События 19-25 марта

12:15, 19 марта 2018

ДНК театра. Выставка-перформанс к 140-летию ГИТИСа

27.03.2018-08.04.2018

ММОМА (Гоголевский, 10)

Московский музей современного искусства и Российский институт театрального искусства ГИТИС представляют интерактивный проект «ДНК театра. Выставка-перформанс к 140-летию ГИТИСа».  На 12 дней пространство особняка на Гоголевском бульваре станет театральным исследовательским центром, где каждый день будут происходить актерские и режиссерские опыты, профессорские «заседания» и мастер-классы, экспериментальные постановки. Театр и музей вновь объединились, чтобы создать специальную платформу для взаимодействия со зрителем как со свидетелем и полноправным участником всех внутренних учебных процессов закулисного мира.

Время О

22.03.2018-22.04.2018

Pop Up Museum

Выставка «Время О» в Pop Up Museum современного русского искусства откроет цикл юбилейных персональных выставок 2018-го года в Москве, Нью-Йорке, Санкт-Петербурге, Ташкенте,  Дюссельдорфе (начало 2019-го) и приурочена к 20 - летию творческой деятельности художника. 

«Некоторые могут прочитать название выставки, как «Время Ноль», или, даже, как «Точка нулевого отсчета», а некоторые, возможно, проведут параллель с названием «время выборов».

В своем творчестве Александр Бушуев считает главным не изображать, а отображать состояние текущего момента. Получается весьма гармонично.

«ВРЕМЯ О» — это время Отображения, Осознания, Осязания, Обновления, Откровения, Очищения. На протяжение уже 20 лет пытаюсь отображать то, что вижу и чувствую, с помощью кисти и холста. Почему отображать? Потому, что изображать, в наше время уже неинтересно. «Время И» безвозвратно ушло. Сейчас, для того, чтобы изобразить нечто, достаточно нажать кнопку гаджета, какой найдется в кармане у каждого из нас. А чтобы отобразить, на мой взгляд, нужно приложить совсем другие усилия» - говорит Александр Бушуев.

Соната. Школа /Škola Crew

21.03.2018, 20:00

Дом-музей А.Н. Скрябина

В 20.00 в Доме-музее А.Н. Скрябина команда Школа /Škola Crew сыграет программу "Соната" в сопровождении авторских настенных проекций. 

Жанр сонаты настолько же популярен в академической музыке, насколько и непонятен современной публике. В этот вечер музыканты и художники Школа /Škola Crew раскроют его с разных сторон - сыграют, расскажут и покажут, что же такое соната.

ТЕКСТиль

23.03.3018-27.05.2018

Новое крыло Дома Гоголя

Вокруг зрителя сплетается паутина слов. Она рассказывает о том, что текст и текстиль всегда были инструментом, которым человечество пользовалась для записи своей истории. Авторы фиксируют изменения языковых форм современной жизни, следуют за модой (в том числе, в одежде) и говорят о возникновении городского контекста как об образовании синтаксиса. В ряде экспонатов послание закодировано, превращено в каламбур, а где-то слова и вовсе потеряли свои значения: вербализация поверхности материала доводится до манифеста, и текстиль задает тон там, где без него текст немыслим.

На выставке будут собраны объекты, выполненные в разной технике работы с текстилем: вышивка, принт на ткани, шитье, вязание, а также инсталляции в смешанной технике.

Вторжение

19.03.2018-30.03.2018

Зверевский центр современного искусства

Вторжение как интервенция… Вторжение как необходимая хирургическая операция… Вторжение как нежелательное вмешательство…

Художники Валерий Корчагин (Россия) и Аарон Смит (Ирландия) рассматривают этот феномен на примере особенностей русской и ирландской культур. Каждый автор выбрал свой собственный стиль высказывания.

Цикл работ Валерия Корчагина «Мангалы» стал исследованием обратной стороны такого, традиционного для России отдыха, как «шашлыки». В своих работах, созданных с помощью аутентичных отходов, художник изучает причину безжалостного отношения к природе, которое походит на некую форму варварства. Корчагин, как хирург, убирает из леса инородные элементы, которые потом становятся произведениями искусства.

Аарон Смит в серии «Вершины» изучает многообразие современного ирландского общества. Автора интересует многогранность социальных слоёв, которая, по его мнению, похожа на многоугольник со множеством вершин, создающих богатую палитру типов и характеров. Художник разделяет эту стройную геометрическую систему на разрозненные элементы, чтобы показать традиции и новшества, изучаемого им общества.

Обе серии являются своеобразным диалогом двух культур с самоидентификацией авторов в сложной системе национальных традиций.

