Жил был художник один

12 февраля Музей Москвы представил публике новый масштабный проект - «Необыкновенная выставка Резо Габриадзе», включающий в себя гастроли Театра марионеток и мультимедийную выставку, состоящую из более 600 графических и живописных работ, дополненных фрагментами из кинофильмов и литературных произведений мастера, которому в июне этого года исполняется в этом году 80 лет.

На его счету сценарии к таким фильмам, как «Кин-дза-дза», «Мимино», «Паспорт» и многим другим. Он создал театр, в котором является и сценаристом и драматургом, и режиссером, и художником по костюмам и вообще всем-всем-всем. А еще он написал и поставил пьесу «Запрещенное рождество, или Доктор и больной» для Танцевального фонда Барышникова в Нью Йорке. Обо всей творческой биографии мастера можно узнать на выставке.

Вход в пространство экспозиции украшен огромными алыми розами из бумаги (своеобразный пресс-волл), дальше зрителя ждет длинный пролет Провиантских складов (где располагается Музей Москвы), наполненный движущимися иллюстрациями Резо. Целый мир художника предстает перед нашими глазами: марионетки танцуют замысловатые медленные танцы, картинки перетекают одна в другую, поезда выпускают дым в самое небо, кудряшки Пушкина шевелятся от иллюзорного ветра.

Это одна из самых добрых выставок начавшегося сезона – ее хотелось бы показывать детям, можно почувствовать себя грузинской большой дружной семьей и прийти всем вместе за руку на спектакль Резо Габриадзе (а на гастроли театр ездит редко).

Очень важно, что мастер занимается переводами поэзии, но не в привычном смысле язык-язык, а язык-картинка. Удивительно, правда? Получаются не комиксы, а целые поэтические истории на основе стихотворных произведений грузинского поэта Галактиона Табидзе.

Масштабы экспозиции поражают - неужели один человек создал все это? Весь театр – Резо Габриадзе, все иллюстрации – Резо Габриадзе, все сценарии – Резо Габриадзе. Он занимается тем, что похоже на тотальные инсталляции Ильи Кабакова, который создает свою собственную советскую ущербную мифологию, а Габриадзе творит целые миры, наполненные добротой и искренностью.

Вспомните «Мимино»: «Когда ему будет приятно, я буду чувствовать, что мне тоже приятно» - вот так и во всем искусстве Габриадзе – ему приятно творить, нам приятно смотреть.

Как говорит Леван Габриадзе (сын Резо Габриадзе) в своем интервью: «Я свято верю, что человек, когда приходит к тебе в гости, дарит самое дорогое — свое время». И да, зрители, мы с вами, как маленькие дети, приходим в гости к дедушке Резо, садимся перед ним таким серьёзным на табуретку и слушаем его увлекательные то ли воспоминания, то ли сказки, наполненные выдуманными персонажами с настоящими чувствами.

Понятно, что мультимедийная выставка - это уже не новинка в Москве. Но в сочетании с грузинским кафе, миллионом алых роз, и, что самое главное, спектаклем про трагичную любовь двух паровозов – медиа-проекции выглядят очень гармонично.

Выдуманная жизнь героев Резо Габриадзе сейчас превращается в реальность, но лишь ненадолго. Обыкновенность влюбленного художника Нико Пиросмани воплощается в цветах – необыкновенных и эфемерных, как вся выставка Резо Габриадзе.

Текст: Арина Романцевич

Фото: Мария Назарова