Опыт «Моделирования пространства»
Текст: Анна Крылова
Редактор: Елена Балакирева
Фото: Наталья Рыбакина, Владимир Троян
С приходом весны петербургское арт-сообщество оживилось: в городе проходит «Кураторский марафон», в рамках которого запланировано 19 выставок - магистры программы «Кураторские исследования» Смольного (Института свободных искусств и наук) показывают свои учебные выставочные проекты. Одним из первых проектов марафона стала выставка «Моделируя пространство», прошедшая в Бертгольд центре с 12 по 20 апреля. Куратор проекта Кристина Вронская и со-куратор Елизавета Носкова рассказали об учебной программе, процессе подготовки выставки и провели небольшую экскурсию по проекту.
О «Кураторском марафоне»
Кристина Вронская: С осени 2017 года студенты-магистры начали разрабатывать свои проекты: продумывать концепции выставок, отбирать художников, искать площадки. В рамках программы «Кураторские исследования» на курсах Олеси Туркиной, Станислава Савицкого, Натальи Федоровой, Глеба Ершова мы разбирали примеры из мировой и российской практики, ходили на знаковые выставки Петербурга, перенимали опыт кураторов и организаторов, совместно обсуждали увиденное. В работе над собственными проектами наставники нам очень помогали — давали многочисленные советы, рассказывали о подводных камнях и даже делились контактами художников.
Наша программа чуть ли не единственная, в рамках которой каждому (!) студенту выделяются средства на разработку выпускного проекта, и это базовое финансирование оказывается крайне важным. Ведь когда уже есть исходная сумма на создание выставки, проще общаться с партнерами и привлекать внебюджетные средства. Мы гордимся, что наш с Лизой проект поддержал Фонд Владимира Смирнова и Константина Сорокина, предоставив средства на производство работ. Благодаря этому была реализована новая серия Александра Морозова «Lexicon», а также мы смогли вложиться в новый масштабный проект Евгения Молодцова и всю печать фотографий выполнить на самом высоком уровне. Серию Надежды Анфаловой для проекта напечатали наши партнеры из фотомастерской «Белая радуга» так, что первым комментарием художницы стала фраза: “Лучше, чем в Третьяковке!" (Прим.: серия Надежды Анфаловой «Широка страна моя…» была ранее показана в Государственной Третьяковской галерее в рамках проекта «Метагеография. Пространство — образ — действие».).
Когда ты - молодой куратор, приходится совмещать очень много функций: PR-специалиста, файндрайзера, монтажника… Проекты у выпускников сейчас открываются сплошной вереницей, не хватает времени, чтобы найти в себе силы посмотреть их все. Наши студенческие выставки должны пройти до защиты диссертации, то есть в апреле – начале мая, это условие со стороны университета, которое мы все обязаны соблюдать. Конечно, мы с сокурсниками стараемся помогать друг другу, но времени в основном хватает только на свой проект. Нужно отметить, что кураторство - тот вид деятельности, когда ты выступаешь связующим звеном между огромным количеством институций и специалистов, активизируются все имеющиеся связи и контакты. И, безусловно, не в последнюю очередь мы обращаемся к самым близким людям — нашим семьям и друзьям. Например, мой муж, который до переезда в Петербург занимался реализацией выставочных проектов в Москве (компания сотрудничала с такими художественными институциями, как ГЦСИ, музей-заповедник «Царицыно», Музей Москвы и др.), взял 4 дня отпуска, чтобы помочь нам с Лизой с созданием проекта. Без технической команды невозможно воплотить какие бы то ни было художественные замыслы, поэтому я очень благодарна за его бесценную помощь.
Мы, молодые кураторы из Смольного, столкнулись с тем, что в Петербурге не так много институций, куда можно прийти с идеей выставки современного искусства и получить достойное выставочное пространство. Наш курс задействовал не только музеи (Новый музей на Васильевском острове, Центральный музей связи им. А.С. Попова, Музей сновидений Фрейда), но и альтернативные площадки. Помимо нашей выставки в Бертгольд центре, студенческие проекты проходят на территории завода Севкабель, в церквях Петрикирхе и Анненкирхе, арт-резиденции QuartaRiata и других пространствах.
О подготовке выставки «Моделируя пространство» и совместной работе
Кристина Вронская: Тема для выставки была предложена мной и стала логичным продолжением моей диссертационной работы «Лэнд-арт в России: от концептуального проекта к фестивалю». Возможность исследовать восприятие современными художниками окружающего пространства, показать различные художественные практики, а также вернуться в «белый куб» после практик лэнд-арт художников, которые осознанно из него стремились выйти (подробнее о пионере направления Роберте Смитсоне по ссылке), мне показалась крайне заманчивой и интересной. И я очень рада, что моя сокурсница Елизавета Носкова согласилась присоединиться к проекту и вместе мы смогли развить мои первоначальные идеи. Я считаю, из нас получилась отличная команда: мы обменивались мыслями и опытом, а обсуждая работы художников - участников выставки, находили новые взаимосвязи между ними, углубляя наше совместное исследование.
Новым опытом для меня стала совместная работа с архитектором экспозиции, в роли которого выступила Виктория Лисогор. Вика помогла нам измерить и впоследствии освоить достаточно трудное пространство Бертгольд центра. В процессе обсуждения, когда мы рассказывали про художественные проекты и расставляли кураторские акценты, Вика предлагала интересные экспозиционные решения. Кроме того, благодаря созданной ею визуализации ещё до начала монтажа мы уже понимали, что и как будет выглядеть в нашем белом зале.
