Диалог с художником: Гор Маргарян о национальном самоопределении, политике и культуре

Гор Маргарян – армянский художник, занимающийся видео-артом, инсталляциями и кино. Обучался режиссуре в Ереванском государственном институте театра и кино, продолжил свою деятельность в Германии, там же в 2015 году получил степень магистра (Muthesius Kunsthochshule Kiel). Его творчество – пространства для диалога двух (а иногда даже более) культур, в ходе которого рождаются размышления о политике, социуме и искусстве. Как раз эти темы мы и подняли в интервью.

Беседовала Екатерина Сальникова

Е.С.: Вы с самого начала творческого пути стали создавать видео и документальное кино?

Г.М.: Честно говоря, я всё ещё знакомлюсь с этим жанром. Я никогда не пытался снимать сухие репортажи; в документальном кино мне, в основном, всегда интересен его потенциал, и я постоянно стараюсь найти себя в нём, но никогда не стремлюсь провести границу между документальным и художественным жанрами. Формат фильмов даёт мне возможность парить во времени и пространстве.

Hydrographie. Экспериментально-документальный фильм-эссе, 2017

В настоящий момент я работаю над Found Footage (найденные кадры), а также над аналоговым 16-мм кинолентой. Этот материал в дальнейшем может стать, например, фильмом или видеоинсталляцией. Прибегая к этим приемам, старые видеокассеты переосмысляются, технически используясь в контексте видеоинсталляции с очками виртуальной реальности. Таким образом, я до сих пор знакомлюсь с жанрами документального кино, будь то в классическом формате или актуального искусства.

Е.С.: Важно ли художнику иметь специальное образование?

Г.М.: Желательно, чтобы оно было, но в наше время возможно и самообразование.

Aurora. Экспериментально-документальный фильм, 2016

Е.С.: Как в Армении развивается цифровое искусство?

Г.М.: К сожалению, я не знаю об армянской культуре медиа-арта.

Е.С.: Государство поддерживает художников?

Г.М.: В Армении – редко, но в Европе, в частности в Германии, доступна регулярна финансовая поддержка со стороны как государства, так и некоторых фондов.

Е.С.: Почему Вы решили переехать из Армении?

Г.М.: Я всегда хотел учиться заграницей. Некоторое время я работал в Москве, затем появилась возможность получить высшее образование в Европе. Я думаю, что для художника чрезвычайно важен межкультурный диалог, опыт обмена и сотрудничества с деятелями искусства другой страны. Для молодёжи существует программа Art Residence, в рамках которой можно приобрести ряд профессиональных навыков, поэтому я советую всем [молодым художникам – Е.С.] записаться на неё и принять в ней участие.

Мне кажется, для каждого, и в особенности для художников, важен элемент исследования, обучения, определение особенностей других культур и направлений актуального искусства.

Ein Gespräch. Видеоинсталляция, 2018

Е.С.: Каково Ваше национальное самоопределение? У Вас даже есть инсталляция «Ein Gespräch», которая посвящена рассуждению на эту тему. 

Г.М.: В Европе многие говорят об интеграции и важности сохранения национальной идентичности. Может прозвучать парадоксально, но это и лично для меня очень важно. Я сам не понял, что значит миграция. С одной стороны, мигранты получают большие возможности в больших и развитых странах,  с другой, - за это они платят ценой своей национальной идентичности, если не полностью, то, по крайней мере, частично. Да, конечно, я принимаю культуру, каноны и законы этой страны, тем более что они нам не чужды. Я не националист, тем не менее на мне лежит ответственность поддерживать мои язык и культуру. Поскольку я являюсь представителем малочисленной нации, проблема её сохранения является для меня важным обстоятельством.

Е.С.: Должен ли актуальный художник пропагандировать национальные ценности в своём творчестве? Или сегодня все стремятся к глобализации?

Г.М.: Со своей стороны скажу следующее: культурная глобализация началась очень давно, ещё до нашей эры, и свидетельство этому – влияние культур Древнего мира друг на друга, например, Египта на Грецию, а Греции на Рим и так далее. Сам я не ставил перед собой задачи творить на национальные темы, напротив, я всегда стараюсь оставаться свободным, создавая тем самым моё авторское кино. Думаю, что Андрей Тарковский очень хорошо представил русскую культуру, но назвать его националистом -  по крайней мере, глупость.

memoria_2019 from Muthesius Academy of Fine Arts on Vimeo.

