«Полезное искусство» 8-го «Арт-Оврага»

Текст: Анна Киященко 

Выкса – один из моногородов, которых в России много, но, как и любой из этих городов, он особенный. Здесь много искусства, которое поджидает тебя буквально на каждом углу. Многие произведения настолько органично вписываются в ландшафт, что не сразу заметны. Это город везде снующих кошек и надоедливых насекомых. Город старых деревянных домов и современных многоэтажек. Город металлургии и культуры. Город деревьев, которые не вырубаются, даже если загораживают вывески и мешают постройкам.

Коллаж Анны Киященко

8-ой фестиваль городской культуры «Арт-Овраг», наследие которого наполняет Выксу искусством, новыми смыслами и точками притяжения, прошел с 9 по 11 июня. Главная тема этого года, заявленная кураторами Антоном Кочуркиным и Юлией Бычковой – «Полезное искусство». Основная цель команды организаторов, кураторов и художников – построение коммуникаций внутри городского сообщества, совместная работа по созданию значимых проектов и общественных пространств непосредственно с его жителями, понимающими потребности выксунцев как никто другой.

 «Арт-Овраг» – это не мероприятие наподобие Дня города, которое собирает людей ради вспышки активности раз в году. «Арт-Овраг» – трехдневный фестиваль, который заставляет зрителей и участников перемещаться по городу и исследовать его пространство. Также особое внимание уделяется здесь той работе, которая уже была проведена за долгие годы существования проекта, и можно проследить, как искусство постепенно захватывало город и трансформировало его.

Инсталляция мастерской Селигер (2015 год)

Первый день фестиваля (2018 год)

Чуть ли не каждый отрезок Выксы наполнен искусством: что-то является наследием «Арт-Оврага», другое – ЖКХ-арт, украшение окон и балконов – создано самими жителями. Не все «арт-овражное» наследие одинаково ценно: некоторые образцы настенного арта – довольно типичные цветные картинки, представляющие устоявшийся в массовом сознании граффити-образ. Однако другие произведения, например, «Хороший урожай» Славы ПТРК, органично вписываются в городскую среду, наполняя городское пространство новым смыслом. 

Работы жителей Выксы

Граффити в городском пространстве

Слава ПТРК «Хороший урожай» (2016 год)

Средоточием активной коммуникации людей в дни фестиваля стал проект «заСТОЛье» французской художницы Лоренс Фальзон. На площади Металлургов был установлен 100-метровый стол, за которым люди играли в шашки, шахматы, рисовали, читали стихи, обедали и общались. Завершающим актом «заСТОЛья» стало шествие жителей города с огромной скатертью, совместное приготовление окрошки и общая трапеза.

Проект «заСТОЛье» (фото: Юлия Абзалтдинова)

100-метровый стол (фото: Юлия Абзалтдинова)

Важнейшим событием фестиваля стала постановка «Страсти по Мартену» лауреата «Золотой маски» Анны Абалихиной – результат коллаборации именитой творческой команды театральных деятелей, учащихся местной школы искусств и работников выксунского завода «ВМЗ». Перфоманс в заводском цехе посвящен остановке последней крупной мартеновской печи в России [Мартеновская печь – плавильная печь для переработки передельного чугуна и лома в сталь. Начиная с 1970-х годов новые мартеновские печи в мире более не строятся. Мартеновский процесс практически вытеснен гораздо более эффективным кислородно-конвертерным способом, а также электроплавкой. – прим.ред.] в марте этого года – поворотному пункту, который обозначает не только переход к более высокотехнологичному производству, но и знаменует смену эпох, охватывающую все сферы жизни. Процессы автоматизируются, физическое соприкосновение человека и машины сводится к минимуму – производство становится менее опасным, более экологичным и эффективным. 

