"Взлет". Ольга Шишко, Елена Скрипкина

На ВДНХ в самолете ЯК-42 открылся выставочный проект "Взлет". Основная задача проекта «Взлёт» – открытие новых имён и поддержка молодых профессионалов в области современной культуры. Сегодня ВДНХ – место пересечения различных видов и жанров искусств: на ВДНХ ежегодно проводится более 100 международных проектов, запущена новая выставочная программа, проходят десятки фестивалей и конкурсов. Проект «Взлёт» продолжит ряд ярких и знаковых событий, проводимых на территории крупнейшего культурно-выставочного центра страны.

Ольга Шишко - организатор международных событий, фестивалей и выставок, рассматривающих проблемы взаимодействия современной инновационной культуры и новых технологий. Заведующая отделом кино и медиаискусства ГМИИ им.А.С.Пушкина. Член AICA, ICOM, Союза кинематографистов РФ.

Елена Скрипкина - в 2010 году окончила ПГПУ В.Г.Белинского, историко-филологический факультет, в 2011 году участвовала в программе обмена студентов Аcademy of Dramatic arts in Stockholm. В 2013 училась во ВГИК на факультете  режиссуры по специальности "режиссура неигрового кино". В 2014 году поступила в магистратуру СФИ по специальности  Религиоведение.

Александра Рязанова: Как возникла идея конкурса для молодых художников?

Ольга Шишко: Идея это, конечно, не моя, я лишь приглашенный куратор, но конкурс мне очень понравился.  Отдать самолет Як-42 художникам и кураторам, представляющим разные виды искусства было прекрасной идеей. Пространство оказалось очень сложным, но тем интереснее было с ним работать. 

А.Р.: Как происходил отбор проектов? Что ценилось больше всего?

О.Ш.: Я смотрела, прежде всего, на проекты, которые художники делали специально для этого места. Несмотря на то, что у Лены Скрипкиной изначально была совершенно другая идея, мне показалось, что у Лены есть потенциал создать проект именно для пространства самолета - свобода мышления, умение работать с разными медиа, и подчинять их своей идее. Так и вышло. Первоначальная идея создать визуально-звуковую абстрактную инсталляцию переросла в проект, посвященный Оливье Мессиану. 

Меня подкупила сама форма подачи проекта. Знаете, бывает так, что художник показывает тебе гениальную презентацию, но при этом ты понимаешь, что сделал он ее «обо всем и ни о чем». Здесь такого не было – проект отличался лаконичностью и большим потенциалом. 

То, что объединяет первоначальный замысел и воплощенный проект  – это тактильная  составляющая:  пространство уподобилось птице и клетке одновременно, «поток образов и звуков» возвращает нас к воспоминаниям и знаниям через тактильные сигналы, наше тело перерабатывало информацию по мере того, как двигалось сквозь пространство.

А.Р.: Были ли какие-то проекты, которые вы запомнили?

О.Ш.:  Было много художников, которые просто хотели выставить свои медиа-объекты, но при этом не предлагалась site specific истории. Знаете, не могу ни одного конкретного проекта сейчас вспомнить. 

А.Р.: Были ли трудности в организации пространства? Делать выставку в нем, должно быть, непросто…

О.Ш.: Над проектом  работает очень сильная команда, все технические проблемы  они брали на себя. Лена решала творческие проблемы, а я выступала в качестве оппонента и следила, чтобы голос  художницы услышали зрители. Лена так влюблена в «Квартет на конец времени» Мессиана, что готова была очень подробно раскрывать все тонкости воплощения произведения, все детали, связанные с непростой судьбой маэстро. Мне было важно, чтобы она не начала цитировать Оливье Мессиана чересчур часто, а оставалась независима и индивидуальна. 

А.Р.: Елена, расскажите, что вы чувствуете? Были ли вы уверены в своей победе?

Елена Скрипкина: Когда я подавала заявку, я была на 8 месяце беременности, и была уверена, что не пройду никуда. Я подумала: «Пусть все будет, как будет». Конечно, мне очень приятно, что все так вышло. 

Мне очень повезло с куратором . Ольга Шишко – это самый лучший куратор из всех, с кем я работала. Она очень тонко подошла к материалу и помогла мне «возвысить» эту историю. Перевести на другой уровень. Мой проект мультимедийный, но при этом я попыталась создать синтез скульптуры, фотографии, музыки… Я очень ценю, что Ольга меня поддержала и помогла сделать этот проект. 

А.Р.: Расскажите немного про проект. Почему вы решили его сделать аудио-визуальным?

