выставки 25 апреля - 1 мая

00:15, 26 апреля 2022

В Москве сейчас открывается столько всего, что мы еле уместили все в один выпуск, постарались выбрать для вас самое интересное. Как раз потеплело и можно выбирать, куда зайти, гуляя по весеннему городу.

 

выставка «Простые формы»
30 апреля - 7 августа
ММОМА

В мировом искусстве XX века ясно прослеживается тенденция к попытке ухода от привычных образов — предметных и антропоморфных изображений. В первую очередь, разложение и обобщение понятных образов связаны в культуре с социально-политическими переменами, потрясениями и трагедиями прошлого века. Этот путь переживания находил совершенно разные формы выражения в творчестве авторов — от движения к абстрактному искусству, в котором образы видоизменяются до простых геометрических форм, до полного уничтожения предметного мира как такового в пользу господства цвета или пространства. Эти версии и методы «иконоборческих» тенденций в послевоенном искусстве стали основным предметом рассмотрения в 11 тематической экспозиции произведений из коллекции ММОМА.
В экспозиции представлены живописные, графические, скульптурные произведения, а также видео- и фотоработы современных авторов, последовательно раскрывающие историю отказа от образа, а в каждом отдельном зале рассматриваются определенные методы и приемы, с помощью которых в творчестве разных художников проявляется данный отказ. Некоторые авторы находили новый способ высказывания в чистых геометрических формах, создавая с их помощью метафорические посвящения героям времени — по такому принципу Владимир Немухин создал памятник своему предшественнику, художнику Петру Соколову. Другая линия отказа от предметного образа воплощалась в поиске выражения через тексты, цифры или шифры, в чем порой прослеживалась игра и вынужденная попытка спрятать, скрыть истинный смысл повествования. Такие методы пробовали в своем творчестве Илья Кабаков и Алексанлр Леонов. На выставке ММОМА своеобразным апогеем отказа от формы можно назвать работу дуэта Виталия Комара и Александра Меламида, в которой авторы иронизируют над периодами забвения, неминуемо случающимися в истории.

ММОМА, Петровка, 25

 

Выставка Достижений Современных Художников/ВДСХ 2022
22 апреля – 21 июня
ГУМ-Red-Line

Кураторы проекта Игорь Казаков (руководитель галереи ГУМ-Red-Line) и Марина Федоровская предложили ведущим галереям Москвы и Санкт-Петербурга выбрать по одному автору, творчество которого репрезентативно для каждой из них. Экспозиция объединит галереи совершенно разного формата, каждая из которых соответствует высокому уровню экспертности. Созданные в большинстве своем как бизнес-проекты, необходимые для арт-рынка, именно галереи современного искусства позволяют сегодня состояться художникам и формируют те аспекты, которые окажут значительное влияние на историю искусства 21 века.
Внутренний принцип проекта «одна галерея – один художник». Однако в течение выставки галерея имеет возможность менять свою экспозицию, в том числе последовательно демонстрируя работы разных художников.

Галерея ГУМ-Red-Line, Красная площадь, 3

 

Экспозиция выставки

 

групповой проект «Правды нет»
29 апреля - 26 мая
JART

Галерея JART при поддержке Stone Hedge в сотрудничестве с Творческим союзом художников России и Школой дизайна НИУ ВШЭ представит групповой проект “Правды нет” под кураторством Александры Сыреновой и Светы Керро. Выставка в стенах галереи подчеркнет недостоверность нашего восприятия через художественные произведения, ведь искусство всегда виртуозно манипулировало вниманием и восприятием зрителя.
Одним из центральных экспонатов выставки станет паблик-арт-проект “Надувательство” в пространстве Art Residence – это две надувные работы Ивана Горшкова и Дианы Мачулиной.
В выставке примут участие Мария Волкова, Иван Горшков, Анель Ералиева, Анна Каплеева, Мария Кирица, Диана Мачулина, Викентий Нилин, Павел Отдельнов, Роман Сакин, Надежда Синозерская, Хаим Сокол, Соня Стереостырски, Екатерина Стерликова, «Художественное Уединение», Полина Штанько, Сергей Шеховцов.


Галерея JART, Art Residence, 3-я ул. Ямского Поля, 9, A115

 

Иван Горшков, коллаж из серии «Фонтан всего», 2019, смешанная техника, 34х53

 

выставка Майи-Софии Жуматиной «Исключение объективного времени»
28 апреля - 10 мая
Зверевский центр современного искусства


