Гутай /Gutai

от /яп./ gu - средство, приспособление и tai - тело, сущность (1954-1972)

Художественное направление и ассоциация художников в послевоенной Японии. Группа "Гутай" была организована по инициативе художника Йиро Ёсихары (Дзиро Ёсихара) в 1954 году. "Гутай Биджутсу КоуКаи" - союз 28 художников, который занимался поисками активного взаимодействия тела и художественных материалов. "Искусство "Гутай" не преобразует материал, - читаем в манифесте, - искусство "Гутай" дает ему жизнь".

Они стремились усовершенствовать традиционную японскую каллиграфию, форсировав процессуальную сторону ее исполнения и вводя в нее новые материалы (пластмассу, свет, неон). Групповые выставки, часто - на открытом воздухе, устраивались, как перформанс. Взаимодействие руки каллиграфа и бумаги, дополнялось использованием других приемов. Одна из работ Мураками, была создана прямо на выставке 1955 года бросанием шариков, наполненных краской. На той же выставке Тосио Ёсида покрыл основу каллиграфии каплями, свободно падающими из подвешенной на трехметровой высоте жестянки. В акциях Сирага и Танака, были задействованы тела.

Художники "Гутай" были знакомы с дриппингом Джексона Поллока (Paul Jackson Pollock) и из фильма Ханса Намута (Hans Namuth), они первыми усвоили информацию о прямой связи тела и живописи. Появление группы на выставках неформального искусства, началось со встречи ее членов с Мишелем Тапье (Michel Tapie) и Жоржем Матье (Georges Mathieu) в 1957 году в Осаке. Художники "Гутай" со своими необычными для 1950-х годов работами явились предтечами таких мощных направлений современного искусства как хэппенинг, перформанс и концептуализм.

Группа "Гутай" распалась в 1972 году после смерти Йиро Ёсихары.

Художники: Дзиро Ёсихара (Jiro Yoshihara), Садамаза Мотонага (Sadamasa Motonaga), Сабуро Мураками (Saburo Murakami), Созо Симамото (Shozo Shimamoto), Кацуо Сирага (Kazuo Shiraga), Ясуо Суми (Yasuo Sumi), Атцуко Танака (Atsuko Tanaka), Тцукуро Ямадзаки (Tsuruko Yamazaki), Тосио Ёсида (Toshio Yoshida).

Манифест: Дзиро Ёсихара "Манифест искусства Гутаи", 1956 (полный текст на английском языке изложен на сайте Музея искусства и истории города Асия, префектура Хёго)

Журнал: "Gutai"

Тексты: М.Тапье, Т.Хага "Традиции и авангард в Японии", 1961.

См.также статьи: Дриппинг, Неформальное искусство, Энвайронмент и Хеппенинг.

Описание некоторых произведений:

Катцуо Сирага "Манящая грязь", 1955. Фотография перформанса. Нагоя, Галерея Хам. В экспериментах Сирага всегда участвует тело. Он прославился акциями, в которых живопись делалась ногами: он ходил, ползал и бегал, оставляя следы на днинных лежащих на земле холстах. Художник последовательно изучал категорию неизменного и грязного в своей живописи. На выставке группы "Гутай" 1955 года, полуодетый Сирага погрузился в кучу влажной грязи и начал двигаться в телесном контакте с материалом. Прямая иллюстрация названия группы, воплощенная в этой акции, подрывала в глазах публики принципы красоты и чистоты, как формальной основы восточного искусства.

    Катцуо Сирага "Манящая грязь", 1955

Сабуро Мураками "Пассаж", 1956. Фотография перформанса. На выставке "Гутай", устроенной в 1956 году в Окара Каикан Холл, Мураками установил один за другим несколько натянутых на подрамниках бумажных экранов и прыгнул в них, порвав в движении насквозь. Художник оставил след собственного тела, преобразовал материал посредством динамического жеста и заряда энергии. В то же время, он осуществил деструктивную акцию, направленную против традиций, в данном случае связанных с материалами: бумагой восточной каллиграфии и натянутым на подрамник холстом европейской живописи.

Сабуро Мураками "Пассаж", 1956. Фотография перформанса