Немного об искусстве каллиграфии
Текст и фото: Маруся Гуляева
1 сентября на территории парка «Сокольники» открылась VI Международная выставка каллиграфии. И чтобы День знаний не прошел в пустую, Маруся Гуляева повторила алфавиты знакомых и не очень ей языков через призму изящного письма.
Сокольники. Пятница. Еще дождями не бросается в землю небо, и воздух наполняют запахи свежих цветов. Я иду в сторону отстроенного в краткие сроки, да вытянутого по струнке павильона, и кажется, что проникнешь в него, а там фестиваль красок и музыки. По факту так и выходит, работы каллиграфов – не просто написанные без помарок, с засечками и завитками тексты, а живые символы, обладающие историей, цветом, характером и силой.
Искусство каллиграфа в том, чтобы ритмически и эмоционально правильно распределять смысл момента на бумаге. Будь ты Тимоти Ноудом, Дональдом Джексоном или самым обычным выпускником школы каллиграфии, письмо для тебя обладает особым значением. И если мы берем все по отдельности, и говорим о том, что шрифт – это искусство, сочетать перо с краской – искусство, использовать само слово – искусство, то, собственно, как быть критику? С какой стороны оценивать эту совокупность? С точки зрения сочетания цветов? Сверять по справочнику? Или же делать вывод о соответствии с заданной темой «За жизнь»?
Я понимаю, что это не соревнования, не выставка достижений письма, но при отсутствии необходимой навигации (кроме как табличек с именами авторов и названиями работ -ничего нет) зритель теряется. Ой, вот тут есть текст. Ан нет, это всего лишь о школе, причем, на английском языке. Тогда какая разница между цитатой Уолта Уитмена и вон той каракатицей «Just do It»? Если мы хотим говорить о каллиграфии как об искусстве, мы не должны забывать о категориях, школах и прочих факторах. Развесить по цветовым и языковым признакам может каждый, но вы дайте больше информации, дайте немного личности, иначе все это самое обычное красивое письмо. Тут-то и становится обидно, потому что это не самое обычное, а настоящее письмо, что ни на есть живое, обладающее диафрагмой, сердцем, душой, если хотите. Но как разглядеть все это? С помощью луп? Окей, хорошо, их тут столько, что можно с двух рук смотреть. Но смотреть на что? Я вот не понимаю, без таблички, где написано: «обратите внимание на букву «р», выполненную непрерывным движением плоского пера и т.д.». При таком подходе зритель увидит больше, поймет увиденное лучше и, что самое главное, откроет для себя новые грани привычных вещей. Абвгдеёжзийклмнопрстуфхцчшщъыьэюя.