Дорин ван Меэль: "Каковы границы возможного диалога?"

Art Узел поговорил со студентами университета Голдсмитс, о том, как выстроена программа обучения в университете и о том, что они думают о российском современном искусстве. Молодые европейские художники приехали в Москву в рамках программы по обмену студентами между ИПСИ (Институт Проблем Современного Искусства, Москва) и Goldsmith (University of London). Мы продолжаем цикл интервью и публикуем беседу с Дорин ван Меэль (Dorine van Meel).

Дорин, расскажи о себе.

- Я родилась в 1984 году в городе Утрехт, Нидерланды. Живу в Лондоне, учусь в магистратуре изобразительных искусств в колледже Голдмитс. В 2010 году окончила университет Амстердама, в 2010 году – Академию Геррит Ритфельд. Моя первая персональная выставка прошла в галерее Foodface в Лондоне (в 2012 году). Среди групповых выставок и показов: FLAT34 (2013), "Five by five" Bonington Film Festival, Ноттингем (2012); "Preface", Lewisham Arthouse, Лондон (2012); LOOP Video Art Festival, Барселона (2010). Я стала стипендиатом Prins Bernhard Cultuurfonds (культурного фонда Принца Бернарда) и Фонда Хендрика Мюллера (Hendrik Muller Fonds). В качестве фрилансера пишу заметки для журналов, посвященных искусству, - "Kunstbeeld и Metropolis M".

В каких направлениях ты работаешь?

- В своей работе я вывожу обычные и знакомые вещи из их контекста и представляю их посредством таких медиа, как видео и инсталляции. Использую множество проекторов, мониторов и колонок для создания среды, в которую можно погрузиться и которая активизирует наши чувства на многих уровнях. Я пытаюсь изменить и расширить наше представление о знакомых событиях и привычных предметах – посредством их представления при помощи выразительных средств – и открыть пространство для критического анализа того, как мы каждый день воспринимаем мир вокруг нас.

Как выстроена программа обучения в университете Голдсмитc? Какова отличительная черта университета?

- Голдсмитс главным образом создает пространство для постоянного диалога, в котором участвует группа студентов и преподаватели, которые посредством непрерывного диалога бросают вызов моему образу мышления. Мы размышляем о своем творчестве, о лекциях, которые мы посещаем, текстах, которые читаем, выставках, которые посещаем, и об идеях, о мире, в котором мы живем, на политическом, социальном и экономическом уровне. Одним из самых интересных для меня художников, окончивших Голдсмитс, является Лор Прувост (Laure Prouvost), которая недавно стала лауреатом премии Тернер (Turner prize). В ее работе я вижу большую свободу и особое восприятие мира.

Дорин, расскажи о своих творческих планах?

- Я создала дискуссионную группу, состоящую из кураторов и художников, для обсуждения меняющегося статуса картинки в современном творчестве, связанном с созданием видео. В ходе первой дискуссии мы попытались рассмотреть вопрос о том, как цифровые медиа и интернет заставляют нас переосмыслить практики присвоения. Следующие дискуссии будут касаться использования картинки, созданной при помощи компьютерных технологий, в рамках подвижного изображения, создаваемого художником, оказания воздействия, технологий редактирования видео как отражения нашего времени и политических идей в художественных документальных фильмах. Я буду куратором выставки в Амстердаме, запланированной на 2014 год, на которой будут представлены работы семи художников, включая меня, работающих с видео и инсталляцией и проживающих в Лондоне. Задача этого проекта – создание выставки, которая будет фунционировать как единая инталляция с общим временным пространством и траекторией. Кроме того, я бы хотела писать для журналов, посвященных искусству. Также в моих планах - выполнение заказанной мне больницей в Нидерландах работы и подготовка квалифиционной выставки в 2014 году.

Почему ты решила поехать в Россию?

- Мне было интересно оказаться в контексте, который отличен от привычного мне, не только с точки зрения культурной ситуации, но также политической и экономической, а также истории. В том, что касается моего творчества, может стать понятным, что сигналы, символы и механизмы кино, которые я применяю, провоцируют очень отличную реакцию, понимание, ассоциации и вопросы среди российской арт-аудитории. Каковы границы возможного диалога, связи, обмена мнениями?

Каким ты видишь современное искусство в России? Что ты думаешь о будущем Российского современного искусства?

- Сложно говорить о будущем современного искусства в России после всего пары дней в этой стране. В общем я могу сказать, что мне кажется важным, чтобы у художника было понимание того, в каком обществе он или она хочет жить, - для того чтобы думать об этом, ставить положение вещей под вопрос или предлагать альтернативное видение. Надеюсь, что это молодое поколение будет активно искать способ создать свой собственный дискурс.

Работы можно посмотреть на сайте художника: www.dorinevanmeel.com

Интервью: Ирина Кравчина

Перевод: Юстиния Хохлова

Фотограф: Саша Карелина