Выставка-исследование «Перерыв 15 минут»

20 августа 202027 сентября 2020
|
Всероссийский музей декоративного искусства

Во Всероссийском музее декоративного искусства до 27 сентября действует выставка-исследование «Перерыв 15 минут», вернее, её первая часть. Она открылась ещё в августе, но корреспонденту ART Узла добраться до неё удалось 16 сентября, когда один из кураторов Наиль Фархатдинов проводил экскурсию. Екатерина Сальникова делится с нами своими впечатлениями. 

Текст и фото: Екатерина Сальникова 

Наиль Фархатдинов проводит экскурсию по выставке «Перерыв 15 минут». Фото: Екатерина Сальникова/ART Узел

Свой рассказ Наиль начал с пояснения о том, насколько относительно время: «Все вы хорошо знаете эти таблички на киосках «Перерыв 15 минут» или «Буду через 15 минут». 15 минут, которые – непонятно – когда начались и когда закончатся. Иногда можно ждать и 20 минут, и даже целый час». Кроме особенностей индивидуального восприятия времени, выставка также исследует понятие 15ти минут как пограничного состояния между работой и отдыхом. Первая часть проекта, представленная ныне в музее, посвящена труду. И в первом зале нас встречают графика и инсталляции группы ABC (Art Bisiness Consulting) и Марии Сафроновой. 

Фото: Екатерина Сальникова/ART Узел

Художница представила зарисовки из офисной жизни: это разноформатные живописные и графические скетчи со сценами драки в туалете, сна охранника, кабинетной суеты и залипания в компьютер. Меня они не сильно впечатлили, а подытоживающия картинки инсталляция с рыбками – вполне! В аквариуме, стилизованном под офисное здание, плавают две золотые рыбки, и я до последнего думала, что это проекция, пока не обнаружила фильтр воды. Оказались настоящими. И, конечно, рыбки – метафора запертых в многокабинетных зданиях офисных работников. 

 

Фото: Екатерина Сальникова/ART Узел

Соседствующая в данном зале с Марией Сафроновой группа ABC решила пойти дальше: её участники заперли сами себя. Правда, сделали они это ещё в 2005 году, когда во многих квартирах можно было обнаружить огромные и несуразные компьютерные столы с выдвижной полкой для клавиатуры. ABC перевернули такой стол вертикально и запечатали себя внутрь ящиков и полок. Вышел тоже своеобразный аквариум. А у меня ещё возникла ассоциация с офисной курилкой, потому что герои фотографий видны нечётко, будто пробираются сквозь дым. Может, это «сплошной дым» и «развороченный бурей быт», как у Есенина, только с переносом на офисные реалии XXI века?..

Фото: Екатерина Сальникова/ART Узел

Первый зал мне запомнился больше всего. Наверное, всё дело в рыбках. И в том, что именно в нём мы подробно всё рассмотрели. Потом, к сожалению, пришлось бежать галопом по Европам, потому что музей работает до шести, а экскурсия началась в пять, и бдительные смотрительницы залов очень быстро попросили нас покинуть помещение. Так что далее расскажу о парочке наиболее понравившихся мне работ.

Зина Исупова. Серия «Оплата сдельно». Фото: Екатерина Сальникова/ART Узел

Серия аппликаций Исуповой похожа на результат творчества на уроке труда у дошколят, но это неслучайно: Зина вдохновлялась детскими поделками, яркими и наивными в исполнении. Среди изображений инструментов (плоскогубцы, дрель) и объявлений о поиске работы встречаются носки, символизирующие собой ритуал перехода от тяжёлого трудового дня к долгожданному отдыху. Также эта серия работ биографична: Зина художник, но ещё занимается интерьерным ремонтом и монтажом выставок, являясь, таким образом, одновременно и интеллектуалом, и чернорабочим. При этом она считает, что умственный труд и физический равны и равноценны, однако обществом иногда воспринимаются иначе. Интеллектуальный труд оплачивается хуже, а ручной – на фоне цифровизации – считается маргинальным: «Часто бывает и так, что свои силы и навыки приходится менять на недостойную оплату, неуважение со стороны заказчика, обесценивание стараний», – признаётся автор. 

Максим Има, "Так много важных тем, а я занят не тем". Фото: Екатерина Сальникова/ART Узел

Эта серия работ рассказывает о когнитивном диссонансе и поиске себя. Постоянное ощущение упущенного времени смешивается с растерянностью перед требованиями, которые общество предъявляет индивидууму. Персонажи – собирательный образ человека, вобравшего в себя клишированные представления об идеальном работнике, трудящемся во благо (но во благо кому? себе ли?). 

В заключение отмечу, что мне понравилось яркое оформление выставки, отсылающее к разноцветным канцелярским стикерам, сопровождающим любого офисного сотрудника. Состав участников тоже радует: кроме немногих названных мною, на выставке также присутствуют Владимир Абих, команда ТОЙ, Сергей Новиков, Анна Ротаенко и многие-многие другие. Разнообразны и творческие методы, нашедшие своё воплощение в работах от графики до видео и инсталляций. Обязательно советую к посещению. И, конечно, ждём вторую часть проекта!