Возвращение к порядку /retour a l'ordre

от /фр./ retour / rappel à ordre - возврат / призыв к порядку (1919 - 1925гг)

В 1919 году выражение использовали А.Глез и Р.Биссьер. Феномен возвращения к порядку широко распространился в послевоенное время, он означал общий возврат к фигуративной живописной традиции, специфическая интерпретация которой возникла во Франции, Италии, Испании и Германии. Истоки этого явления обнаруживаются в самом авангарде: в позднем кубизме и метафизике уже очевидно некоторое разочарование в коллективных действиях и программах. Rappel à ordre вернул значимость понятию "исконного" взамен "оригинального". Неисчерпаемый поток инвенций сменило обращение к канонам и принципам классики. Использование терминов неоклассицизм, современный классицизм, стало обычным в артистических декларациях. Новое обращение к изучению наследия старых мастеров, в соответствии с принятой национальной генеалогией (для Франции - Энгр, для Италии - Джотто и живописцы XIII - XIV веков, для северян - Босх, Грюневальд и Брейгель) опиралось на циклическую концепцию развития, блестящая интерпретация которой принадлежала Ницше. После господства двухмерности, пространство картины вновь обрело глубину, а человеческая фигура - объем и плотность с тенденцией к монументальности.

Художники: Жорж Брак (Georges Braque), Джоджо Де Кирико (Giorgio de Chirico), Пабло Пикассо (Pablo Picasso), Массимо Кампильи (Massimo Campigli), Карло Карра (Carlo Carra), Андре Дерен (Andre Derain), Джино Северини (Gino Severini).

Тексты: Д.Де Кирико "Классицизм в живописи", 1920; Д.Северини "От кубизма к классицизму", 1921; Ж.Кокто "Призыв к порядку", 1920.

Журнал: "Valori Plastici"

См. также статьи: Новая вещественность и магический реализм.

Описание некоторых произведений:

Пабло Пикассо "Две женщины, бегущие по пляжу (Бег)", 1922. Фанера, масло. Париж, Национальный музей Пикассо. Пабло Пикассо считается одной из ключевых фигур возвращения к порядку. Его неоклассический период, связан с путешествием в Италию в 1917 году. Непосредственное знакомство с живописью Ренессанса, эллинистической скульптурой и помпейским искусством, открывает этап появления новых тем и прежде всего, интереса к монументальности, о чем свидетельствуют внушительные фигуры женщин. В пластике тел и в их расположении, напоминающем скульптурную группу, художник продолжает использовать прием деформации. В интервью Мариусу де Зайас, под названием "Пикассо говорит" (N-Y, журнал "Артс", май 1923), художник отрицает идею эволюции в искусстве, объясняя стилистические изменения различием концепций и способов восприятия "выразительных средств". "Для меня в искусстве не существует ни прошлого ни будущего. Если произведение искусства утратило актуальность, на него не стоит обращать внимание. Искусство греков, египтян, великих старых мастеров - вовсе не искусство прошлого. Возможно, сейчас, оно живее, чем прежде. Искусство само по себе - это не процесс эволюции, а постоянная смена идей, в соответствии с которой меняется способ их выражения".

Пабло Пикассо "Две женщины, бегущие по пляжу (Бег)", 1922

Карло Карра "Дочери Лота", 1919. Холст, масло. Роверето, Март. Картина знаменует переход от метафизической стадии к возвращению к традиции. Художник выбирает эпизод из Книги Бытия, где рассказывает о дочерях Лота, после Содома и Гоморры вынужденных вступить в кровосмесительную связь с отцом, чтобы населить землю людьми. Образ Европы, потрясенной мировой войной, транспонируется в далекие библейские времена. В стилистике полотна преобладает строгий "архаизм", вдохновленный Джотто. Он в покое и неподвижности всей сцены, в статичных позах фигур, "высеченных" по статуарным канонам архаики. Источники пластических заимствований разнообразны: профили двух женщин, отсылают к этрусской статуе "Аполлона из Вей", тонкие длинные пальцы рук заставляют вспомнить византийскую иконографию.

Карло Карра "Дочери Лота", 1919