«Моделируя пространство». Экскурсия
В рамках своего проекта кураторы создали поле для художественных экспериментов и пригласили 8 художников из Москвы и Санкт-Петербурга представить результаты своих исследований окружающего пространства и попыток его осмысления.
Кристина Вронская: Выставка открылась 12 апреля, в День космонавтики. В эпоху глобализации благодаря съемкам со спутника у нас появилась сверхточная картина мира и в любой момент мы можем отправиться в любую точку планеты, но в это же время художники по-прежнему продолжают размышлять на тему личного пространства.
Зритель начинает свой путь с проекта о побеге художниц Кати Рейшер и Ксении Телеповой «Как я оставила свой дом». Фотографии, видео и инсталляции предъявляют природу, с которой соприкасается уязвимое человеческое тело, не защищённое одеждой. Как у Андреева: «Голая земля, и на ней голый человек, голый, как мать родила. Ни штанов на нем, ни орденов на нем, ни карманов у него — ничего».
Елизавета Носкова: Катя Рейшер рассказывала, что изначально этот проект был для нее про тело в пространстве — тело, сталкивающееся с внешним. Позже добавилось про поиск дома и утрату ощущения себя в комфортной среде. Итогом проекта стало понимание и осмысление себя как человека, лишенного дома, но имеющего его в себе. Эта работа открывает тематическое кольцо — в конце выставки мы возвращаемся к дому в работе Евгения Молодцова.
1347 каштанов, 547 камней, один корень, 15 иголочек кустарника, 37 листьев дерева, 13 цветов, 17 ветвей, 11 водорослей, траву, кору и пакет морской воды художницы взяли себе, предварительно освободившись от чашки, блюдца, тюли, зеркальца, лопатки, подноса, вилки и книги. Эти растения и предметы выставлены как улики, доказательства бытия по обе стороны. Но если чувством пустоты этот проект полон, то отправная точка не прощупывается — дома нет, они сразу во вне. Что же, собственно, Катя и Ксения оставляют?
Инсталляция «Субъект наблюдателя» Ильи Федотова-Федорова, напротив, является замкнутым пространством. Биолог-генетик по первому образованию, Илья виртуозно встраивает в обыденный ландшафт комнаты природные артефакты.
Из текста к проекту: Объективность недоступна, и, желая увидеть действительность, мы попадаем лишь в окружение многочисленных проекций нашего собственного «Я», которыми мы её заполняем.
Ещё одна история, связанная с несуществующим в действительности пространством, которое зрителю предлагается помыслить самостоятельно, — это проект Надежды Анфаловой «Широка страна моя…». Надежда обращается к картам в заброшенных воинских частях, - линяющим, выцветшим, порванным, никому не нужным, очерчивающим зоны, которые уже не находятся под чьим-то контролем. Выбирая прямую фотодокументацию, художница обращается к идее власти. Перенося реальность на плоскость, мы тем самым будто присваиваем ее себе.
В диалог с картами Надежды вступает «Lexicon», скульптуры Александра Морозова. Отправной точкой для создания проекта послужила графическая серия работ «Регистрация птиц», одна из которых также представленная на выставке. Утопические скульптурные объекты, напоминающие памятники, рассеянные по территории постсоветского пространства, были созданы специально для выставки и, по словам автора, «отказываются производить новые смыслы».
Если в работах «Широка страна моя…», «Lexicon» и «Субъект наблюдателя» речь отчетливо идёт о постсоветском, то видео «Ветер (Малер)» Петра Белого, «Виноградники» Илины Червонной и инсталляция «Hortus» Ильи Романова очищены от контекста. Здесь пространство находится во власти музыки и ветра. Несмотря на то, что музыка Малера является частью работы Петра Белого, в экспозиции она формирует и задаёт возвышенный тон для всех трёх работ.
Переходя к просмотру видео зритель начинает погружаться в полумрак, а затем и вовсе уходит во тьму, шагнув к «Липе» Евгения Молодцова. Женя, рассказывая свою личную историю, заставляет зрителя сопереживать его утрате. Все объекты, представленные в экспозиции, будь то фотографии или инсталляция с лазерным забором и металлическими деревьями — это документация попытки возвращения к родному дому, и в то же время — самостоятельные визуальные объекты, которые интересно и приятно рассматривать.
Евгений Молодцов: Меня интересует колебание между реальным и вымышленным, между объектом и его изображением. Можно прочитать текст, а можно поддаться аффекту, воспринимать эту работу эмоционально. Меня интересует метамодернизм. Есть сейчас такая тенденция — откат от концептуализма, возврат к чистому изображению.
Для проекта было специально оборудовано отдельное темное помещение. Вновь обращаясь к теме дома, кураторы завершают свой выставочный проект самой трогательной работой.
Есть что-то неуловимо-общее у всех проектов выставки «Моделируя пространство» — они задают вневременное поле. Истории, открывающиеся одна за другой, — это порталы, условно в прошлое, скорее — в вечное, в то время, когда не было технологий и реальность не была дополненной. Несмотря на утверждение кураторов, что «пространства цифрового и природного сомкнулись», даже принимая во внимание, что сегодня мы можем посмотреть на Землю сверху, - в этих историях течёт совсем другое время; речь идёт о локальных точках, о том, как быть где-то и нигде, о бытии в бесконечности космоса и осознании себя в этом мире.