выживать самостоятельно, искать новые источники финансовой поддержки. Началась новая эпоха, которую в народе затем окрестили «эпохой Всероссийской шашлычной». К 1994 году в павильонах ВВЦ были закрыты практически все экспозиции, за исключением разве что павильонов отраслей животноводства.

В ноябре 2013 года Президент РФ Путин В.В. подписал документ, позволивший решить вопрос сложной системы собственности и отсутствием единого центра управления. Больший % акций ВВЦ был передан Правительству Москвы, которое стало при этом 100%-ным собственником акционерного общества. Новая команда заявила о то что, объединит в себе три функции, ради которых выставка создавалась в свое время. Она снова станет главным музейным и выставочным комплексом страны.

В 2014 году ВДНХ открыла свои двери и для современного искусства. В павильоне «Оптика» прошел 5-й Lexus Hybrid Art (куратор Богомир Дорингер). В сентябре 2015 года, в Центральном павильоне ВДНХ прошел основной проект 6-й Московской биеннале (Комиссар Иосиф Бакштейн) и несколько специальных проектов в рамках биеннале. Будет ли продолжение вливания актуальных художественных процессов на самой большой выставочной площадке страны? Время покажет.  

Текст: Наталья Александер

ВДНХ

Фото с официального сайта ВДНХ,

Натальи Александер и Арины Романцевич