Музей искусственной истории: как устроен выпускной проект магистрантов совместной программы Гаража и ВШЭ в Дарвиновском музее
В начале июня в Дарвиновском музее открылась выставка «Музей искусственной истории» - фиктивный музей современного искусства, чьи экспонаты были ошибочно определены нейросетью как объекты естественнонаучного знания. Выставка реализована в рамках магистерской программы «Практики кураторства в современном искусстве» «Гараж» и ВШЭ, которая открылась в 2019 году. ART Узел побеседовал с кураторками МИИ Зилией Хуснуллиной и Эльвирой Саитгареевой о том, как в их проекте переосмыслена идея традиционного музея, и какие работы там можно увидеть.
Интервью: Екатерина Шитова
Илья Федотов-Фёдоров. Бабочка и летучая мышь убегают из сказки. 2021. Фото: Иван Ерофеев
Это интервью - первая часть проекта ART Узла, посвящённого взаимоотношениям человека и природы в современном искусстве. Во второй части - интервью с Ильёй Федотовым-Фёдоровым, чья персональная выставка “Мотылёк и летучая мышь летят на свет” открыта в галерее Anna Nova до 14 августа.
Фрагмент выставки «Музей искусственной истории». Фото: Валерий Белобеев
Фрагмент экспозиции выставки «Музей искусственной истории». Фото: Валерий Белобеев
В процессе работы над выставкой вы использовали нейросеть “Зигота”, которая классифицировала работы и составляла тексты к ним. Как устроена эта нейросеть, и как она повлияла на процесс интеграции современного искусства в пространство естественнонаучного музея и экспозицию самой выставки?
Зилия: Планируя выставку, мы в первую очередь решили идти от самих художников. Идея сделать проект вокруг проблематики нечеловеческой агентности возникла не сразу, и ей предшествовало нескольких вариантов концепции выставки. Поскольку отобранные художники не работали с одной конкретной тематикой, мы поняли, что нам потребуется найти универсальный механизм, который бы с одной стороны позволил объединить произведения в рамках единого проекта, с другой — дал возможность говорить о каждой работе по отдельности. В итоге мы остановились на спекулятивном подходе, который обусловил включение метасюжета о нейросети «Зигота», структурирующей новые археологические находки в фондах Дарвиновского музея, специфической интонации выставочных текстов, напоминающей о кратких справочных текстах в энциклопедиях, а также экспозиционные решения, предполагающие интеграцию в пространство естественно-научного музея. Так через фиктивные сюжеты художники нашей выставки стали исследователями новообнаруженных существ.
Алексей Казанцев, фотография из серии «Влажная камера». 2017–2019. Фото: Иван Ерофеев
Эльвира: Зигота функционирует таким образом, что она распределила экспонаты по залам, вписывая их в контекстуальную рамку этих пространств. Первый зал, в котором начинается выставка, называется “Этапы познания живой природы”. В этом зале рассказывается об истории становления биологии и поиске причины разнообразия живых организмов, которые нас окружают. Три художника, помещённые Зиготой в этот зал - ритуальные маски из папье-маше Марии Богораз, изображающие скелеты игуан; графика Ксении Кадровой - зоофиты, организмы, являющиеся одновременно животными и растениями (они были исключены из науки); спекулятивная работа про советского учёного Хельмута Лучинского, который открыл феномен цветения мха и посвятил ему всю жизнь.
