"Царь горы" в МАММ: триумфальный синтез аллегории и абстракции

Автор интервью и фото: Полина Чубарь 

20 июля в Мультимедиа Арт Музее состоялось открытие сразу четырех выставок. Самая ироничная и экспрессивная из представленных проектов – экспозиция «Аллегорическая абстракция». Это результат работы четырех крупных художников – Юрия Альберта, Паруйра Давтяна, Виктора Скерсиса и Андрея Филиппова, объединенных в артель под названием «Царь горы». Цель проекта ни много ни мало, а преодоление периода маньеризма в современном российском искусстве через соединение несоединимого, восполнение пробелов в истории искусств и работу в художественных коллективах. Задача масштабная, однако выставка получилась равно успешно и концептуальная, и веселая. «Кубизм, отдающий дань благодарности Импрессионизму», «Театр, обличающий Перформанс» или «Истина, плюющая в колодец» – лишь несколько названий, с помощью которых художники расширяют список аллергических фигур и делают абстракцию более живой и понятной.

Юрий Альберт

Полина Чубарь: Как появилась идея создать данный проект? У Вас это уже не первое сотрудничество, почему произошла такая перезагрузка, и как возникла тема «Аллегорической абстракции»?

Юрий Альберт: Дело в том, что эти четыре художника – Альберт, Давтян, Скерсис и Филиппов, члены изначально творческого объединения «Купидон». Но потом совершенно другие художники – Давтян, Альберт, Филиппов и Скерсис, организовали группу «Эдельвейс», которая занимается акциями. Впоследствии еще другая группа художников – Скерсис, Филиппов, Давтян и Альберт, организовали группу «Царь горы», которая занимается живописью, проблемами живописи. Вот такая история.

П.Ч.: А данный проект все-таки как возник?

Ю.А.: То, чем мы занимаемся – работа с разными моделями искусства и их сочетаниями. В данной группе мы это делаем на основе живописи.

На самом деле так получилось, что мы читали одну книжку – Карел ван Мандер «Книга о художниках». Типа Вазари, только голландская. И там было рассказано про одного художника, вроде бы XVI века, Кетель (прим. Корнелис Кетель), который писал аллегорические картины, и в книге были тексты этих аллегорий, программ. Нам так понравилось, что сразу начали думать к чему можно применить. Причем это настолько дико, аллегории были настолько бессмысленными. Вот, например, я читаю описание, оно очень пышное: «Добродетель», – не знаю, – «щекочущая пером живопись и побуждающая ее к чему-то…». Это представить себе невозможно! Это традиция, которой в России не было. Но с другой стороны, в России не было и высокой абстракции, вроде Ротко. Две такие фантомные штуки, как отрезанная нога, она там болит, поэтому многие к этому обращаются, в том числе и мы.

На самом деле, это смешно - две несоединимые традиции, а мы пытались их соединить. Ну и вот, результат.

П.Ч.: А к кому больше обращено это соединение аллегорической традиции с высокой абстракцией? К профессиональному зрителю, или, наоборот, это знакомство более широкой аудитории с историей искусств?

Ю.А.: На самом деле это выбор зрителя. Такие смешные картины, что люди все фотографируются на их фоне, никакой эрудиции для этого не надо. С другой стороны, если вы в курсе… Тут, например, приходили работники музея, у них свое удовольствие.

П.Ч.: А как у Вас ощущения от самого открытия выставки?

Ю.А.: Хорошие, нравится. Успех выставки, когда люди начинают фотографироваться на фоне работ.

П.Ч.: Этого здесь много!

Андрей Филиппов


Полина Чубарь: Расскажите, пожалуйста, про Ваши работы, они достаточно сильно выделяются из общей экспозиции. Наверное, их не совсем можно назвать абстракциями, они больше напоминают оп-арт или игру с иллюзиями.

Андрей Филиппов: Это как у Вазарели (прим. Виктор Вазарели), тоже игра с иллюзиями. Но в основе картин лежит живопись, настоящая, я ее просто переработал в такую мозаику. Я сам делал картинки, потом обрабатывал их в калейдоскопе. Могу сейчас показать. Допустим вот эта, это «Истина, плюющая в колодец» типа Мане. А эта гладильщица Пикассо – это «Арте повера, скорбящая над Нео гео» (прим. неогеометрический концептуализм). Это все не халтура, а тонко продуманная история!

П.Ч.: Можно я их сфотографирую?