Е.С.: В фильме «Memoria» Вы признаётесь, что у Вас дислексия. Эта особенность как-то отражается в творчестве?

У меня не только дислексия, но и легастения. И проблемы у меня как с арифметикой, так и с орфографией и языковыми особенностями. Я считаю это больше недостатком, чем преимуществом. Но Вы знаете 4 языка: родной армянский, русский, немецкий и английский.

Е.С.: Как Вы смогли их выучить, имея такие особенности?

Г.М.: Честно говоря, я делаю много ошибок даже в своём родном армянском. Да, мне сложно выучить новый язык, но я никогда не боялся трудностей. Одним словом, я не пишу ни на одном языке, но я рад, что существуют новые программы, которые исправляют мои ошибки.

Е.С.: Также в этом фильме Вы говорите, что 2 года назад в Армении случилась не революция, а смена власти («keine Revolution, sondern Machtaenderung»), и что сегодняшнее правительство разводит демагогию («heutige Regierung ist viel zu demagogisch»). Получали ли Вы от кого-либо реакцию на эти высказывания?

Г.М.: Для меня в политике важны не люди, а конкретные программы, которые в конечном итоге должны быть осуществлены усилиями не только политических деятелей, но и всего гражданского общества. Изначально было понятно, что у Пашиняна и его команды нет никакой программы. Всё, что у них было, – просто красивые слова и желания. Конечно, я рад, что прежняя власть, которая окаменела и стала невыносимой армянскому обществу, нашла в себе силы для мирного ухода, но новая революция, которая должна свершиться в культуре, науке и людском сознании, только предстоит и рано или поздно должна случиться.

Выступление Никола Пашиняна. Источник: vestikavkaza.ru

Е.С.: Актуальному художнику важно быть политически ангажированным? И не кажется ли Вам, что в последнее время политика стала неким трендом (в том числе и в искусстве), а политики – чуть ли не селебрити?

Г.М.: Да, я считаю очень важным, чтобы художник имел своё политическое и социальное мировоззрение. Вместе с этим я против ангажированного  искусства, поскольку художник должен суметь развить созданную им эстетику и сохранить свою свободу в искусстве. Также я против, когда сами люди выбирают темы для своего творчества, согласно модным веяниям, как-то тема беженцев, которой часто злоупотребляют. Другой пример – капиталистический феминизм, который, на самом деле, противоречит идее равенства полов.

Е.С.: Вы живёте в Германии, где в 2017 году ратифицировали Стамбульскую конвенцию. В Вашей родной Армении люди протестуют против этого, считая, что она противоречит традиционным ценностям. Вы поддерживаете мнение соотечественников?

Г.М.: Я лично не знаком с положениями Стамбульской конвенции, но думаю, что люди в Армении часто путают традиционные ценности с отсталостью. Я более чем склонен к идее защиты прав и свобод человека, но в то же время – сохранения семейных ценностей. Я считаю, что каждый имеет право быть счастливым и никто не имеет права давить на другого, руководствуясь своими взглядами и выбором. Если Армения продолжит отстаивать традиционные ценности, она сможет идти в ногу со странами первого эшелона? Армения не только должна сохранять традиционные ценности, но и обязана их переоценить и развить. Думаю, многие развитые страны имеют свой культурный образ жизни, который у них воспринимается как традиционный.

Е.С.: Насколько, вообще, целесообразно ориентироваться на Европу?

Г.М.: Я считаю, что европейская культура имела беспрерывное влияние на Армению в течение всей её истории, начиная временами до нашей эры и Древней Грецией, заканчивая сегодня. Вместе с этим нельзя забывать, что есть ещё прямое влияние Древнего Вавилона, Персии, а также азиатских стран. Мы всегда находились на перекрёстке разных цивилизаций, что положительно сказалось на нашей культуре.

Heimatlose. Поэтико-документальный фильм-эссе, 2015

 

Е.С.: Такой традиционный уклад мешает или помогает развитию искусства?

Г.М.: У художников – свой особенный уклад, который всегда отличается от принятых в обществе представлений. Художники сами воспроизводят или развивают новые традиционные культуры.

 Версию на армянском языке вы можете прочитать в паблике Екатерины Сальниковой