Венский акционизм /Wiener Aktionismus

/нем./ Wiener Aktionismus (период с 1962). В 1966 называли себя "Institut für Direkte Kunst" (Институт прямого искусства)

Венский акционизм - радикальное и провокационное движение, связанное с деятельностью группы австрийских художников, работавших вместе на протяжении 1960-х. Практика постановки акций в определенных энвайронментах перед аудиторией несёт сходство с Флуксусом, но действия венских акционистов заметно отличались деструктивностью и насилием, часто включали использование обнаженного тела, крови, экскрементов, туш животных.

Первоисточником была живопись. Раннее творчество группы включало грубые ассамбляжи и живопись действия, от которых они быстро перешли к экстремальным и провокационным перформансам. Процесс создания - если помнить о "хореографии" Поллока в работе над дриппингом, а также буйство неформальной живописи - теперь захватил и само тело художника. Первые работы Германа Нитша "накапанные картины" были залиты красной краской. Это подсказало идею использовать кровь животных в его более поздней живописи, похожей на подлинные ритуальные жертвоприношения. Арнульф Райнер дополнял собственные фотографические портреты энергичными штрихами и ударами кисти. С покрытым белой краской лицом, перерезанным пополам черной линией, Гюнтер Брус прогуливался по Вене и однажды был арестован за нарушение общественного порядка.

Опыты индивидуальной трансформации, нередко выполняемые с помощью съемки (как, например у Шварцкоглера), и другие акциии венских художников нарушали социальные нормы, вовлекая в свой круг еду, секс, плоть в разнообразии ее проявлений. Акции, которые они проводили, часто носили ритуальный характер, включали элементы из древнегреческих церемоний и христианскую символику — кровь, вино и крест. Во многих перформансах венские акционисты использовали жертвенных животных, наносили себе увечья и пили мочу. Они видели эти акции как род катарсиса, избавление от агрессивных человеческих инстинктов, подавляемых обществом. Нитш был главным оратором группы. Он описывал подобное творчество как "эстетическую форму молитвы" и утверждал, что это принесет освобождение от насилия через катарсис.

Фоном, на котором возник акционизм, была послевоенная Австрия. В ее повседневной жизни царил вещизм, а общество казалось, совершенно забыло о недавнем трагическом прошлом. Эти действия со всей очевидностью противостояли умиротворенной забывчивости, провоцируя катарсис у зрителей, вовлеченных в эксперимент коллективного освобождения.

Художники: Гюнтер Брус (Günter Brus), Отто Мюль (Otto Mühl), Герман Нитш (Hermann Nitsch), Арнульф Райнер (Arnulf Rainer), Рудольф Шварцкоглер (Rudolf Schwarzkogler), Петер Вайбель (Peter Weibel), Анни Брус (Anni Bruse) (жена Гюнтера Бруса).

Перформанс: 1965, Вена, погребок Перинет, Бюль "Лекция о гимнастике во время еды"; Галерея Юнге Генерацион, Брюс; 1968, Венский университет, Брюс, "Искусство и революция"; 1969, Мюль "Писс-акция"; 1984, Замок Нинцендорф, Нитш "Театр оргий и мистерий"

Тексты: Г.Нитш "The Bood Organ", 1962.

См.также статьи: Дриппинг, Перформанс.

Отто Мюль "Материальная акция №29", 1966. Фотопечать солями серебра, Париж, Центр Жоржа Помпиду. Мюль пришел к телу после живописи и ассамбляжа. Materialaktionen, или "материальные акции", были следующим шагом в развитии Materialbilder (материальных картин) - конструкций из отходов и упаковки, которые он делал с 1961 года. Художник определяет собственные проекты, как "разрушительные" (деструктивные) и в поисках "новой ассоциативности" использует художественные материалы, наравне с обычными вещами. Он пишет: "Материалы проникают в жизнь, обычные ценности больше не имеют смысла, джем может стать кровью и все превращается в символ какого-то иного события".

Отто Мюль "Материальная акция №29", 1966