Живое присутствие "В ОТСYТСТВИИ"

В рамках X юбилейного сезона ЦТИ ФАБРИКА в марте 2015 г. прошла персональная выставка Александра Кутового "В ОТСYТСТВИИ"

Что можно написать в так называемой рецензии к выставке? Любая интерпретация художника всегда провальна, потому как субъективна, а значит ограничена. Вычленять веяния и мотивы подчас грубо и неблагодарно, когда творение художника спаяно в единый поток, в состояние, ощущение здесь-бытия. Если эта выставка направлена на коннотацию дня сегодняшнего, то есть дня обыденного, то каждый может через нее попробовать переосмыслить себя и окружающее. И это будут не просто слова, не сложный текст с рассуждениями, вы придете и растворитесь в этой атмосфере через слух, зрение, свое присутствие внутри сложной метафоры, вы сами станете первооткрывателем.

Первое, что встречает на входе в зал с инсталляцией – это звук. Слитый гул, будто звуки подземных пустот или монотонная работа машин. В сумраке стоят человеческие фигуры, обращенные к чему-то, все повернуты к пьедесталу, на котором виднеется железная структура. Вы вступаете в поле скульптур, как в святилище, идете дальше и, оборачиваясь, испытываете смятение, потому что у них срезаны лица. Потому что передняя часть скульптур деформирована геометрически ровно. Из некоторых фигур изъята половина тела, как за ненадобностью - голова и грудная клетка, оставлены только рабочие руки и ноги - то что дает движение, то что дает возможность совершать ритуалы, поддерживать циркуляцию жизни (или какой-то системы?). Одна из фигур стоит на коленях – приклоняется или сломлена - поставлена на колени? 

Чем ближе скульптуры к пьедесталу, тем более сильно они трансформированы. В конце мы видим комбинацию из двух фигур, вставленных друг в друга – это собранный конструкт из нужных деталей, которые в случае неисправности можно заменить, это уже не человек, а социальный конструкт человека, без лица, без своего собственного тела.

Все скульптуры похожи на детали какой-то структуры, эту мысль подчеркивают не только их геометрические срезы, но и спаянные железные матрицы, представленные в инсталляции. Для их жестких правильных форм необходим единый, нерушимый формат деталей – они все должны быть точно подогнаны, а затем спаяны между собой. Мы подходим и видим неприкрытые пятна разрушения на железе от спайки. В этой структуре, в этом объекте поклонения, стоящем на пьедестале, заложена смерть, и цена ее создания – ритуальная жертва ее элементов.

 

Видеоработа Ивана Топтыгина к выставке Александра Кутового  «В ОТСYТСТВИИ»

Автор статьи: Лялина Надежда

Фотограф: Александр Кутовой

Личная страница художника