«Вокруг метамодернизм, а у нас будет метапауза». «ДК Громов» представляет свою коллекцию
«ДК Громов» — арт-пространство, открытое коллекционером Игорем Сухановым в 2016 году. На этой площадке регулярно сменяют друг друга выставочные проекты. При этом коллекция самого «ДК Громов» бывает представлена лишь частично. Чтобы исправить эту ситуацию, 400 работ показали на выставке «Метапауза». Увидеть их можно с 6 марта по 8 апреля 2021 года в «ДК Громов».
Текст: Дарья Яковенко
«Идея выставки родилась спонтанно. Между двумя проектами образовалась пауза, и мы решили воспользоваться ей, чтобы показать коллекцию. Отсюда появилось название. Мы рассуждали так: вокруг метамодернизм, а у нас будет метапауза. Сначала придумали слово, и только потом стали искать, есть ли оно в словарях» — Марина Альвитр, куратор.
Выставка занимает два этажа арт-пространства и состоит из нескольких самостоятельных фрагментов. Экспозиция получилась многогранной. Представлены произведения, созданные за последние 50 лет: живопись, графика, скульптура, видео-арт, инсталляции. Здесь и имена, уже вошедшие в историю искусства, и начинающие художники, выпускники академий.
Известные имена
Рагимов Керим. Картина. 1991 г. Холст, масло. 144x230 см.
В первом зале зрителя встречают работы известных авторов. Крошечный белый кораблик на ткани цвета морской волны Тимура Новикова, работа на меди Сергея Бугаева-Африки, творчество Владимира Логутова, Франциско Инфанте и не только. Молодая девушка, нарисованная только наполовину, спрашивает с листа Ильи Кабакова: «Художник! Почему ты не нарисовал мою красивую заднюю часть? Не было времени? — Да, не было».
Обращает на себя внимание масштабное (1,5 х 2,30 м) абстрактное полоно Керима Рагимова: голубые всполохи на темном фоне землистых оттенков. Работа 1991 года, купленная из мастерской, показывает творчество художника с неожиданной стороны. Впоследствии он прославился как гиперреалист.
Уголок экзистенциальной тревоги
Вид экспозиции. «Уголок экзистенциальной тревоги»
Овсянников Илья. Полис. 2020 г. Холст, масло. 135x150 см.
Марголин Дмитрий. Апокалипсис святого Иоанна Богослова в двадцати пяти гравюрах. Откр.6:1-2. 2017 г. Бумага, гравюра, акварель. 54x69 см.
Следующий зал открывает работа Елены Губановой и Ивана Говоркова. Они представили свободу, равенство и братство в виде трех липких лент-мухоловок, накрытых стеклянными колпаками. В «Уголке экзистенциальной тревоги» социальная и политическая критика перемежаются со страхами и опасениями художников. Показана их попытка осмыслить откружающую действительность — и неутешительные выводы, к которым они приходят.
В углу, поскрипывая, вращается «Елочка» Константина Новикова, сплетенная из колючей проволоки и украшенная разбитым новогодним шаром. Пустынная Дворцовая площадь под грозовым небом на картине Ильи Овсянникова выглядит как видение из кошмара. Фасад здания Главного штаба и рефлекс на колонне намекают, что сцена освещена ярким солнечным светом, но грозовые тучи на небе не оставляют никакой надежды на это. Светлая полоса постепенно мутнеет и растворяется. Отдельно представлены «Распятия» и иллюстрации к «Апокалипсису» Дмитрия Марголина. В его интерпретации религиозных сюжетов — уродливые, гротескные обнаженные тела, танки, оружие и люди в военной форме.
Колесо безумия, или ШиК чумных наваждений
Вид экспозиции. Колесо безумия, или ШиК чумных наваждений
Вид экспозиции.
Энгельке Нестор. Деревянный портрет Оленя. Из серии «Топорная графика». 2019 г. Бумага, ксилография. 50x35 см
Отдельная часть экспозиции — работы, приобретенные за время пандемии в группе «Шар и Крест» социальной сети Facebook. Два месяца назад «ДК Громов» показывал их в Музее декоративно-прикладного искусства в Москве на выставке «Шар и Крест. Выбор коллекционера».