На восток от солнца...

23.03.2018-13.05.2018

Галерея К35

Арт-галерея «К35» представляет новый совместный проект «На восток от солнца…», объединяющий в себе работы художника Марины Федоровой и скульптора Дмитрия Жукова. Данный проект – размышления художников о горах, самых захватывающих и удивительных местах на нашей планете.

Путешествия по горным долинам на границе Германии и Австрии вдохновили Марину Федорову, коренную жительницу Санкт-Петербурга, на прочтение литературы о природе. Среди таких произведений ее особо впечатлили скандинавские сказки - отсюда появилось название проекта. «На восток от солнца, на запад от луны» – это сборник рассказов норвежского писателя и ученого Петера Кристена Асьёрнсен, где описывается скандинавская народная жизнь и природа, и наиболее сильно ощущается ее влияние на жизнь и быт героев.

Для скульптора Дмитрия Жукова, который живет и работает в Карелии, находиться и творить среди потрясающей северной природы – естественное состояние. Дмитрий работает с металлом, холодным и суровым «мужским» материалом. Плавясь под воздействием температур, в руках художника металл превращается в потрясающие тонкие и изящные формы, напоминающие очертания гор. Представленная на выставке скульптура автора визуально легка и воздушна. У зрителя создается впечатление, что гора и ее отражение в воде представляют собой переплетение нитей тонкого кружева, а не пластов тяжелого металла. 

Прикосновение

23.03.2018-4.04.2018

Манеж (СПб)

С 23 марта по 4 апреля в Центральном выставочном зале «Манеж» пройдет выставка, которую можно и даже нужно трогать — инклюзивный выставочный проект «Прикосновение».  Экспозицию составят работы Вадима Сидура, ленинградских и петербургских скульпторов. Выставка продемонстрирует новый тип отношений между зрителями и искусством: произведения будут открыты для тактильного осмотра, а пространство Манежа — снабжено элементами доступности для людей с разными формами инвалидности. Выставка «Прикосновение» будет работать ежедневно с 11:00 до 20:00.

Облако неведомых

23.03.2018-13.05.2018

Музей Вадима Сидура

Московский музей современного искусства и музей Вадима Сидура представляют «Облако неведомых». Проект художника Романа Минаева – это презентация воображаемого мобильного приложения,  задуманного с целью помочь любому стать инициатором художественного процесса и оптимизировать его результат, привлекая и используя труд анонимных участников. «Облако неведомых» работает по принципу «экономики взаимопомощи» (так устроены AirBnb или Uber) и позволит каждому найти себе применение и стать креативным агентом. Приложение предназначено как для профессионального использования в просветительской или коммерческой областях, так и для практик, где искусство рассматривается в качестве праздного занятия, не предполагающего определенного, законченного результата.

Ледяной Поход. Фотодокументальный проект по маршруту отступления Белой армии в Сибири в начале 1920 года.

22.03.2018-22.04.2018

Галерея Классической фотографии

С 22 марта по 22 апреля в Галерее Классической Фотографии откроется выставка Ледяной Поход, на которой будут представлены фотографии и документы, сделанные участниками экспедиции в Сибири. Фотографы поделили между собой большой и сложный маршрут, который позволил каждому участнику по-своему погрузиться в эту далекую историю, происходившую в начале 1920 года. 

Группа фотографов, до этого работавших над документальным проектом «Невидимые города», совершила серию экспедиций по местам событий Гражданской войны в России — Ледяного похода на Кубани (образование Белой армии в марте 1918 года) и Великого Ледяного похода в Сибири (отступление Белой армии в начале 1920 года).

Выставка включает в себя материалы второй части экспедиции — по маршруту Великого Ледяного похода в Сибири. Авторы прошли по городам и сёлам Красноярского, Алтайского и Забайкальского края, Новосибирской, Иркутской, Кемеровской области и республики Бурятия.

Наблюдая современный ландшафт, посещая небольшие краеведческие музеи, общаясь с жителями тех мест, проживая путь в прямом смысле этого слова, участники экспедиции столкнулись со своим личным отношением к тем трагическим, сложным и неоднозначным событиям, которые случились сто лет назад.

Прибытие поезда

23.03.2018-20.05.2018

Фонд культуры "ЕКАТЕРИНА"

Масштабный выставочный проект «Прибытие поезда» объединяет свыше ста работ отечественных и зарубежных художников и размещается в пространстве Фонда культуры «ЕКАТЕРИНА». Экспозиция рассказывает о феномене поезда в мировой культуре: его динамика, неожиданность появления, факт прибытия и вторжение в реальность стали каноническим символом перемен и неумолимого движения истории вперед.

