Внимание на передний план

10 сентября в Мультимедиа Арт Музее открылись сразу семь выставок. Этот текст рассказывает об экспериментах с цветом, движением и формой некоторых из них.

Текст: Бойко Мария

Выставка, посвященная раннему цвету в фотографии, по-настоящему информативная. Напоминает рассказы бабушек и дедушек о том, как они жили до распространения технологий, добирались до школы сто лет по тайге и писали дипломы без интернета. Вручную раскрашивали фотографии, экспериментировали с автохромом, проявляли пленку. Возможно, и мы после спада моды на пленочные фотоаппараты снова вспомним о карандашах и красках. Например, в 1980-е, когда фотография уже вошла в разряд хобби и цветная пленка перестала быть роскошью, Александр Слюсарев положил перед собой черно-белые снимки и взялся за фломастеры. Очевидно, необходимости в этом не было, и тогда остается банальный вопрос: «Что хотел сказать этим художник?» 

 

Александр Слюсарев, Без названия

Подтверждение тому, что фотография уже стала частью повседневной жизни, – снимки на память, где герои нарядились, приняли постановочные позы и устремили взгляд в объектив. Казаться веселее, богаче и беззаботнее людям хотелось задолго до появления Инстаграма с его быстро тающими Историями: Борис Михайлов подчеркнул цветом желание «казаться, а не быть». 

Борис Михайлов, из серии «Лурики»

Есть и другая сторона концептуальной фотографии, где автор не приглушает одни и не выделяет другие объекты: он запечатлевает их такими, какие они есть. Иногда их цвета передают скуку, иногда казенщину, иногда ярким пятном выделяют недозволенное: шторы и отметка «18+» отгородили от освещенной экспозиции темную комнату, где можно увидеть серию «Сюзи и другие» Бориса Михайлова. 

Борис Михайлов, из серии «Сюзи и другие»

На выставке «Чужие здесь не ходят» представлен взгляд на мрачную серую повседневность, только теперь в форме видео-арта. Зеркала дробят и умножают и без того расплывающиеся в глазах пейзажи московского метро, составляют череду бледных желто-зеленых фрагментов. Картинка и звук искажены, но все равно веришь своим глазам и ушам: неменяющаяся десятилетиями рутина метро и без искажения звучит демонически. Автор выдвинул на передний план то, с помощью чего метро высасывает из пассажиров силы: безвременье, монотонность и толпы запрограммированных незнакомцев вращаются в калейдоскопе Сергея Шутова. 

Сергей Шутов, кадр из видео «Вместо Минотавра»

И еще о расплывчатых образах и чужаках – «всеобщий» портрет, написанный Олегом Целковым, не раскрывает ни времени, в котором живет герой, ни места, откуда он. Это лицо должно отразить что-то общее, что есть в каждом, но оно безжизненно и сурово. Это слепок с множества лиц; это маска, которая должна подойти любому. И условия, в которых человек наденет эту маску, не обнадеживают. Вот почему подчеркивается варварский дух произведений, что-то дикое и человеческое: человеческое потому, что на те поступки, которые называются зверскими, зачастую способен только человек. «Услышав зов, он откликнулся на него», – утверждает посвященный Целкову фильм французского режиссера Николя Идиро «Путь художника». Может, и безмолвные маски взывают к кому-то и не могут протянуть руку. 

Олег Целков, «Голова в канцелярской скрепке»

Николя Идиро, кадр из фильма «Путь Целкова»

Выдвигая объекты на первый план с помощью цвета, искажая их движение до неузнаваемости, размывая их формы до унификации, художники создавали иносказания, которые не потеряли своей актуальности.  В этом можно убедиться, заглянув на Остоженку, 16. 

Николя Идиро, кадр из фильма «Путь Целкова»