Марина Альвитр и Игорь Суханов сравнивают покупку искусства в социальной сети с колесом фортуны. Произведения в ленте появляются случайно, невозможно предугадать, получится ли встретиться с той работой, которую ждешь, и удастся ли отреагировать достаточно быстро, пока ее не купил кто-то другой. Эту идею реализовали, разместив работы на вращающихся дисках. При повороте диска рисунки попадают в рамку, сделанную в виде экрана смартфона, а затем исчезают из «поля зрения», чтобы на их месте немедленно появились другие. Остановиться на конкретных произведениях сложно, глаза разбегаются. Работы (в основном, графические) развешаны плотно и воплощают идею «быстрого искусства»: его быстро создают и быстро потребляют, не вникая в нюансы и детали.
На экспозиции, как и в группе «Шар и Крест», чередуется творчество маститых авторов и начинающих. Впрочем, у известных художников, таких как Айдан Салахова или Андрей Бильжо, все-таки есть преимущество: их рисунки не только на дисках, но и на стенах зала.
Художники на танцполе
Вид экспозиции. «Художники на танцполе»
Муракаев Марат. Секс и его музыка. 1990 г. Холст, масло. 150x210 см.
На втором этаже «ДК Громов» расположился Петербургский авангард 1990-х годов. Андеграундные художники и артисты стояли у истоков рейв-движения в стране. Ощущая себя частью глобальных перемен и авангардом современного искусства, они создавали под звуки техно яркие, контрастные, экспрессивные картины большого размера, а затем выставляли их на танцплощадках. Работы Марата Муракаева, Григория Стрельникова, Андрея Крисанова и Инала Савченкова, показанные на экспозиции, в свое время представали перед зрителями в неоновом свете во время party-выставок.
Эту часть коллекции «ДК Громов» приобрел на выставке «Андеграунд 90-х. Художники на танцполе», прошедшей в 2020-м году в Центре Курехина в Санкт-Петербурге и в Арт-галерее Ельцин-центра в Екатеринбурге.
«Женский» и «мужской» уголок
Вид экспозиции. «Мужской» стол
Драчёва Карина. Объект №3. 2020 г. Латунь, горячие эмали, эпоксидная смола, оцинкованная медь, патина. Высота 12 см
Дрозд Ирина. Рыба. Период с 2017 по 2018 гг. Синтетическая керамика. 46.5x32x8 см.
Учаева Лада. Роза. 2020 г. Смешанная техника. 45x10x10 см.
«В “женском уголке” представлены работы художниц, которые рассказывают о женском мироощущении, телесности. Сначала появился он, а затем в пандан к нему мы решили разместить “мужской”» — Марина Альвитр, куратор.
Центральная часть обеих экспозиций — столики с «яствами». Ощущения от обоих тревожные. В женской части на стальных тарелках лежат монстрики Ирины Дрозд, навевающие мысли об операционной, «Роза» Лады Учаевой — наполовину символичная, наполовину натуралистичная — и длинные керамические пальцы, созданные Светой Исаевой и разбросанные по столу по отдельности.
В «мужской» части изображения съестного от Александра Шишкина-Хокусая, нарисованные черным акрилом на деревянной основе, соседствуют со ртом, полным зубов — скульптурой Яо Вана — и тарелкой с отпечатком стопы Вовы Лило.
________________________________________
Вместо карточек с названиями работ и именами авторов организаторы разместили рядом с работами QR-коды. Это вынуждает зрителя остаться с произведением один-на-один и сконцентрироваться на собственных ощущениях, хотя можно пойти и по другому пути: взаимодействовать со смартфоном. При сканировании QR-кодов открываются ссылки на описания работ на сайте Artocratia.art — онлайн-музее частных коллекций.
Вид экспозиции
«Ежегодно мы проводим в «ДК Громов» выставки частных коллекций, и во время подготовки очередной поняли, что собщество и сами коллекционеры нуждаются в том, чтобы объединить собрания, оцифровать, привести к единому формату и иметь возможность показывать всем в онлайн-режиме. Тогда мы задумали проект «Артократия», и сейчас он впервые выходит в свет. Пока сервис работает в тестовом режиме, там только моя коллекция, но уже вот-вот состоится полноценный запуск. Включайте смартфоны, сканируйте QR-коды, подключайте «Артократию», становитесь коллекционерами, загружайте вашу коллекцию на наш портал!» — Игорь Суханов, предприниматель, коллекционер.
Выставка «Метапауза» открыта в «ДК Громов» до 8 апреля. Вход бесплатный.
Сайт «ДК Громов» по ссылке.