Время есть что-то, что нельзя увидеть. Мы замечаем его присутствие, но ни один видимый нами предмет не время. Часы, разрушающиеся произведения искусства, растущие и стареющие живые организмы говорят нам что-то о времени и его «течении», но самого времени мы там не находим.
По самой сути, время не поддается никакой визуализации: все, что мы можем увидеть, «подвержено» времени, или находится «во времени». Однако, в некоторых проявлениях нашей жизни мы можем зафиксировать особенные внутренние переживания, сущностным образом связанные со временем: восприятие интервалов тиканья метронома, вызванное старинным предметом воспоминание, предчувствие приближающегося события и неминуемости смерти.
Выставка обращается к теме внутреннего переживания времени при помощи философской оптики. Центральный проект выставки является результатом эксперимента по использованию «Феноменологии внутреннего сознания времени» Э. Гуссерля, отца феноменологии и важнейшего философа XX в., в качестве практического руководства по исследованию художницей собственного сознания времени. «Исключение объективного времени» означает устранение (в феноменологической теории — редукцию) времени, которое может быть измерено независимо от нашего сознания, например механикой хронометра. Созданные художницей объекты, графические композиции и аудиоинсталляции — это попытка вынесения во внешнее пространство замеченных, проанализированных и творчески интерпретированных внутренних временных структур и процессов.

Зверевский центр современного искусства, Новорязанская ул. 29, строение 4


 Майя-София Жуматина

 

выставка «Сохранить как…»
20 апреля - 22 мая
Музей истории ГУЛАГа

Проект в Музее истории ГУЛАГа – переосмысление молодыми художниками тяжелейшего периода истории XX века и связанных с ним контекстов.
Выставка-интервенция «Сохранить как...» призвана выявить антропологические тенденции современности в ракурсе актуальной проблемы сохранения/утраты исторической памяти. В рамках образовательного блока «Групповая практика» студенты программы «Современное искусство» обратились к тематике музея и попытались осмыслить содержание, связанные контексты и смыслы, чтобы сделать собственное высказывание в диалоге с существующей экспозицией.
Разделяя ключевое положение memory studies о том, что прошлое является не стабильным конструктом, а процессом; что память отдельных сообществ, как и общества в це- лом, подвергается постоянной реорганизации в соответствии с запросами современности, авторы предлагают собственные интерпретации экспозиционного нарратива.


Музей истории ГУЛАГа, 1-й Самотечный пер., д. 9, стр. 1

Оля, Юля и Артем. Без названия. 2022

 

выставка абстрактной графики Антона Гудкова «Жизнь в тени кустов»
29 апреля - 12 июня
Алиса

Работы Антона Гудкова, выполненные в единой технике и манере, характеризуются богатством ассоциативного ряда, усиливаемого способом штриховки, линеарным характером рисунка, заполненностью или кажущейся пустотой отдельного листа. Если “подкрутить” каждый из этих параметров в работах со сходным выразительным планом, количественный эффект переходит в качественный. В рисунке с изначально плотной изобразительной фактурой на первый план выступает его прозрачность и взаимная проницаемость изображения и фона. Беспорядочно изломанная линия, что в иной ситуации могла сойти за “каракули”, дает переживание всей полноты графического языка.
Графике свойственен минимализм средств, присущий исключительно ей. Линия, штрих, точка - явления по-своему многозначные, но обретающие высокую стоимость, когда иных средств практически нет, а те, что доступны, складываются из вариаций того, что имеется. Живопись в иных случаях также может представать минималистичной, но ее минимализм развенчивается ее иллюзорностью, фактурой краски и скульптурностью наложенных на холст пигментов. Инсталляции добавляет избыточность история выбранных для нее материалов, затраченного на нее ручного или машинного труда.

Галерея Алиса, Cube.Moscow, ул. Тверская, 3

Антон Гудков. Без названия. Бумага, масляная пастель, 20х30, 2021

 

выставка «Внешний шум — внутренняя тишина»
27 апреля - 21 мая
Фонд «Четверг»

Кураторы Наталья Драчинская и Евгения Стерлягова так рассказывают о предстоящем событии: «Окружающее нас пространство перенасыщено информацией, тревогами и волнениями - мы оказались в шумящей зоне турбулентности. Сейчас мы рассматриваем внутреннюю тишину как пространство соединения с собой и деликатного взаимодействия с другими, укромный уголок спокойствия, который способен для каждого стать местом силы».  Взаимодействие с искусством всегда помогало переключить внимание, перенастроить мысли, почувствовать опору - сохранить внутри приватное пространство тишины, в котором еще можно услышать тихий голос Человека, способного быть добрым соседом, порядочным гражданином, любящим родителем и надёжным другом. Зрителям будет предложен ряд встреч-погружения в искусство в режиме slow art. С видео-работами участников выставки можно будет познакомиться в виртуальном пространстве галереи «Лабиринт Павла». В пространстве Фонда «Четверг» будут размещены материальные объекты (живопись, скульптура, фотография и пр.).

