Венеция: скоро биеннале!

13 мая 2017 года в Венеции открывается самый масштабный форум соврменного искусства - Венецианская биеннале. Немного фактов из истории рассказывает нам Мария Бондаренко.

Венецианская биеннале – старейшая в мире выставка художественных произведений, история которой длится уже более 120 лет, ведь первый раз она открылась еще в конце XIX века, в 1895 году! Номинально выставка проходит раз в два года (отсюда и латинское название – биеннале, то есть именно «раз в два года»), хотя из-за различных исторических ситуаций не раз это правило нарушалось.

Престиж и значение биеннале в Венеции постоянно росли. Если в первом биеннале 1895 года участвовало всего 16 стран, то в этом году их – 88. Участвуют все, кто способен: от крупнейших стран мира до микроскопических островов и атоллов вроде Тувалу и Кирибати. 

В 1907-1914 годы, еще перед началом Первой мировой войны, в Венеции выставлялись русские художники-модернисты. Это были, в частности, Лев Бакст, Исаак Бродский, Михаил Врубель, Мстислав Добужинский и Борис Кустодиев, который стал первым и пока последним художником из России, получившим приз на Венецианской биеннале (1907). 

В 1914 году Россия построила в Венеции собственный выставочный павильон, архитектором которого был знаменитый Алексей Щусев. 

Позже в выставке активно участвовали и советские художники.

Вот, что пишет Алексей Мокроусов про российское участие в биеннале в своей резензии на книгу Николая Молока "Русские художники на Венецианской биеннале, 1895-1913": "Наверное, кто-то и догадывался, но мало кто мог представить себе всю пестроту этой картины. Русские художники, представлявшие Россию на 55 венецианских биеннале начиная с 1895 года, похожи на настоящий зоопарк. Здесь и мастодонты уровня Репина и Дейнеки, и забытые ныне персонажи – иногда забытые заслуженно, иногда нет.

Впрочем, оборот «представлять Россию» - поначалу участие в биеннале рассматривалось исключительно как частное дело. Взять за комиссарство в павильоне мог практически любой желающий.

Еще в начале века присутствие авторов из России было нерегулярным. Так, на первую биеннале в 1895 году из четырех приглашенных представить работы смог лишь скульптор Леопольд Бернштам, а Марк Антокольский, Иван Прянишников и Василий Верещагин прислать их не смогли.

Бернтштама показали и в следующий раз – вместе с Генрихом Семирадским, Альбертом Бенуа, Ильей Гинцбургом и другими авторами. Антокольский и Репин вошли в попечительский совет биеннале, но своего павильона, а порой и зала, у России не было, что приводило к не всегда яркому представительству до революции. В книге обо всех рассказывается с равным уважением - даже о тех выставках, где Россия не участвовала, но собиралась.

Особенно интересными оказываются материалы, связанные с комиссарством Сергея Дягилева в 1907-м (их публикует Маттео Бертеле, автор двух из шести статей в книге[1] и текстов о многих биеннале). Оно неизбежно протекало со сложностями, если не сказать - скандально. Дягилева де факто отлучили от оперативного управления русским разделом. Тем не менее главную задачу он выполнил, показал не только своих любимцев, Бакста, Врубеля и Левитана, но и многих молодых авторов, от Анисфельда до Юона. Именно при Дягилеве Россия первый и единственный раз получила главную награду биеннале – та досталась Кустодиеву.

Неровно развивались отношения России с биеннале и после революции. Деление России на красную и белую, отсутствие дипотношений между Италией и СССР сказывалось и здесь.

Зато как новая власть решила использовать Венецию как пропагандистскую площадку, так сразу повезли новейшие течения, неакадемическое искусство. Смотришь списки участников 20-х – такое ощущение, что читаешь историю авангарда. Но уже в 30-е возобладала идеология, определявшая почти все выставки вплоть до развала СССР. Здесь были и удачи – как «Художник и театр» в 1984-м (две трети места отдали Тышлеру) или выставка к 800-летию «Слова о полку Игореве» - ее главным героем стал Фаворский, все его гравюры оптом закупил один итальянский коллекционер. Показывали бывших граждан России и в других павильонах. Так, в 1948 году «Большую премию» получил Шагал, два года спустя – Осип Цадкин. Оба к тому времени стали гражданами Франции".

Новое дыхание Венецианское биеннале обрело после Второй мировой войны, когда это сверхвыставка стала площадкой для неформального, актуального искусства, нового авангарда. В 1950 году в павильоне США были представлены Поллок и Де Кунинг, а в 1964 году мждународное признание получил поп-арт. Гран-при конкурса вручили Роберту Раушенбергу.

Интересно, что группа «Коллективные действия» обрела свое название именно благодаря Венецианскому биеннале. Акции группы проходят с 1976 года, а уже в 1977 году материалы группы были выставлены на «биеннале диссидентов», как раз в разделе, названия которого было обозначено по-английски как Collective Actions – что и стало названием самой знаменитой группы Московской концептуальной школы. «Коллективные действия вернулись в Венецию - но уже в русский павильон – в 2011 году. Комиссар павильона Стелла Кесаева выбрала их представлять нашу страну проектом «Пустые зоны», курировал российский павильон в том году Борис Гройс.

В 1972 году Венецианские биеннале стало тематическими. Темы выставок всегда связаны с искусством и при этом касаются наиболее актуальных вопросов существования человеческой цивилизации. Например, в 1986 году темой биеннале стало «Искусство и наука», в 2003-м — «Мечты и конфликты», в 2015-м — «Все будущее мира».

В этом году тема мирового художественного смотра, выбранная куратором Кристин Масель, «Да здравствует живое искусство!» (VIVA ARTE VIVA).

Биеннале открывается в Венеции 13 мая и продлится до 26 ноября.