О коксе и подвиге: трехактная ода Кузбассу

В начале апреля в здании Новой Третьяковки открылась выставка «Даёшь Кузбасс», посвящённая юбилею открытия Кузнецкого угольного бассейна. С одной стороны, событие ситуативное — именно в июле 2021 года Кузбасс гордо отметит свое 300-летие; с другой стороны, Третьяковка регулярно показывает работы из региональных художественных собраний (все в рамках проекта «Золотая карта России»), так что выставку «Даёшь Кузбасс» можно считать продолжением традиции. Интересно, что в экспозиции представлены произведения не только из коллекций московских институций (самой Третьяковской галереи, Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО», РГБ), но и из знаковых мест Кемеровской области, Музея изобразительных искусств Кузбасса и Новокузнецкого художественного музея. 

Текст: Юлия Крышевич 

«Даешь Кузбасс». Графические работы. Фото Юлия Крышевич

Логично предположить, что художники, чьи картины украсили залы проекта, не понаслышке знакомы с Кузбассом: часть мастеров родилась и/или жила в регионе, имея возможность созерцать «великую стройку» в середине прошлого века, другие посетили угольное месторождение совсем недавно, дабы составить впечатление о его промышленном наследии. 

Фойе третьего этажа, вход на выставку. Фото Юлия Крышевич

Тематика работ — индустриальная, верней, индустриально-романтическая: в фокусе — люди, стараниями которых был построен один из главных промышленных центров России. У проекта есть прототип — Всесоюзная художественная выставка «Индустрия социализма», торжественно открытая в Москве в 1939 году.  Экспозиция советского проекта содержала отсылки и к развитию Кузнецкого угольного бассейна. Впрочем, несмотря на преемственность и насыщенный культурно-исторический контекст, «Даёшь Кузбасс» имеет особенное звучание (и дело не только в иронично-патриотичном названии). Кураторы выставки, Сергей Фофанов и Анна Пахомова предлагают зрителю проследить за тем, как менялось отношение живописцев к героическому труду народа на индустриальном поприще, а затем — сформировать собственное мнение на этот счёт.  

Девушки перед картиной Павла Отдельнова «Конструкция» (2007). Фото Юлия Крышевич 

Выставку можно разделить на три части. Главный критерий, конечно, временной: художники, повествующие о Кузбассе, принадлежат к трем разным поколениям — творческий зенит которых пришёлся на период 1930-х, 1960-х годов и тех, кто прокладывает свой путь в искусстве сегодня. Иначе говоря, рассказ о Кузбассе ведется голосами нескольких эпох: вне сомнения, социально-политический климат каждой их них повлиял на высказывания живописцев, но не гордились бы художники своим призванием и профессией, если бы не дерзали добавлять личное в работы.

Панно «Индустрия социализма». Изначально создавалось как пролог к Всесоюзной художественной выставке «Индустрия социализма» (1939), но в результате отправилось на Всемирную выставку в Париж (1937). Фото Cont.ws

 

«Даёшь Кузбасс» — это симфония художественных эмоций на тему индустриального наследия страны, места безымянного героя в механизме госпропаганды. Созвучие и контрасты данных повествований составляют особенную гармонию смыслов, ради которой и стоит увидеть выставку. 

«Старокузнецк» Аркадия Акцынова (1968). Фото предоставлено Третьяковской галереей

Пространственное решение проекта подсказывает хронологию высказываний живописцев. Часть произведений предваряют экспозицию ещё задолго до ее начала: основной корпус экспонатов расположился в зале 38, сразу за ретроспективой Роберта Фалька (последняя, кстати, к просмотру обязательна), в то время как некоторые работы «Даешь Кузбасс» выставлены в фойе третьего этажа.

Заодно можно посмотреть выставку Фалька. Только билет не забудьте купить. Фото Юлия Крышевич 

Как ни удивительно, первыми на выставке зритель увидит картины молодых современных художников Егора Плотникова, Павла Отдельнова и Ильи Гапонова. Уроженец и житель Кемерово, Гапонов начал свой творческий путь с создания портретов шахтеров — его триптих из серии «Прощание» (2007) размещён на стене под лестницей у входа в экспозицию. Искушенные житейским опытом, проникновенные глаза шахтеров задают лейтмотив выставочного проекта — переосмысление судьбы народного героя. Для создания серии художник использовал авторский медиум — кузбасслак, который представляет собой раствор каменноугольной смолы, получаемой из горных пород Кузбасса. 

