Это вам НЕМОСКВА

18:15, 12 августа 2020

8 августа в ЦВЗ «МАНЕЖ» состоялось открытие выставки «НЕМОСКВА НЕ ЗА ГОРАМИ». Проект реализован совместно с ГМИИ им. Пушкина при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга, Фонда Потанина и компании «СИБУР». Это смелый шаг в направлении к развенчиванию мифа о замкнутости современного искусства в столичных границах.

Текст и фото: Ксения Квашнина

NEMOSKVA – проект, организованный в 2017 году по инициативе Алисы Прудниковой, комиссара и художественного руководителя Уральской индустриальной биеннале. Направленная на построение межрегиональных связей, NEMOSKVA представляет собой громкий манифест, звучащий по пути Транссибирской магистрали и эхом проходящий через крупные города нашей страны. И сегодня голос NEMOSKVA звучит в Санкт-Петербурге.

«НЕМОСКВА НЕ ЗА ГОРАМИ» — это семь кураторских блоков, в которых 80 художников представили более 60 арт-объектов. Каждый объект уникален и может рассматриваться, как индивидуально, так и во взаимосвязи с другими работами. В этом кроется одна из особенностей выставки: кураторы не просто гармонично вписали свои зоны в архитектуру ЦВЗ «МАНЕЖ», но и предоставили посетителям интерактивные возможности. Так раскрывается свобода искусства проекта NEMOSKVA.

Выставку «НЕМОСКВА НЕ ЗА ГОРАМИ» открывает инсталляция Маяны Насыбулловой «Опять ничего не происходит». Это первая работа зоны «Между словом и белым кубом», куратором которой выступил Антонио Джеуза. Лозунг есть напоминание: давайте не будем делать громогласных заявлений, создавать произведения искусства будущего. Давайте просто жить и творить новое «в сейчас». Художник больше не обязан действовать в академических рамках. В его мире дождь может идти вверх, а течение времени прерываться водами Байкала. Он переосмысливает страх перед белым листом и городскую мифологию. Он находит себя в миграционных картах и стенах заводского пространства. И этот «дивный, новый я» пробирает до «мурашек на коже».

Инсталляция «Опять ничего не происходит» (2020). Автор – Маяна Насыбуллова / Куратор – Антонио Джеуза

 

Инсталляция «Заводской блокнот» (2013-2020). Автор – Дмитрий Коротаев / Куратор – Антонио Джеуза

 

Актуальные художественные практики проходят стадию трансформации. Речь идет не только о классическом наследии прошлого, расширении международных связей, но и столкновении «лоб в лоб» с такими явлениями, как изоляция. Центр коммуникации смещается вовнутрь, время словно замирает и возникает потребность в поиске «запасного выхода» из эмоционального вакуума. Проект «Летаргия» куратора Евгения Кутергина объединил 27 художников из Санкт-Петербурга, Перми, Екатеринбурга, Новосибирска, Москвы и Праги. Летаргия – это не просто пограничное состояние, но неспособность вырваться из окружения, зацикленность в мире искусственного интеллекта, бездействие заснеженных пейзажей, тщетность всего сущего или, наоборот, перерождение. Летаргия – это полноценный пласт, под которым теплится творческая самоидентификация.

Ассамбляжи в жанре ванитас. Автор – Андрей Сикорский / Куратор – Евгений Кутергин

 

 Серия фотографий «На всем белом» (2016-2017). Автор – Янина Болдырева / Куратор – Евгений Кутергин

 

Тему изоляции продолжает проект «Теория кротовых гор» Оксаны Будулак и приглашает посетителя в альтернативные реальности. Здесь наконец-то восстановлена справедливость в отношении мишек Шишкина, иронично (на самом деле - нет) рассматривается вопрос о свободе художника и существовании искусства, создается фейковая новостная история в духе сериала «Homeland», тайно фиксируется солдатская жизнь, парит летающая тарелка и возвращает в реальность серия «Личное дело» о женских колониях в Сибири. В исследовании «Теории кротовых гор» встречается немало пустот – так художники предлагают создать собственную траекторию понимания настоящего.

