Иван Демидов: «Меня пугает мейнстрим современного искусства тем, что он оторван от эстетического взгляда народа…»

Над интервью работала Мария Назарова

7 декабря во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства открылась выставка «Актуальная Россия: игра в классиков». Это уже второй проект из этой серии, и первый столкнулся с большим количеством критики со стороны профессионального сообщества. Несмотря на хорошо выбранные работы и хороший посыл - показать работы современных российских художников и расширить аудиторию современного искусства, - скажем честно, организаторы не справились с созданием самой экспозиции. На ней не было четко выстроенного повествования и идеи, которые бы объединили произведения в полноценный выставочный проект, а было лишь обилие высказываний художников, заглушающих друг друга. Мы поговорили с одним из авторов проекта Иваном Демидовым, чтобы узнать, какие цели он ставил и почему последовательный рассказ о современном искусстве в России никак не складывается.

 

Фото: Анна Гальперина/Предоставлено ФРСИ

Мария Назарова: Это уже вторая выставка «Актуальная Россия», и я бы хотела узнать, каким образом вы готовились к ней?

Иван Демидов: Современное искусство в Москве – это почти закрытый элитарный клуб, где все подчинено кураторским видениям, философским концепциям… Мы пошли совершенно другим путем: мы поняли, что главное высказывание – это высказывание самих художников, и наша задача была собрать работы самых разных авторов, сделанных за этот год. Из этого и сложилась выставка – мы увидели, что для самих художников является актуальным, куда они смотрят, и как воспринимают мир. Практика показала, что за год их взгляд поменялся. Если так можно выразиться, мы собрали хит-парад взглядов современных авторов.

М.Н.: Да, но как же быть с тем, что каждый автор видит мир по-своему, а куратор – это тот человек, который может «собрать» эти взгляды и выделить основную мысль? Это можно сравнить с работой режиссера…

И.Д.: Меня пугает мейнстрим современного искусства тем, что он оторван от эстетического взгляда народа, и я попытался найти альтернативу этому мейнстриму. Я глубоко убежден, что любой художник хочет иметь успех среди народа. Более того, я убежден, что народ… Ну ладно, давайте сузим до молодого поколения, которые составляют около 32% населения каждого города-миллионника. Эти люди готовы воспринимать современное искусство. Я задаюсь вопросом, почему при таком огромном «рынке», круг современного искусства продолжает быть междусобойчиком? Я занимаюсь популизмом, мое дело – проекты, которые любит народ, и, когда я вижу, что есть что-то, что народ может любить, но по каким-то причинам это до него не доходит, я стараюсь исправить эту ошибку. 

Когда мы вчера прошли по выставке после окончания монтажа, то поняли, что у нас висят те произведения, которые поймет любой человек.

М.Н.: Я согласна, здесь собрано много хороших работ. Однако, при кажущейся закрытости мира современного искусства, его участники любят своих зрителей и постоянно приглашают их к диалогу…

И.Д.: Да, но у меня есть ощущение, что они любят именно «своего» зрителя – умного, начитанного, готового вытягивать из произведений концепции и смыслы. А я считаю, что их зритель – это весь зритель. Я уверен, что эта выставка будет понятна, и она уже понятна, не только специально подготовленным людям. Тем, кто не пойдет в воскресенье в «Гараж». Я не обвиняю деятелей современного искусства в снобизме, я просто констатирую факт – так сложилось. 

В следующем году мы повезем эту выставку по городам, и я уверен, что она будет успешна. Это я могу утверждать потому, что мы провели тест в интернете – мы выбрали работы и проверяли их на разных аудиториях, и они уже стали популярны. 

М.Н.: Я согласна с выбором работ – они действительно понятные и качественные. Как быть с их подачей? Мне, как зрителю, было тяжело смотреть выставку, и я не уловила основного мотива.

И.Д.: Я с вами соглашусь. Это тот упрек, который к нам всегда обращают, и я могу сказать честно – мы хотели показать максимальное количество работ, которые были в нашем распоряжении. Было ужасно жалко что-то не показать. Каюсь, в этом смысле вы правы.