А.Ф.: Нет, не надо. Это я Вам показываю, и это остается за кулисами.

П.Ч.: А как появилась идея создать эту выставку?

А.Ф.: Мы как группа развиваемся и почкуемся. Есть «Эдельвейс», есть «Купидон», а тут образовалась артель «Царь горы», за истинную живопись, как настоящие художники. Мы сначала поехали на гору Сент-Виктуар, которую Сезанн писал, и написали с нее портрет. Он писал гору, а мы его протрет с этой горы. И отсюда пошло название артели – «Царь горы». 

П.Ч.: Как у вас ощущения от самого открытия выставки?

А.Ф.: Нам понравилось. Во-первых, хорошая развеска. Проделана большая работа, что достойно восприятия.

П.Ч.: Кстати, в чем заключалась кураторская работа Ольги Свибловой над данным проектом?

А.Ф.: Она как куратор, как хозяин помещения, государыня-самодержица Всея фотографической, сказала нам: «Давайте я буду курировать». Ну а курировала она там своими этими, ну развеска и прочее.

Виктор Скерсис


Полина Чубарь: Как появилась идея создать данный проект?

Виктор Скерсис: Нам нужно было понять, что же есть настоящее искусство, как же оно построено. Мы поняли, что оптику актуального искусства нужно протереть вот этим вот, ветошью вечности. А как только эту оптику протрешь, вылезает что-то такое, чего мы раньше не видели. И тут-то мы увидели аллегорию! Мы ехали на поезде из Нижнего Новгорода в Москву, ту-ту-ту-ту. И Юра Альберт стал зачитывать какие-то тексты из книжки, которую читал. И там были названия аллегорий, по-моему, Бейдемана (прим. Александр Бейдеман), такой художник был. У него была «Гомеопатия, взирающая на ужасы Аллопатии». Нам очень понравилось и мы стали думать, что ж теперь с этим делать и как же это может выглядеть? И тогда поняли, что настоящая аллегория должна быть воплощением абстракции. Абстрактная живопись является реальным воплощением абстрактного образа. Выбрали 22 темы, позже добавили еще. И на каждую тему стали создавать произведения, точно также как в Академии академикам давались темы при подготовке выставки в Париже или в Российской академии. Вот как появилась эта идея.

П.Ч.: Как вообще выстраивается работа в Вашей артели?

В.С.: Сначала мы думали просто: то, что мы делаем, это берем аллегории и берем абстрактный экспрессионизм. Мы решили, что абстрактный экспрессионизм, это то, что необходимо Родине. И стали делать абстрактные экспрессивные вещи. Я это принял на веру, а Альберт, который мне сказал, что как раз это и нужно делать, стал делать совершенно другие вещи. Работали мы над этим два года, совсем нескучно. Важно и здорово.

Что здесь происходит? Мы пытаемся развивать искусство дальше. И, на мой взгляд, на уровне конкретного произведения все уже сделано, огромное количество художников работают над конкретной работой. Но конкретные произведения являются манифестацией каких-то более глубоких процессов, поэтому если мы хотим что-то сделать в современном искусстве, то мы должны работать не с конкретным произведением как таковым, а вот с этими более фундаментальными и глубинными процессами. В частности, это процесс работы в коллективах. У нас несколько коллективов, все занимаются разным, именно поэтому они вовлечены в разные мыслительные процессы, которые манифестируют себя отличным образом. Мы находимся в периоде маньеризма, и нам нужно из этого как-то выйти, а за маньеризмом было барокко, и то, что вы здесь сейчас видите – это барокко. Вот к этому-то мы и идем!

П.Ч.: Как Ваше ощущение от вернисажа?

В.С.: Удивительно легкое и веселое. Это должно происходить каждый день, два раза в день, да.

Паруйр Давтян

Комментарии давать отказался, но на сцене ему этого избежать не удалось.

«На картинах есть то, что там есть, а все остальное, что вы надумаете, будет тоже хорошо. Мы считаем, что наша живопись застряла между Соссюром и инстаграмом, но скорей всего ближе к инстаграму, поэтому наслаждайтесь».

На торжественном открытии Ольга Свиблова, директор музея и одновременно куратор данной выставки, вызвала всех четырех художников по алфавиту. Также она подытожила: «Эта чудная артель, которая, с одной стороны, шалит, а с другой стороны, проводит очень глубокую интеллектуальную работу».

Посетить данную выставку можно до 10 августа.