Выставка одного «Концерта»

Картину «русского Дали» Павла Челищева, проданную на аукционе Christie’s за 1,4 млн фунтов стерлингов, впервые экспонируют в России – в петербургской галерее KGallery.

Выставка Concert существует в пространстве трех историй. Это история художника Павла Челищева, сменившего за свою жизнь Россию на Германию, Германию на Францию, Францию на США и США на Италию и открывшего собственное видение сюрреализма. Это история английского поэта и мецената Эдварда Джеймса, дружившего с Сальвадором Дали и Рене Магриттом  и хранившего в своей обширной арт-коллекции работы Челищева. И история неизвестного покупателя, который на прошедшем в декабре минувшего года аукционе Christie’s приобрел картину за 1,38 млн фунтов стерлингов. Случившееся стало самым громким событием осенних торгов 2016 года – итоговая стоимость картины превзошла изначальный эстимейт (250-350 тыс. фунтов стерлингов) в 5 раз. В начале февраля картина впервые попала в Россию – ее премьерный показ публике в KGallery состоялся 9 февраля. 

В KGallery «Концерт» демонстрируют как ежегодную выставку одной картины. До этого в рамках того же проекта уже показали «Голову крестьянина» Казимира Малевича и «Портрет мадемуазель Подбельской» Николая Фешина. Фокус внимания в таких случаях организаторы направляют именно на работу, а не на автора или предысторию создания произведения. 

«Практика выставок одной работы существовала в начале века, и мы решили продолжить эту традицию, – рассказывает директор галереи Кристина Березовская. – Все три произведения, которые выставлялись здесь, включая работу Павла Челищева, проданы на аукционах Лондона в десятки раз дороже своей изначальной цены. Очень интересно понимать, каким образом формируется ценообразование. Для этого важно увидеть такую работу вживую».   

В Европе и США признание Павел Челищев получил еще при жизни, тогда как в нашей стране его имя до сих пор нельзя назвать известным. Художник родился в России в 1898 году в родовом имении Дубровка Калужской губернии (род Челищевых восходит к самому князю Рюрику). В 1918-м году имущество Челищевых экспроприировали и семью выдворили из России. Так художник оказался на Украине.

Дальнейшая география скитаний Челищева напоминает перемещение по атласу истории искусства первой половины 20 века. Из Украины художника попал в Берлин, где, в начале 20-х годов, сотрудничая с театрами, разработал собственную оригинальную сценографическую стилистику. В 1923-м перебрался в Париж, где его искусство  высоко оценила Гертруда Стайн, и где в 1928 году в театре Сары Бернар оформил «Оду», один из последних спектаклей Дягилева. Последнее событие стало для Челищева важной вехой и сопровождало все его дальнейшие творческие поиски. В 30-х живописец переехал в США, где освоил новые стилистические тенденции, в том числе антропоморфные пейзажи, свойственные сюрреализму, и возможности открытого цвета. На склоне лет Челищев уезжает в Италию, с которой связан последний период его творчества, посвященный «сакральному» видению света и названный «неоновым».  

Сегодня работы Челищева находятся в крупнейших музеях Европы и США, в том числе Метрополитен-музее, Музее современного искусства (МоМА), музее Уитни в Нью-Йорке, галерее Тейт в Лондоне. В России лишь один музей – Третьяковская галерея – владеет работой Челищева. Примечательно, кстати, что это одна из самых известных картин художника – «Феномены» (1936-1938). Работа попала в галерейное собрание при самых загадочных обстоятельствах: друг Челищева, балетмейстер Линкольн Кирстайн, во время советских гастролей труппы Баланчина тайно провез картину через границу и передал в музей, где та пролежала в запасниках до середины 1990-х годов.  

Павла Челищева нередко называют «русским Дали», связывая это с тем, что некоторые открытия он сделал раньше всемирно известного сюрреалиста. По мнению других, Павел Челищев всегда стоял вне направлений и его стиль не вписывается ни в какие рамки. И хотя обычно цель выставок одной картины – демонстрация шедевра, в KGallery все же дают зрителю возможность лучше узнать, что есть такое Павел Челищев. В первом зале представлена небольшая экспозиция фотографий из жизни художника, снимков сценографических работ и репродукций его живописи. Один из разделов здесь посвящен жизни Эдварда Джеймса – коллекционера, мецената, друга и единомышленника Челищева, и по совместительству покровителя других ярких фигур мира искусства того времени – Сальвадора Дали,  Рене Магритта, Поля Дельво, Макса Эрнста. Несколько шагов вправо – и, как подтверждение близости круга сюрреалистов того времени, мы видим фото, запечатлевшее Павла Челищева, Сальвадора и Галу Дали, увлеченных художественным перформансом с фехтовальной экипировкой.

Картина «Концерт» была написана в конце парижского периода Павла Челищева, в 1933 году. Именно здесь во многом отразился опыт взаимодействия художника с миром театра, который всю жизнь был для него источником вдохновения. В начале 30-х годов художник меняет подход к изобразительным средствам – главной силой воздействия его живописи становится цвет. Челищев стремится укрыть всю поверхность холста тонкими лессировками, которые и создают его знаменитую прозрачность. В «Концерте» в единую мелодию сливаются всё перечисленное – и поиски уникального цвета, и изумительная прозрачность, и тема цирка-театра, перевоплощающего человеческую личность.

В KGallery «Концерт» демонстрируют в отдельном зале, в котором, помимо самой работы, на стенах размещены только музыкальные инструменты и пустые рамы. Картину считают одним из самых лиричных полотен художника. Несколько артистов предстают перед нами в процессе какого-то странного действа, напоминающего одновременно цирковое представление и спиритический сеанс. Они – артисты, мы – зрители, но что происходит на сцене, до конца не понятно ни им, ни нам. Диковинные инструменты в руках музыкантов светятся и переливаются, и, кажется, будто мы слышим их тонкий и звонкий звук. Каждый из персонажей глубоко погружен в процесс, настолько, что не замечает окружающих. Синие светящиеся оттенки – результат увлечения Челищева экспериментами с самыми сложными цветовыми соотношениями, поисками собственного колорита. Погружение в мир сцены и цирка – одна из попыток познания художником бескрайнего внутреннего мира человека.

Предыдущий рекорд цен на Павла Челищева был установлен семь лет назад, в 2010 году, когда его работа была продана на русских торгах Sotheby’s в Нью-Йорке за $1 млн. «Концерт» был представлен на торгах Christie’s «Сюрреалистическое наследие: избранные произведения искусства из Фонда Эдварда Джеймса», где присутствовало более 200 лотов. 

«На цену «Концерта», безусловно, повлияла борьба, которая за нее велась, – комментирует Кристина Березовская. – Приобрести работу хотели, по крайне мере, четыре потенциальных владельца. Новый обладатель «Концерта» после продажи впервые увидел полотно уже здесь. Я не могу сказать, что Челищева на рынке немного. До сих пор на аукционах встречаются его работы, но они продавались совсем по другим ценам. Думаю, большое значение здесь имеет и глубокое содержание, магия этой картины».

Как сообщают организаторы, выставка Concert предваряет собой масштабную ретроспективу Павла Челищева, которая пройдет в галерее в марте следующего года. Это будет первая выставка работ художника в Петербурге: ранее Челищева в нашей стране экспонировали исключительно в Москве.  

Павел Челищев "Концерт". 1933 год

Текст и фото: Евгения Чернышова

Ред.: Екатерина Майорова