Viva arte viva

До конца ноября можно посетить открывшуюся в Венеции 57-ю биеннале современного искусства. Глобальный художественный мир представлен основным проектом под названием Viva arte viva и 85-ю национальными павильонами. Впервые в Венеции свои экспозиции показывают Казахстан, Нигерия, тихоокеанский архипелаг Кирибати и независимое государство Антигуа и Барбуда.

Основной проект

Куратор основного проекта Кристин Масель объясняет название выставки: «Viva Arte Viva — это возглас, страстный крик искусства и состояния художника. Viva arte viva — это биеннале, созданная художниками, о художниках и для художников».

Для своего проекта она пригласила 120 художников из 51 страны, почти все (кроме 17) участвуют в основном проекте впервые. Три художника из России – Таус Махачева, Ирина Корина, Вадим Фишкин.

Кристин Масель сделала проект об искусстве, поскольку считает, что это «самая драгоценная часть того, что делает нас людьми, противостоит индивидуализму и безразличию». Ее проект – это ода искусству, которое является «конечной основой для размышлений, индивидуального выражения, свободы и фундаментальных вопросов».

Выставку Масель разбила на девять частей, каждую разместила в отдельном павильоне и в каждом павильоне собрала художников из разных стран, близких по каким-то интуитивным кураторским критериям. В такой организации основного проекта она видит, во-первых, наследование «исторической организации биеннале в павильоны, число которых растет с конца 1990-х», а во-вторых, отражение интернационального характера биеннале. 

Разделы-павильоны следующие: 1) Павильон художников и книг, 2) Павильон радостей и страхов, 3) Павильон общин, 4) Павильон Земли, 5) Павильон традиций, 6) Павильон шаманов, 7) Дионисийский павильон, 8) Павильон красок, 9) Павильон времени и бесконечности.

Путешествие по этим главам выставки складывается в замысловатую историю современного мира, в которой отражается разнообразие подходов и практик. Это движение отражает опыт выхода из герметичного мира книжника, художника, ученого – к новой антропологической перспективе, к пост— и неогуманизму, захватывая на своем пути все современное общество, исследуя его организации и ценности, место и роль художника в нем. 

Олафур Элиассон  затрагивает тему мигрантов в проекте «Зеленый свет: художественная мастерская» (2017 год). Художнику выделили большой зал, в котором он построил студию, где беженцы из разных уголков мира, собирают модульные зеленые лампы, разработанные художником. Лампы будут продаваться в интересах неправительственных организаций, которые поддерживают иммиграцию.

Награды

Лучшим национальным павильоном в этом году стал Немецкий павильон, созданный Анне Имхоф, художником и хореографом. Для перформанса «Фауст» она заблокировала входную дверь немецкого павильона, построенного во времена нацизма, и установила стеклянный пол, сквозь который были видны кожаный ошейник и бутылки дезинфицирующего средства для рук. Под стеклянным полом под жесткую металлическую музыку по команде передвигались исполнители с каменными лицами в черной спортивной одежде. Охранники и собаки не позволяли им выбраться, а кому это удавалось, те замирали в застывших позах посреди павильона, на поднятых стеклянных платформах, на крыше. Формулировка международного жюри гласит: “За мощную и тревожащую инсталляцию, которая поднимает насущные вопросы нашего времени, погружая зрителя в состояние дискомфорта. Оригинальный ответ архитектуре павильона, работа Имхоф также характеризуется точным сочетанием объектов, образов, тел и звуков». В своих работах Имхоф исследует динамику власти, сексуальную политику и чувства отчуждения, которые наносят ущерб нашему технически одержимому современному обществу.”

Лучшим художником и обладателем «Золотого льва» в этом году стал немецкий художник Франц Эрхард Вальтер (р. 1939). Он награжден за многомерную работу, которая «объединяет формы, цвет, ткани, скульптуру, перформанс и вовлекает зрителя, за радикальную и многосоставную природу его творчества, влияющего на современное искусство и предлагающего способ выживания в переходное время».