Маша Богораз. Маска. 2019. Фото: Иван Ерофеев
Ксения Кадрова. Зоофиты. 2021. Фото: Иван Ерофеев
Зилия: Второй зал посвящён особенностям изменений, которые возникают у живых организмов в процессе эволюции – здесь мы разместили произведения художников, наиболее напоминающих живых существ. Насекомые Exopathos Semidea Ксении Маркеловой — проект, связанный с понятием эмпатии — демонстрируют внутривидовое разнообразие существ. Размещённое в разделе об адаптации и естественном отборе водочувствительное устройство Кати Брыскиной — по сути скульптура из растущего в течение проведения выставки мицелия — предлагает форму сотворчества человека и живой природы. Фотографии Алексея Казанцева, размещённые в разделе об отличиях эволюционного процесса в зависимости от внешних факторов того или иного ареала, изображают животных, будто бы помещённых в депривационную камеру, и намекают на сходство специфики изменённых состояний у человека и животных. Инсталляция для перформанса Даши Седовой и Элины Зазуля на время сеансов включает человеческое тело в экспозицию музея. Таинственное существо Славы Нестерова, выглядывающее из трёхметрового кокона, соседствует в зале с крупными хищниками: медведями, львами и волками. Синтетическая шкура Софы Скидан, размещённая в разделе об экосистемах, в которых соблюдается биологическое равновесие, предлагает облик возможного будущего, где синтез живых организмов и неживой природы становится новый эволюционным этапом. В целом, я думаю, Зигота даёт возможность двойного прочтения выставки: с одной стороны, как сайт-специфичной выставки современного искусства, с другой - как спекулятивного проекта, являющегося продолжением естественнонаучного музея.
Софа Скидан Имя этой ловушки — вязкость. 2021. Фото: Дмитрий Шумов
В центре Зала микроэволюции можно увидеть биоарт Екатерины Брыскиной "ЛИФОРМ: Живые Мегаструктуры. Инсталляция-эксперимент: Водочувствительное Устройство”. Как устроена эта работа?
Екатерина Брыскина. ЛИФОРМ: Живые Мегаструктуры. Инсталляция-эксперимент: Водочувствительное Устройство. Фото: Эльвира Саитгареева
Екатерина Брыскина. ЛИФОРМ: Живые Мегаструктуры. Инсталляция-эксперимент: Водочувствительное Устройство. Фото: Эльвира Саитгареева
Эльвира: Это инкубатор с искусственной экосистемой, в котором на сплетённом художницей из натурального волокна каркасе подсажены семена мицелий и установлен необходимый уровень влаги. Мицелий будет расти, по мере разрастания распространяя по волокну влагу - это позволяют сделать специальные клетки мицелия “аквапорины”, в естественной среде предназначенные для того чтобы удерживать и выпускать влагу, делясь ею с растениями. Волокно является для мицелия питательным веществом, задавая направление его роста и форму. Этот эксперимент сосредоточен на способности организма адаптироваться к заданным условиям и создавать функциональную систему с течением времени.
Слава Нестеров Hybrid theory (Гибридная теория). 2021. Фото: Иван Ерофеев
Как в «Музее искусственной истории» происходит переосмысление традиционной идеи музея и коллекционирования музейных объектов? Возможно, здесь есть какая-то отсылка к фиктивному музею Марселя Бротарса?
Зилия: Конечно, художественных проектов, использующих концепцию фиктивного музея, существует довольно большое количество, но работая над нашей выставкой, мы не ориентировались на какой-то конкретный проект. И хотя, действительно, можно увидеть некоторую аналогию с Музеем орлов Марселя Бротарса, прямой отсылки мы не закладывали. Пожалуй, в нашем проекте мы не столько обращаем внимание на музейную структуру или феномен архивации, сколько на музейные экспонаты. Работы наших художников оказались вполне органично интегрированы в пространство естественно-научного музея. Во многом оригинальные экспонаты Дарвиновского музея близки объектам искусства: все они были кропотливо созданы и эстетически продуманы художниками. К тому же соседство чучел с произведениями искусства было задумано уже на моменте планирования музея. Создавая Дарвиновский музей, его основатель А.Ф.Котс решил наполнить экспозицию анималистической живописью, графикой и скульптурой. Таким образом, мы лишь дополнили существующую коллекцию искусства, выполненного в традиционных медиа, произведениями современных художников. К слову, несмотря на фантастичность форм, работы на нашей выставке не выбиваются из экспозиции, и мы нередко замечали, что посетители не всегда могут сходу понять, что перед ними располагается: иллюстрация научной теории или фантазия художника.
