Возвращение. Вечер перформансов Саши Фроловой

До 25 октября продолжает работу выставка Саши Фроловой "Fontes Amoris" в Московском музее современного искусства на Гоголевском бульваре. 9 октября в рамках проекта состоялся вечер перформансов художницы. Её костюмы и скульптуры оживали на протяжении всего вечера, умножая эффект от и без того потрясающих работ. 

 

Текст, видео и фото: Михаил Ситников

"...У меня врожденная страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку..."
Михаил Лермонтов

Чтоб ничего не пропустить, пришлось побегать по ММОМА, ведь латекс оживал внезапно. У каждой танцующей девушки своя музыка, настроение и скорость. Представляю сложность организации подобного — все они родились в разных семьях, слушали разную музыку в четырнадцать и сейчас каждая играет свою роль в нужное время. Вечер перформансов оказался очень продуман.

Когда уже всё посмотрел, получил максимум ощущений и собирался уходить, я заглянул в самый дальний зал, как тогда показалось, не вовремя. Там  радужная девушка собиралась зайти в прозрачный шар. Стало сразу понятно, что это самое важное, что я увижу в тот вечер. Алексей Куклин помогал ей туда забраться. Интересно, что Саша доверяет помощь в перформансах именно художникам, в прошлый раз ей помогал надеть костюм Вова Перкин. Художники чувствуют важность и ответсвенность таких моментов, собираясь вместе, они утверждают художественное высказывание Саши, это не просто техническая помощь. Для художника важно иногда быть произведением. Чувствовать искусство, быть его частью.

Чтобы попасть внутрь, шар пришлось сдуть — значит незаметно вернуться в прошлые обстоятельства нельзя, в этом случае в шар. Внешне девушка была готова, Сашины дрожащие при малейших движениях костюмы как выраженная индивидуальность человека, открытая и очень уязвимая для окружающего мира. Нам, поняв себя, сложно встроиться снова в мир с его готовыми культурными особенностями, обшими для большинства и, значит, не совпадающими ни с одним человеком полностью.

Задачей радужной девушки было, не задевая оболочку, пробраться внутрь и встать в центре сферы. Сохранность системы очень важна, ведь ты — её часть. Даже находясь за пределами на этапе осознания себя. До того как раскрыться полностью, отказаться от страха смерти и позволить себе быть собой, нужно выйти из общества, как из комнаты на балкон. Получается, что понять себя можно только вне мира, в разговоре с собой. Друзья помогут тебе своей энергией и любовью. Но от страха можно отказаться только внутри себя, это решение принять конечность жизни освобождает.

Внутри шара с одной стороны ты чувствуешь себя в плену культурных стереотипов и вместе с тем наполняешься силой противоречия к ним. Специфический культурный фон необходим для развития индивидуальности, которую ты проявил в себе, находясь вне шара.  Это противоречие взаимно необходимо. Среде так же нужны непринимающие её ограничений, они помогают выработать правильные способы реагирования и контроля. Среда-шар у каждого своя, это при том и связь с внешним миром, со сферами других людей. Придя в состояние раскрытой индивидуальности, защищённой культурной оболочкой, появляется возможность понять другого.


Осознание другого человека, который не ты и не похож, его полное принятие, понимание невозможности его изменения есть любовь. Работы Саши очень откровенны для меня.

Сила внутренней энергии в кульминации перформанса, когда девушка как будто вырастает до своего роста и наслаждается гармонией энергии, проходящей через тело, показывает что казалось бы чуждый элемент тут является ядром системы. Она дрожит вместе с костюмом, сливаясь с его пластикой. Становится понятно, что она на своём месте. И это прекрасно.

Я увидел тут самый сложный период в жизни человека, период выхода из культурной оболочки в период взросления. Иногда в неё уже не возвращаются.
Поэтому, думаю, работы Саши такие сильные. Мне оба раза было тяжело находиться на выставке больше получаса, даже имея ввиду насмотренность современным искусством. Сейчас мне понятно, что скульптуры Саши переполняет та безграничная энергия молодости, когда человек так открыт, энергичен и беззащитен.