«Серебряного льва» вручили египетскому художнику Хассану Хану, который упомянут «за специальные и близкие отношения, которые его работа устанавливает со зрителем, которому он предлагает связь голоса, звука и горизонта. Его „Композиция для общественного парка“ — опыт вовлечения зрителя, соединяющий политику и поэзию».

Национальные павильоны

В павильоне России (куратор — Екатерина Щербакова, Сильвия Бурини, Семен Миайловский) представлен проект «Theatrum Orbis Terrarum» художников Гриши Брускина, Саши Пироговой (выпускница Школы Родченко) и арт-группы Recycle (Георгий Кузнецов и Андрей Блохин).

В первом зале Гриша Брускин выставил скульптуру огромной двуглавой механической птицы, стоящей над массой одинаковых маленьких фигурок. Брускин исследует проблемы толпы, маленького человека и власти, или, как в нынешнем проекте «Смена декораций», - проблемы терроризма, страха. Сотни крупных монструозных гипсовых фигур и тысячи мелких, образующих потоки человекообразной массы, выставлены поодиночке и в составе парадного действа. Неожиданные решения с видео, движущимся по кругу и со звуком, появляющимся в определенной точке пространства создают эффект присутствия и вовлеченности в театральную постановку.

“Меня интересует время, в котором не существует прошлого и современности. Меня интересует точка времени, где нет ни старого, ни нового, где нет понятия прогресса, не существует понятия худшего и лучшего. Точка, в которой время мерцает. Точка, которую можно назвать параличом времени. Вот в эту точку я и гляжу в своем проекте для Венецианской биеннале,” - так Брускин комментирует свой проект.

Через винтовую лестницу нужно спуститься на первый этаж и попасть в инсталляцию арт-группы Recycle "Blocked Content". Лестничное пространство огорожено пластиковым материалом, ограничивающее видимость, отсылающее к оптике зрения через камеру телефона. Далее, выйдя из ограждений встречаешь расположенные по периметру скульптуры, похожие на обломки льда, в которые вмонтированы фрагменты человеческих тел. Полностью фигуры видны только, если смотреть на объекты через приложение в телефоне.

Завершающим в лабиринте российского павильона стал проект Саши Пироговой которая представляет видео о ритуале, свете и вечной жизни.

Саша Пирогова: «Тема всего павильона — «Театр жизни и смерти». Я в рамках этой темы пришла к взаимодействию со светом. Есть свет, и есть… не то чтобы тьма, а отсутствие света, нечто, где его просто недостаточно, и это можно осветить.»

Для павильона Франции художник, скульптор и дизайнер Ксавье Вейан создал инсталляцию “Студия Венеция” в виде студии звукозаписи, куда ежедневно будут приходить музыканты, звукорежиссеры и создавать новый музыкальный материал. Часть музыкальных инструментов для проекта изобретены и созданы самим Ксавье Вейаном.

Национальный павильон США представляет калифорнийский художник Марк Брэдфорд. 55-летний Брэдфорд известен своими абстрактными холстами-коллажами, масштабными инсталляциями и исследованием темы расовой дискриминации в Америке. В проекте под названием Tomorrow is Another Day (Завтра – другой день) в течение семи месяцев биеннале Марк Брэдфорд будет работать с итальянскими заключенными и помогать им адаптироваться в обществе. У проекта «Завтра – другой день» есть персональный сайт, где автор инициативы отмечает, что проект расскажет о разорении, насилии, возможностях, амбициях и вере в способность искусства привлечь нас всех к актуальным и глубоким дискуссиям и даже действиям.

Амбициозная инсталляция британской художницы Филлиды Барлоу для британского павильона бросает вызов зрителям, чтобы исследовать их собственное понимание скульптуры. Скульптуры Барлоу населяют весь павильон, поднимаясь на крышу и даже выплескивая наружу. В центральной галерее она призывает нас взять на себя роль исследователя, пробираясь по скульптурному лабиринту плотно упакованных возвышающихся колонн.