Мартеновский цех 

Перфоманс "Страсти по Мартену" (фото: Юлия Абзалтдинова)

Визуальные образы, предстающие перед зрителями – огромное помещение завода и люди в рабочей униформе. Слышатся звуки работающих механизмов – реальные и уже обработанные музыкантами – в них вплетаются голоса перформеров. Продуманный саунд сопровождают крики ворон под крышей завода. Конструкции наполняются вибрациями от работы гигантских механизмов, которые уже не выполняют свое предназначение, а «играют» в производство. Это зрелище завораживает и превращает завод в храм, в «место силы», где происходит действительно эпохальное и чуть ли не библейское событие. Ода потрясающей мощи механизмам переплетается с одой каждому отдельному работнику этого цеха – на стены проецируются фотографии реальных заводчан, а в одной из сцен слышны личные истории, рассказанные их голосами. Это правдивая жизнь завода, выраженная не в цифрах статистик, а в судьбах людей, в их чувственном и физическом опыте пребывания в стенах цеха.

Фото: Юлия Абзалтдинова

Фото: Юлия Абзалтдинова

Сам действующий завод представляет собой уникальное зрелище. Руководство «ВМЗ» способствует развитию промышленного туризма в городе, организуя экскурсии в действующие цеха. Наряду с самой большой в мире настенной росписью «Выкса 10000», созданной художником Мишей Mostом на стене одного из заводских корпусов, посетители экскурсии в цехе могут увидеть процессы реального производства труб для магистральных трубопроводов и железнодорожных колес. Кажется, что в здании цеха, хотя в смене и трудится около 200 работников, людей совсем нет. Но есть, в качестве отдельного вида искусства, четко работающие гиганты-машины, завораживающие слаженными монотонными движениями. 

Миша Most «Выкса 10000» (2017 год) 

Современное искусство на «Арт-Овраге» рассредоточилось по разным площадкам, представляя сразу несколько проектов. 

Инсталляция Тимофея Ради «Все это не сон» в лесопарке «Посадка» (фото: Юлия Абзалтдинова)

Работы Устины Яковлевой 

Выставка «Повседневные трансформации», куратор Наталья Фукс (фото: Юлия Абзалтдинова)

Жители Выксы совместно с приглашенными художниками и кураторами представили ряд проектов: образовательную, параллельную, спортивную и детскую программы. Начиная с весны в рамках Образовательной программы прошло множество встреч и мастер-классов с художниками, хореографами, актерами и фотографами. Мария Мкртычева, ее куратор, отметила, что цель занятий – не сделать из детей художников, а дать им инструменты для творческого осмысления повседневной жизни. В дни фестиваля был презентован зин «Я выхожу на улицу» – небольшой журнал, подготовленный старшеклассниками и авторами проекта «Невидимые города» (ссылка на проект http://monogoroda.com/). Ребята по-новому взглянули на знакомые места Выксы, исследуя скрытые знаки и анализируя привычные маршруты. В зин помещены фотографии и истории-эссе – получился очень личный и трогательный взгляд на жизнь в родном городе.

Образовательная программа (фото: Юлия Абзалтдинова)

Зин «Я выхожу на улицу» (фото: Анна Киященко)

Долгосрочный «арт-овражный» проект – программа «Арт-дворов». Некоторые дворы превращались в своеобразные мастерские: художники центра Прикладной урбанистики приезжали с инструментами и пиломатериалами, чтобы работать совместно с жителями. 

Примером удачного сотрудничества самых разных городских структур, художников, архитекторов и местных жителей стал Арт-сквер на Пирогова,6, открытый в дни фестиваля. 

Фото: Юлия Абзалтдинова

Фото: Юлия Абзалтдинова

 

Фото: Юлия Абзалтдинова

Организаторы «Арт-Оврага» видят своей будущей целью полную передачу фестиваля в руки местным жителям. Готовы ли выксунцы принять на себя инициативу и ответственность, взяв «Арт-Овраг» полностью под свой контроль – пока неясно. Зато очевидно, что подобная модель активности оживляет городское пространство и привносит в него искусство. Этот пример может стать универсальным мощным инструментом для развития многих городов России. Жители и гости, благодаря такой удивительной атмосфере, не захотят уезжать из этих городов, как это сейчас происходит в Выксе.