Джорджо Моранди

Пока в главном здании Пушкинского музея аккуратно запаковывают экспонаты “Европейского искусства” самое время зайти в галерею частных коллекций и, не нагружая подъемом по лестнице ноги, неспешно впитать в себя натюрморты, цветы и пейзажи  Джорджо Моранди. 

Смотри шире, пока тишина в музее

Позволяет достраивать по голубой стене

То, что помимо самой картины

Есть в его Натюрморте,

В Цветах,

В Пейзажах.

Здесь вот опыт еще не прожит,

Там стиль, посмотри, уже вытравлен,

Хоть и был нажат 

Чтением импрессионистов,

Почитанием Караваджо, Джотто иль Эль Греко.

Запомни в его мастерской

Не было, слышишь, ветра. 

Только следы на 

Композиционных листах,

Только гипс поверх формы,

Сточенный до предельности вертикали.

Кому-то покажется, что слишком прост

Этот Джорджо Моранди.

Но его простота – результат мотивов,

Экстракт момента, квинтэссенция сути.

Ведь все то, что мы видим в сухом остатке картины –

Это его будни,

Помноженные на мастерство ощущения.

То, что мы видим как результат на офорте -

Это его время. 

Смотри шире, пока тишина в музее

Позволяет с экрана на голубые стены 

Без потерь внимания сдвигать фокус,

Ибо помимо художественной перемены

Возможны и: прямоугольник, конус,

Квадрат, трапеция, 1890-й год рождения, 

Круг, вершина, биссектриса, ось, 

1964-й, 

Арбелос, 

Плоскость.

Текст и видео: Маруся Гуляева