Швейцарский павильон: Кэрол Боув и Тереза Хаббард / Александр Бирчлер. Расположенная у входа в Джардини, тонкая и элегантная выставка в швейцарском павильоне — идеальная отправная точка. Под названием «Женщины Венеции» — ссылка на знаменитую группу скульптур Альберто Джакометти — это дань уважения легендарному швейцарскому скульптору сквозь призму трех современных швейцарских американских художников.

Девид Мидалла Stitch in Time

Канадский художник Джеффри Фармер интегрировал в свой проект «Выход из зеркала» разные источники воды — фонтаны, утечки, капель. Здание, которое сейчас находится почти в руинах, на самом деле переживает необходимую реставрацию, куда инвестировано 3 млн. долл. Джеффри Фармер решил встать лицом к лицу с проблемой и включить в проект смежную архитектуру. Инсталляция «Выход из зеркала» соединяет трагические страницы истории Канады и с семейной историей художника.

Итальянский павильон представляют Джорджо Андреотта Кало, Роберто Куохи и Аделита Хусни-Бей. Эту выставку трех художников под кураторством Сесилии Алемани пронизывают темы магии, ритуала и воображения. Павильон вы-водит свое название и концептуальные рамки из антропологического исследования середины ХХ века о том, как люди используют ритуал и магию, чтобы сохранить жизненный уклад и облегчить жизнь во время бурных перемен, потрясений и неопределенности.

Первый, длинный зал павильона предоставлен работе «Подражание Христу» Роберто Куохи (2017), растягивающейся перформативной установкой, напоминающей лабораторию доктора Франкенштейна. Вместо машин и чудовищ выходят человеческие фигуры, вдохновленные описаниями тела распятого Христа из средневекового христианского текста «Подражание Христу».

В фильме Аделиты Хусни-бей «Чтение» (2017) группа молодых людей побуждается художником обсуждать свои отношения — духовные или культурные — с землями, которые они называют домом. А Джорджо Андреотта Кало преображает архитектуру последней большой комнаты.

Румынию представляет 91-летняя Гета Брэтеску. В павильоне собрана ее ретроспектива, которая начинается с работ, созданных в эпоху тягостного коммунистического правления Николае Чаушеску с 1960-х до конца 80-х годов. Рисунки из этого периода показывают, что Брэтеску сопротивляется конформизму, исследуя темы индивидуальности и женской силы.

Тунисский павильон официально расположен в Арсенале, но «Отсутствие путей» расширяется до трех киосков вокруг Венеции, в которых оформляются поддельные проездные документы «Freesas». Чтобы подтвердить документ, посетители ставят отпечатки пальцев и одновременно соглашаются «одобрить философию всеобщей свободы передвижения без необходимости произвольного государственного разрешения», как одна страница в заметках буклета паспортного формата.

Проект является одновременно комментарием к кризису беженцев и предоставлением привилегий культурным и художественным мировым событиям. В киосках работают тунисские мужчины, которые несколько раз пытались пересечь Средиземноморье, чтобы стать мигрантами, но не смогли добраться до другой стороны. Из-за особых обстоятельств Венецианской биеннале мужчинам были выданы туристические визы на один месяц.

На территории Северного Арсенале расположился Гипер Павильон представляющий художников, исследующих совмещение физического и цифрового миров. В этом павильоне одетые в полицейскую форму участники перформанса проверяют вместо документов страницы в соцсетях, создает абстрактные изображения панорамная инсталляция 360’ - проекция генеративной графики, основанная на данных, получаемых в реальном времени.

«Искусство и художники находятся в центре выставки, которая начинается с изучения их практики, способа создания искусства, на полпути между бездельем и действием, otium и negotium», так комментирует свою работу Кристин Марсель

Текст и фото: Галина Леонова