Инсталляция «Отделение» (2014). Автор – Елена Аносова / Куратор – Оксана Будулак

 

 Инсталляция «Свобода быть художником». Автор – Игорь Лазарев / Куратор – Оксана Будулак

 

Операция «Мишки» (2020). Автор – Саня Закиров / Куратор – Оксана Будулак

 

«Парк культуры и отдыха» куратора Владимира Селезнева, словно качели: то возвращает в архаику детства, то вырывает оттуда с корнем без предупреждения. Посетитель путешествует между мирами, в которых старые вещи обретают вторую (а вторую ли?) жизнь, рваные рекламные баннеры «дышат» цветами масляных красок, огромная паутина с искусственными каплями росы напоминает о красоте раннего утра, а деревянные скульптуры – о древних ритуалах. По Парку можно ходить бесконечно, как по городским подворотням или собственным снам, но в какой-то момент придется остановиться, чтобы ответить на вопрос: «Где же мое место?»

Мультимедийная инсталляция «Сложности самоидентификации» (2020). Автор – Андрей Рудьев / Куратор – Владимир Селезнев

 

Место – понятие неоднозначное, одновременно условное и конкретное. На нем можно твердо стоять или, наоборот, надолго увязнуть. «Материальный ресурс» куратора Германа Преображенского – это единение мест периферийного значения: «болото» привносит активную составляющую, «подъезд» - визуальную и семантическую. Последний арт-группа «Космическая корова» называет «транзитной зоной или очищающим фильтром между внешней средой и привычным приватным уютом». Уют – дело обманчивое: нередко человек оставляет истинного себя в подъезде, чтобы погрузиться с головой в домашнее болото. Человек идет, оставляя за своей спиной вещи, понятия, пространства. Заканчивается ли их жизнь с его уходом? Остается ли что-то в человеке от их природы?

Арт-объекты зоны «Материальный ресурс». Куратор – Владимир Селезнев

Размышления о месте своего пребывания находят отражение в работах художников из Екатеринбурга, Ижевска, Краснодара, Москвы, Санкт-Петербурга и Челябинска, которые объединяет «Мимикрия» куратора Светланы Усольцевой. «Мимикрия» - не про адаптацию, а выражение своего отношения путем проникновения в ситуацию или пространство. Как прочувствовать новый город? Постараться «вплести» свое тело в паутину его улиц. Как понять пространство? Создать свое искусство видеть детали. Возможно ли вытащить человека из тоннеля «дом-работа»? Переизобрести реальность? Приблизить личное открытие большого мира? Да, достаточно лишь построить собственную систему координат в формате «здесь и сейчас».

Документация акций и выставок «Х Культуры» (2018 – н.в.). Авторы – Макс Алехин, Александр Гончаренко, Дмитрий Крамарь и Сергей Люлюкин / Куратор – Светлана Усольцева

 

 

 Инсталляция «Правило шва» (2014-2015, 2020). Автор – Ася Маракулина / Куратор – Светлана Усольцева

 

Движение – это искусство, а искусство – это и есть движение. Выбранное направление может привести к неудаче, но это не повод останавливаться. Утвержденные городские реновации становятся утопиями, но природа продолжает жить. Преобразования вызывают боль, но и это пройдет. «Смерть не за горами» куратора Артема Филатова напоминает: бессмысленно задумываться о том, что и так неизбежно, важно найти свой счастливый горизонт и двигаться в его направлении.

Инсталляция «Фонтан» (2020). Автор – Василий Кононов-Гредин / Куратор – Артем Филатов

 

«НЕМОСКВА НЕ ЗА ГОРАМИ» - о том, что искусство рождается внутри человека без оглядки на место жительства. Москва – не более, чем миф, порожденный жертвами провинциальных комплексов. Художник живет в настоящем без точки на карте, потому что имя ему – «здесь и сейчас». В рамках экспозиции ЦВЗ «МАНЕЖ» подготовил публичную программу, с расписанием которой можно ознакомиться на официальном сайте.