Илья Гапонов. «Кузбасс параллельный» (2021). Фото предоставлено Третьяковской галереей

Картину «Кузбасс параллельный» (2021) Илья Гапонов написал специально для проекта Третьяковской галереи. Таким образом, проведение параллелей между ставшими историей событиями и их актуальной интерпретацией — задача, которую перед собой ставят современные живописцы, питающие интерес к индустриальному наследию страны. 

Илья Гапонов. Из серии «Прощание» (2007). Фото Юлия Крышевич

В отличие от Ильи Гапонова, его коллеги по цеху, Павел Отдельнов и Егор Плотников имеют менее прочную связь с Кузбассом: художники отправились в Кемеровскую область для исследования Новокузнецкого и Западно-Сибирского металлургических комбинатов в рамках творческой практики. Двухнедельная командировка, проведённая на металлургических заводах Новокузнецка в 2007 году, повлияла на дальнейшую карьеру живописцев: оба автора активно работают с индустриальной тематикой сегодня. Более осязаемый результат поездки — серия «Завод. Рисунки» (2007) Егора Плотникова и картина Павла Отдельнова «Конструкция» (2007), представленные в экспозиции.

Егор Плотников. «Рисунки. Завод» (2007). Фото предоставлено Третьяковской галереей

Павел Отдельнов. «Конструкция» (2007). Фото предоставлено Третьяковской галереей

Следующий раздел проекта — искусство периода 1920—1940-х годов, когда зародились основные аккорды хвалебной песни о строительстве Кузбасса.

Василий Мешков. «Кемерово» (1937—1938). Фото предоставлено Третьяковской галереей

 

Авторы индустриальных пейзажей, написанных в данный период, верны (соц)реалистической традиции (Василий Мешков. «Кемерово». 1937—1938; Константин Вялов. «Панорама КМК». 1948) или, напротив, вопреки обвинениям в формализме, следуют своей уникальной художественной манере, нередко выработанной под влиянием европейских школ живописи. 

Константин Вялов. «Панорама КМК» (1948). Фото предоставлено Третьяковской галереей

К последним можно отнести Амшея Нюренберга и Василия Рождественского. Полотна художников «Стахановцы Кузбасса» (1937) и «Кузнецк. Прокатный цех. Блюминг» (1933) впитали в себя дух сезаннизма, в то время как картина Николая Глущенко «Выдача кокса» (1937) предстала перекрёстком встречи реализма новой вещественности и фовистской экспрессии.

Амшей Нюренберг. «Стахановцы Кузбасса» (1937). Центральная часть триптиха, специально восстановлена для проекта «Даешь Кузбасс». Фото Юлия Крышевич

Вне зависимости от того, какой путь выбрал каждый из живописцев, есть нечто объединяющее авторов данного раздела, а именно завороженность происходящим, стремление передать масштаб, торжество и лирическое начало кампании по возведению Кузнецкого угольного бассейна. 

Николай Глущенко. «Выдача кокса» (1937). Фото предоставлено Третьяковской галереей

Апогеем дежурного энтузиазма выглядит плакат Александра Дейнеки «Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу» (1931). Работа Дейнеки — настоящая агитация, обращение к завтрашним строителям «светлого», промышленного будущего, выполненное в лучших традициях соцреализма.

Александр Дейнека. «Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу» (1931). Фото предоставлено Третьяковской галереей

Однако, несмотря на то что индустриальный пейзаж стал главным жанром периода 1920—1940-х (основное внимание здесь уделяется не действующим лицам, а пафосу крупного плана), в разделе есть на редкость «человеческая» работа. Это двойной портрет рабочих Кузбасса Алекса Кейля под названием «Беседа у смены» (1937). Работа Кейля пропитана любовью и сочувствием к своим героям: таким образом художнику удаётся сохранить право на самовыражение, не выходя за рамки соцреалистического живописного канона. 