Е.С.: Мне очень нравится девиз Оливье Мессиана: «Слышать краски и видеть звуки». То есть пение птиц, религиозные и природные мотивы он трансформировал в музыку. Я же трансформирую его музыку в видео. Не говоря ни слова о самой музыке, я раскладываю его трактат о ритме с помощью визуальных образов. Например, горящие окна триптиха и диптиха – это его цитата о том, что его сильно потрясли витражи в церкви.  

Есть небольшой гид, потому что выставка интерактивная. В работе с метрономами можно попробовать себя в качестве композитора и выстроить собственный ритм внутри звуковой инсталляции. Я записывала в путешествиях звуки, которыми вдохновлялся Мессиан, зрителям же я предлагаю внести свой вклад и добавить собственных мотивов. Мне кажется, это взаимодействие с объектами очень важно.

А.Р.: О чем, на ваш взгляд, произведение «Квартет на конец времени»?

Е.С.: Он сам пишет, что музыка для него предстает в разных цветах. Каждый тон и полутон в музыке он окрашивает определенным цветом. Я намеренно сделала все изображения на выставке черно-белыми и положила рядом с ними разноцветные стекла, чтобы зритель ориентировался здесь на свои ощущения. 

А.Р.: То есть это некоторое переосмысление?

Е.С.: Да, именно так. «Квартет» вдохновлен книгой «Апокалипсис» и впервые был исполнен при -40 градусах – в очень жестких условиях. Конечно, инструменты были расстроены, но именно этот диссонанс я и хотела передать. 

Так же творчество Мессиана для меня – это некий рубеж, конец эпохи классической музыки. В инсталляции "Франциск Азисский" я хотела отразить это свое ощущение и значение его теоретического вклада. У композитора есть опера с таким же названием, в которой он отразил три основополагающих для него понятия – религия, природа и дух. Я же интерпретирую уже его произведение и перекладываю на видео-язык. 

А.Р.: Почему «Квартет» актуален сегодня?

Е.С.: Он написан в эпоху катастрофы – Второй Мировой войны. Эта выставка экспонируется в самолете, а самолеты для меня ассоциируются одновременно с катастрофами и птицами. Вот такая сложная цепочка ассоциаций сложилась, чтобы получилась эта выставка.

А.Р.: Как эта выставка должна повлиять на зрителя?

Е.С.: В первую очередь, поэтически, потому что такова его музыка. Я специально не делала выставку, как набор фактов, а сделала упор на ассоциации и образы. 

А.Р.: Оливье Мессиан говорит о трех функциях пения птиц – оборонительная, любовная и «бескорыстные песни, не несущие никакой социальной функции, обычно порождаемые красотой рождающегося или угасающего света дня». Эта фраза натолкнула меня на размышления о счастье, и я вспомнила одно из определений: «Счастье – это сиюмнутное проживание действительности». Как вы думаете, равно ли для него «бескорыстное пение птиц» счастью?

Е.С.: Отвечу так же цитатой: «В твоей музыке мы увидим музыку, в твоем свете мы услышим свет, это познание станет вечным ослеплением, вечной музыкой цвета и вечным цветом музыки».  Я думаю, он говорил о вечности. Несмотря на то, что Мессиан – светский композитор, у него очень чистая музыка, тесно связанная с духом. Дух не в религиозном понимании этого слова, а дух как высший вечный свет. 

А.Р.: Почему вы решили стать художником?

Е.С.: Я не художник, на самом деле. То есть, у меня нет художественного образования, но зато есть в сфере философии, музыки и кино. Мне кажется, за этим будущее – синтез разных разделов науки и искусства, и их интегрирование в совершенно неожиданные пространства. Например, лично я вдохновляюсь философскими трактатами, ищу их воплощение в кино и музыке, а на выходе получается совершенно своеобразная история. 

А.Р.: Расскажите о планах на будущее.

Е.С.: Я бы хотела снять музыкальный документальный фильм об ижевской электронной сцене в частности и о музыке в России в общем.  Написать детскую книгу, основанную на черно-белой фотографии. Как видите, планы очень разные. Надеюсь, что-то из этого получится. 

О.Ш.:  В ГМИИ им. Пушкина, где я возглавляю отдел кино- и медиа искусства, мы открыли выставку Ирины Наховой «Взгляд». Он каким-то образом перекликается с  проектом Лены  – Нахова так же берет тему классического искусства и того, как мы на него смотрим. Как меняется наше видение, как меняются или обостряются смыслы и какие медиа сегодня могут актуализировать наше видение.  И  следующий проект будет на тему самого видения – что это такое, как оно менялось на протяжении времени… Обязательно будем работать с Леной как художником. Мне очень нравится то «многоголосие» изобразительных средств, которое она использует - это дает зрителю возможность составить собственные ассоциативные связи. 

 

Над интервью работали: Александра Рязанова, Мария Назарова

Фото предосталены агентством ArtPR