Выставка Николая Фешина в Третьяковке

Не успела отгреметь романтичная выставка Фешина и Бенькова в Музее русского импрессионизма в 2019 году, как картины Николая Ивановича показывают в Инженерном корпусе Третьяковской галереи. Так можно и привыкнуть. И, подозреваем, нужно - сотрудничество с Казанской национальной художественной галереей, где хранится большая часть произведений Фешина, налажено и предвещает быть плодотворным.

Текст и фото: Ирина Зайцева

На новой выставке в Третьяковке представлен значительный срез творчества художника: портреты семьи и близких, небольшие скульптуры из дерева, трогательные русские пейзажи, позирующие красавицы (в основном, обнаженные) и два монументальных полотна – «Бойня» и «Обливание». На последних хотелось бы остановиться подробнее.

Портрет отца, 1918

Портрет художника Г.А. Медведева, 1912

Обнаженная в ванной, вторая половина 1910-х

Натурщица, 1913

Портрет Н.М. Сапожниковой на фоне обоев, 1916

Картина «Обливание» – одна из обрядовых работ Фешина, его исследование обычаев русских народов. В жаркий летний день накануне Ивана Купалы сельские юноши обливали всех, кто проходил мимо колодца. Окатывать молодых девушек холодной водой было особенно приятно. Кстати, у этой забавы были и дополнительные смыслы: смывание грехов и привлечение дождей перед засушливым периодом.

Обливание, 1911-1914

Фешин работал над этой жанровой картиной несколько лет, но все равно оставил незаконченной. Даже более незаконченной, чем большинство его незавершенных (нон-финито) работ. Николай Иванович оставлял картины, как только они достигали состояния, граничившего с шедевром, способным передать задумку автора. В «Обливании» мы можем увидеть работу изнутри и предположить последовательность ее создания из линий и мазков, постепенно покрывающих холст. «Обливание» – это огромное пятно ярких красок, из которого по мере рассмотрения постепенно выступают действующие лица и кадки с водой. Это все напоминает застывшую театральную труппу на сцене из мокрой травы. Отдельного внимания заслуживают невероятные отражения неба в лужах.

Полотно «Бойня» поражает еще больше. Николай Фешин обратил внимание на сюжет убиения скота во время путешествия по деревням Сибири в 1904 году. Художник начал делать многочисленные наброски и эскизы. Он вспоминает в своей автобиографии: «Естественное отторжение… каждый раз меня останавливало. Теперь, когда я определился с идеей, я решил не обращать внимания на личную брезгливость. Кровь, жуткие глаза умирающих животных превращались в блестящие изумруды. Эффект глаз в окружении темной, залитой кровью обстановки настолько впечатлял, что я сделал их фокусом всей картины».

Бойня, 1919

Кровь буквально заливает передний план, по полу раскиданы внутренности. Крепкий мужчина (позировал отец художника) уверенно и хладнокровно держит огромную голову быка, наблюдая за тем, как жизнь покидает животное и оно становится следующей тушей. Другие мужчины снимают шкуру с предыдущей жертвы. Кровавая работа идет своим чередом, дети принимают смерть и страдания как должное и играют бычьим пузырем.

Фешин изобразил один из самых жестоких способов бойни – ритуальное убиение: разрезание горла животному, находящемуся в сознании. В 2020 году PETA (People for the Ethical Treatment of Animals) выпустили ужасающий ролик про кошерную мясную индустрию, где показаны все реалии и мучения коров, которые, истекая кровью, встают на ноги и мечутся по помещению.

Конечно, Николай Фешин в 1919 году не собирался говорить со зрителем об этичном отношении к животным и, вероятно, даже не проводил параллели с Кровавым воскресеньем и революционными событиями, но стал одним из первых (предвосхищая «Говяжью тушу» Сутина, например), кто так ярко и эмоционально противопоставляет смерть жизни, красное –черному, боль – безразличию и привычке.

После этой работы возникает острое желание успокоить взгляд чем-то вегетарианским, но, увы, «Капустница» с сочными кочанами осталась в Академии художеств в Санкт-Петербурге.

Выставка проходит до 22 августа 2021.

Подробности на сайте музея по ссылке.

Натурщица, 1913