Пространство Фонда культурных проектов «Четверг», Нижний Сусальный пер., 5 строение 18, 3 этаж

Аглая Кузнецова

 

выставка «Легкое оперение»
22 апреля - 1 июня
Serene Gallery

Новая галерея Sérene под руководством креативного агентства Glyph Creative Agency.
Галерея открылась групповой выставкой “Light Plumage / Легкое оперение”, на которой представлены молодые российские художницы: Вика Кошелева, Ирина Петракова, Азиза, Лиза Бобкова, Светлана Цепкало, Jolie Alien, Оля Австрейх и Саша Mademuaselle.
“Легкость, нежность, слабость – те стереотипы, которые часто приписываются женщинам. Современное общество всеми силами старается разрушить эти стереотипы. Слабым может быть кто угодно, несмотря на гендер. И сильным тоже…
Искусство никогда не говорит напрямую, мы угадываем, интерпретируем, догадываемся самостоятельно. И за самыми яркими красками может прятаться сильное высказывание, которое человек не может произнести вслух.
Бывает любовь с первого взгляда, неизгладимое первое впечатление. Но только углубляясь, мы можем понять саму суть. И всегда должны помнить, что оперение создано для того, чтобы отвлечь. Защититься. И остаться в своем мире, не пустить туда внешнюю агрессию.”
Выставка включает в себя живописные работы, керамику, фотографии, а также металлическую инсталляцию.

Галерея Serene, Пречистенская набережная, дом 5

Лиза Бобкова

 

проект Анны Лапшиновой «HOME»
29 апреля - 29 мая
Pogodina Gallery

Выставка состоит из новой серии работ Анны, выполненных в авторской технике, соединяющей графику, живопись и лайтбоксы. Объединяя пространство галереи в единую инсталляцию, художница позволяет зрителю оказаться внутри собственного воспоминания. По словам Анны, это воспоминание о времени, когда она по-настоящему почувствовала себя дома. Мягкий свет лайтбоксов, подсвечивающий холсты изнутри, призван передать зрителю эфемерное ощущение счастья от созерцания солнечных лучей, пробивающихся сквозь тонкую материю оконных занавесок. В своем проекте художница стремится воссоздать то чувство безопасности и защищенности, какое можно испытать только дома, когда легкая ткань на окне становится самой крепкой броней, способной оградить от всех невзгод внешнего мира.
«"Дом"— само это слово наполнено светом и теплом. "Дом"— это чувство защищенности в нашей бесконечно суетливой жизни, это уют и душевное спокойствие… В период хаоса, растерянности и непредсказуемости важно сохранить себя и своих близких. И дом — это то место, где мы можем быть искренними, честными и не бояться говорить то, что думаем. Очень хочется верить, что люди снова обретут потерянные дома, чувства покоя, безопасности и мирную жизнь».

Pogodina Gallery, Средний Кисловский пер. 5/6 стр. 14

Анна Лапшинова

 

выставка Федора Хиросигэ «Записки о поисках духов»
23 апреля – 27 мая 2022
Новый музей Аслана Чехоева

Название выставки происходит из названия сборника китайских легенд, поверий и свидетельств о чудесах, к которым на протяжении веков в Китае относились как к достоверным рассказам о взаимодействии с духами, имеющим научную ценность. Они были собраны образованным человеком по имени Гань Бао в 3-4 вв. нашей эры. Структуру экспозиции отчасти задает структура текста «Записок» - произведения, распадающегося на десятки небольших разношерстных фрагментов, но всё же обладающего некоторой цельностью.
 Автора интересуют персонажи, сама сущность которых заключается в способности к превращению, трансформации: царевна-лягушка из русской народной сказки, царевич-лягушонок из сказки тибетской, лиса – оборотень из китайской традиции, девочка – гриб (аллюзия на Алису из произведений Льюиса Кэрролла). Одним из таких персонажей стал известный петербургский художник Петр Швецов. Старший товарищ Хиросигэ, в дружеском кругу известный как «русский медведь», Швецов творчески совмещает роли живописца и модели, традиционно мужские и традиционно женские атрибуты, человеческое и животное. В образном языке Хиросигэ Швецов предстает в качестве оборотня, медведя, способного принимать человеческий облик.
 Одна из исследовательских задач проекта – изучение методологии художника Швецова, а именно того места, откуда он говорит как автор. Откуда ведет речь русский медведь? Конечно же, из леса! И у Швецова, и у Хиросигэ лес предстает как непредсказуемое, двойственное пространство, способное как завораживать, но также и нагонять жуть. Мрачный болотистый лес – то нарисованный, то изображенный в технике выжигания, то представленный в качестве опилок и реальных стволов деревьев, то с помощью сена, покрытого лаком, то как фактура, созданная кофейной гущей, предстает у Хиросигэ не столько символом национальной идентичности, устойчивой и надежной «скрепой», сколько непредмыслимым истоком самой мысли, опасным и нестабильным пространством, где можно встретить любую сущность.

Новый музей, Санкт-Петербург, 6-я линия В.О., 29

Фёдор Хиросигэ. Перед рассветом 2022

 

Аглая Кузнецова