Именно образ поезда и связанные с ним смысловые контексты обогатили актуальное искусство и открыли особое пространство художественных коммуникаций. Техногенный мир, возникший в период рождения машинных аппаратов, обрел свою уникальность и полноту именно с приходом в цивилизацию железных дорог, с возможностью перемещаться в любую точку планеты, передвигаясь по её поверхности, тоннелям и мостам.

 

Образ поезда выступает организующим элементом выставки, что напрямую выражается в архитектурном решении – зрителя буквально приглашают зайти в железнодорожный вагон, пройтись по составу, и вместе с ключевыми художниками новейшего времени совершить захватывающее путешествие длиною в 120 лет.

 

Юло Соостер. Линия сюрреализма

21.03.2018-15.04.2018

Галерея «Веллум»

20 марта 2018 года галерея «Веллум» открывает выставку «Юло Соостер. Линия сюрреализма», посвященную творчеству одного из самых ярких представителей советского и эстонского «неофициального» искусства,  создателя  уникальной художественной сюрреалистической вселенной. На выставке будут представлены более сорока графических работ Соостера, созданных в 1960-е годы, из российских частных собраний и коллекции создателя галереи «Веллум» Любови Агафоновой.

Основную часть экспозиции составят редко выставляющиеся произведения художника, которые в полной мере раскрывают мастерство Соостера-графика, энергию и утонченность его рисунка. Философский и мифологический подтекст сюрреалистических и абстрактных композиций, сделавших Соостера культовой фигурой советского художественного андеграунда, нисколько не противоречит поэтичности и кажущейся простоте его реалистических работ. В живописных произведениях Соостера, с его классической холодновато – сдержанной цветовой палитрой, можно увидеть ставшие традиционными для художника образы – можжевельник и яйцо: первое – отсылка к родным эстонским пейзажам, второе – образ космоса, бесконечной вселенной, загадки которой всегда волновали художника.

Юло-Ильмар Иоганнесович Соостер (1924-1970) родился в эстонской деревне Юхтри на острове Хийумаа, в 1943 году – поступил в тартускую художественную школу, годом позже был мобилизован санитаром в немецкую армию, откуда вскоре дезертировал. С 1945 по 1949 год учился в Тартуском художественном институте, сразу после выпуска был осужден как «враг народа», и семь лет провел  в лагере Долинке (Карлаг). В годы заключения  под Карагандой он находил возможность и силы рисовать портреты товарищей по лагерю и, тайком, лагерные пейзажи.

После освобождения в 1956 году Соостер вернулся в Эстонию, но позже переехал с женой в Москву, где их квартира стала центром встреч таких представителей «шестидесятников» как Юрий Соболев-Нолев, Илья Кабаков, Виктор Пивоваров, Эрнст Неизвестный; его близкими друзьями и единомышленниками стали Борис Жутовский и Владимир Янкилевский.  Юло Соостер участвовал в знаменитой, разгромленной Хрущевым, юбилейной выставке МОСХа в Манеже. 

 

Основной работой Соостера стало оформление книг; он много сотрудничал с журналом «Знание-сила», но особенно любил иллюстрировать научно-фантастические произведения в издательстве «Мир» - здесь можно было не ограничивать свободу фантазии. Юло Соостера можно назвать наиболее «европейским» из всех советских «шестидесятников»: эстонский образовательный бэкграунд дал художнику доступ к иной – «внесоветской» – культурной и философской базе, способствующей раскрытию в его творчестве глубоких и многомерных мифологических тем.

Ищи меня в цветах

15.03.2018-15.04.2018

Удмуртский республиканский музей изобразительных искусств (Ижевск)

Персональную выставку Кати Царевой «Ищи меня в цветах» представляет  Удмуртский республиканский музей изобразительных искусств (УРМИИ) совместно с Музеем современного искусства PERMM.  

На первый взгляд уже само название выставки прямо указывают на женское. Цветы – традиционный субститут женственности, аллегория проходящей мимолётной женской красоты и инструмент художницы для построения диалога со зрителем.

Ключевой элемент экспозиции – инсталляция с комнатными растениями в розовом цвете фитоламп – «Моя розовая комната». Кажется, что розовый делает женственным все, на что падает, но переходя в картины, он меняет свою валентность, высвечивая девичество как вмененное свойство, внешнее по отношению к личности.

Также на выставке представлена 3-х канальная видео инсталляция, которая продолжает тему иллюзии жизни, так похожей на действительность, где главная героиня лишь играет отведенную ей роль.