В центре картина Алекса Кейля «Беседа у смены» (1937). Фото Юлия Крышевич

Заключительная часть выставки посвящена искусству 1960-х годов. В период оттепели ветер меняется, становится нежней и мягче. Либерализация многих сфер жизни в это время повлекла за собой большую свободу творчества. Произведения художников третьего раздела наконец фокусируются на фигуре народного героя — без труда которого не состоялись бы никакие промышленные преобразования. Ключевой в этом отношении видится картина Иннокентия Кузнецова «Грабари на Кузнецкстрое» (1968), которая сосредотачивает внимание зрителя не на воодушевленной молодости (профиль юноши на втором плане), как бы это сделали старшие коллеги художника, а на умудренной опытом зрелости, понимании жизни и терпеливости (образ старшего грабаря с выразительными чертами лица). 

Иннокентий Кузнецов. «Грабари на Кузнецкстрое» (1968). Фото предоставлено Третьяковской галереей

Ориентиром для художников-шестидесятников служит «суровый стиль» — антипод нарочитого задора в традиции соцреализма. Так или иначе к данному направлению можно отнести все произведения раздела, различия — в подходе художников к выбранной теме.

Людмила Акцынова. «Шорский натюрморт» (1960-е). Фото предоставлено Третьяковской галереей

«Шорский натюрморт» Людмилы Акцыновой (1960-е годы) и «Дочь Салаирского края» Александра Кирчанова (1968) — тихое любование особенностями местной культуры, в котором читается спокойная радость жизни. Юрий Худоногов, напротив, отталкивается от глобального и вневременного: его работа «Древняя Земля» (1966) — это обращение к глубинной памяти планеты, отсылка к Кузбассу эпохи великого палеолита.

Александр Кирчанов. «Дочь Салаирского края» (1968). Фото предоставлено Третьяковской галереей

Интересный подход использовал Юрий Лобузнов в картине «Рекорд» (1979): дабы изменить закрепившееся зрительское отношение к идеологизированным темам в искусстве, художник выбирает жанр тематического натюрморта. Фрагментарность изображения (надпись на плакате, перспектива — все это недоступно глазу смотрящего) помогает избежать конкретики, т.е. эффекта пропаганды. Но настроение триумфа сохраняется благодаря торжественному звучанию красного цвета и поэтике контрастов (сочетание нежных гладиолусов и грубых рукавиц). 

Юрий Лобузнов. «Рекорд» (1979). Фото предоставлено Третьяковской галереей 

Хотя преобладающий в проекте медиум — живопись, в экспозиции также представлена скульптура — статуи сталеваров Борис Пленкина, автора знаменитого памятника В.В. Маяковскому — символа Новокузнецка.

Борис Плёнкин. «Скульптуры сталеваров». Фото предоставлено Третьяковской галереей

Не меньший интерес вызывает архитектурное решение пространства: в фойе третьего этажа, перед входом на ретроспективу Фалька расположена необычная инсталляция — архив фотографий строительства Коксохимзавода в Кузбассе, размещенный в специально сконструированной для выставки ротонде. На уникальных кадрах Спиридона Бывшева (1891–1937) — выдающегося советского фотографа, а позже и фотокорреспондента — запечатлен грандиозный процесс труда сотни тысяч людей и все этапы строительства завода, в том числе, с непривычных ракурсов (e.g. несколько кадров было сделано с высокой трубы).  

Фотоархив строительства Коксохимзавода в Кузбассе. Спиридон Бывшев (1930-е). Фойе третьего этажа. Фото Юлия Крышевич

Выставочный проект «Даешь Кузбасс» предлагает взглянуть на железный подвиг человека и обаяние индустрии с нового ракурса: полного знания, понимания и участия. Время разделяет людей в пространстве, но человеческие судьбы пересекаются — тем более, когда речь идет об общем и принципиально важном — о наследии страны, которое соединяет прошлое с будущим. 

Фото Юлия Крышевич

P.S. Выставка «Даешь Кузбасс» продлится в Новой Третьяковке до 10 мая. В экспозиции представлены 64 произведения, включая живопись, графику, скульптуру. Кураторы проекта: Сергей Фофанов, Анна Пахомова. Архитектор экспозиции: Алексей Подкидышев. Подробности по ссылке.

Фото на обложке: триптих из серии «Прощание» (2007) Ильи Гапонова. Фото: Юлия Крышевич