Отдельно я хотела бы спросить у вас о работах Ильи Федотова-Фёдорова: какие его видеоработы представлены на выставке, и о чём они?
Илья Федотов-Фёдоров. Бабочка и летучая мышь убегают из сказки. 2021. Фото показа видео (художник-режиссер — Илья Федотов-Фёдоров, оператор — Павел Филилеев, монтажер — Рубежа Вехов, перформеры: Артур Карданов, Людмила Бурышева, Зарина Макашева). Работа создана при поддержке Государственного Дарвиновского музея, кураторской группы «Музея искусственной истории», галерей Fragment и Anna Nova. Фото: Валерий Белобеев.
Зилия: Видеоарт «Бабочка и летучая мышь убегают из сказки» Федотова-Федорова создавался специально для нашего проекта в фондах и пространствах Дарвиновского музея. Изначально Илья заинтересовался чучелами животных, которые по тем или иным причинам не попали в основную экспозицию и навсегда остались в фондовом хранении. Позже Илья обратился к феномену кьютизации, и главными персонажами работы стали куколка, гусеница и моль, которые также являются метафорой трансгендерного перехода – темой, подробнее раскрытой на его персональной выставке в петербургской галерее Anna Nova. Его произведение на нашей выставке продолжение его многосоставного проекта «Мотылек и летучая мышь летят на свет». Тема трансгендерного перехода находится на стыке биологических, анатомических, физиологических аспектов человеческого бытия, с одной стороны, и внутренних, психологических, рефлексивных — с другой. Трансгендерный переход как путь к настоящему «я» в творчестве Федотова-Фёдорова изображается через тот путь, которым идёт к своему подлинному становлению насекомое.
Под термином кьютизация понимается вторжение человека в процесс естественного отбора: нередко человек отдаёт предпочтение лишь тем видам, которые считает красивыми и симпатичными и прикладывает усилие для их сохранения, от уродливых запросто избавляется. Своего рода кьютизация происходит в музеях, когда посетители уделяют значительно больше внимания крупным пушистым и милым животным — львам, пандам, слонам, котятам и мамонтятам. Подобные «блокбастеры», очевидно, выигрывают у разнообразных насекомых в соревновании за зрительские симпатии. В видео Ильи Федотова-Фёдорова моль берет реванш у музейных функционеров и, став полноправным сотрудником, принимается систематизировать фондовые хранилища по собственному усмотрению.
Илья Федотов-Фёдоров. Бабочка и летучая мышь убегают из сказки. 2021.
Фото показа видео (художник-режиссер — Илья Федотов-Фёдоров, оператор — Павел Филилеев, монтажер — Рубежа Вехов, перформеры: Артур Карданов, Людмила Бурышева, Зарина Макашева). Работа создана при поддержке Государственного Дарвиновского музея, кураторской группы «Музея искусственной истории», галерей Fragment и Anna Nova. Фото: Дмитрий Шумов
Илья Федотов-Фёдоров в процессе создания видеоработы не только проник в закрытые фондовые пространства, но и сделал их видимыми для посетителей, которые, как правило, не догадываются об их существовании и не представляют, как они выглядят. Хотя именно фонды составляют значительную часть коллекции. В рамках художественной интервенции для Ильи важным аспектом является взаимодействие с фондами и пространствами музея, которые изначально закрыты и относятся к вторжению извне настороженно. В этом видится очередная форма интервенции искусства в непривычную для него среду естественнонаучного музея. Также взаимодействие с большим количеством акторов: с музеем, фондом, экспонатами, хранителями, перформерами, операторами, монтажёрами, организаторами, кураторами и сотрудниками музея. Подобного рода сообщение позволяет «зацепить», втянуть в действие большое количество людей и в определённом смысле заставить их задуматься над той проблематикой, с которой работает Федотов-Фёдоров.
Пример Ильи демонстрирует, как естественнонаучный музей может стать площадкой для обсуждения актуальных тем.
Илья Федотов-Фёдоров. Фрагмент инсталляции «Бабочка и летучая мышь убегают из сказки». 2021. Фото: Иван Ерофеев