Женский голос

Текст: Лиза Неклесса

Фото: Анна Сапожникова

15 июня в рамках параллельной программы выставки «Винзавод Open» состоялась презентация второго зина проекта «Женский голос». «Женский голос» - это феминистский художественно-поэтический проект современных художниц и поэтесс Лизы Неклессы, Саиды Саттаровой и Елены Ляпиной. В рамках проекта вышло два зина, в которых каждая участница иллюстрирует свои стихи. На первой странице зина расположен QR код, с помощью которого можно послушать аудио чтения каждой девушкой своих текстов, ориентируясь на слабовидящую часть аудитории. 

На встрече девушки рассказали о своем проекте и почитали стихи, а также ответили на вопросы слушателей. Участницы рассказали, что решили делать совместный проект, потому что женских объединений не так уж и много. Кроме того, они борются со стереотипами о «женской дружбе» и «женском искусстве». 

Также поговорили о женском письме – понятии, которое возникло в рамках феминистской литературной критики во Франции еще в 1960-70 годы. Этот термин принадлежит постструктуралистке Элен Сиксу, которая впервые употребила его в своей книге «Хохот медузы». Писательница считала, что женское письмо призвано разрушить патриархальный маскулинный язык, основанный на бинарностях, чтобы выразить женский опыт, чтобы на смену ему пришел язык как физический акт, как голос, как тело (проект Саиды, Лизы и Лены как раз называется «Женский голос»).  До сих пор в сознании многих людей существует разделение на «мужские» и «женские» стихи. Про вторые часто говорят, что они чувственные и эмоциональные, однако, это не всегда так.  Женское письмо, и, в том числе, тексты презентованного на Винзаводе зина, тесно связаны с телесностью, сексуальностью, и разообразными их проявлениями, что противопоставляет их патриархальному монолитному образу «я».

Девушки поделились, что их проект начался с поэтических вечеров, где они в перформативной форме читали свои стихи. Первый вечер состоялся в библиотеке им. Фурцевой, потом были вечера в различных галереях и других пространствах Москвы, а потом появилась идея сделать первый зин [сокращённое от magazine - это малотиражная самиздатская книжка]. Надо сказать, что формат зинов российскими феминистками уже несколько освоен, достаточно вспомнить знаменитый зин «Урбанфеминизм» Александры Талавер и Ульяны Быченковой, и зин «Ветер ярости» Оксаны Васякиной, но в зине «Женский голос», кроме стихотворений, присутствуют рисунки, так как каждая участница проекта не только поэтесса, но еще и художница.

Презентация первого зина прошла в магазине «Порядок слов» в баре-галерее Перелётный кабак. Он представлен в Образовательном центре музея Гараж, а также продается в книжных магазинах Москвы: Порядок слов, Циолковский, и в онлайн магазине зинов Benzine. 

С проектом «Женский голос» девушки успели поучаствовать в разных мероприятиях, например, в феврале в «Открытых студиях» Винзавода состоялся совместный паблик ток с художницей Марией Ивановой, где участники поговорили о мизогинии, с которой сталкивается женщина в арт-среде, и о феминитивах. Участницы рассказали, что используют феминитивы, чтобы повысить видимость женщин в профессиональной среде. «Как художницы и поэтессы, и называя себя таковыми, мы сталкиваемся с тем, что практически никогда  феминитивы не воспринимаются спокойно. Хотя, в данном случае, казалось бы, это устоявшиеся слова, а слово «поэтка» я вообще нашла в письме матери Тургенева, где она так называет княжну Шаховскую, а это, на минутку, первая половина ХIХ века, так что примерно двести лет назад» - поделилась Лиза Неклесса.

Так же  «Женский голос» принял участие в международном фестивале арт-книги DEFICIT, который прошел в апреле этого года на Флаконе. По словам организаторов, на фестиваль было отправлено более 150 заявок, в итоге в нем приняло участие 80 художников, фотографов, независимых издателей, принт-студий из России, Франции, Германии, Швейцарии, Дании, Эстонии, Финляндии.

Лиза, Лена и Саида экспериментируют с форматом: на выставке «Пирамида современного искусства» в ЦТИ Фабрика они представили партиципаторную практику, в рамках которой предложили зрительницам и зрителям нарисовать иллюстрации к отобранным стихотворениям, этим разрушая границу между искусством и зрителями, и патриархальную концепцию «творца», возвышающегося над обычными людьми. Из получившихся рисунков будет сверстан новый зин.

В планах поэтесс объединится с другими молодыми писательницами и выпустить книгу, которая бы представила срез актуальной российской феминисткой поэзии.