События 23-29 октября

16:00, 23 октября 2017

Цифровое Зазеркалье-3: МИЛЛИАРД ПИКСЕЛЕЙ

20.10.2017-28.11.2017

Галерея "Нагорная"

20 октября в галерее «Нагорная» Объединения «Выставочные залы Москвы» открывается третья выставка межрегионального проекта «Цифровое зазеркалье: миллиард пикселей». Проект представляет новейшие цифровые технологии в изобразительном искусстве и включает работы ведущих цифровых художников страны.

С каждым годом искусство, основанное на цифровых технологиях, обретает новых сторонников. Высокочувствительные матрицы и компьютерные алгоритмы на равных правах конкурируют с традиционными изобразительными средствами. Digital Art расширяет и смешивает границы старых жанров. У нового мира—цифровой язык. Диапазон цифровой эстетики ограничен только фантазией художника. Ей доступны безукоризненный реализм и документальная фиксация фантастических пейзажей, она соединяет коммерческий глянец и музейную строгость. Цифровое изображение — не более чем упорядоченный набор пикселей. Но, воспринимая его через аналоговый вход органов чувств, человеческий мозг рождает иллюзии, по достоверности сравнимые с окружающей действительностью. Границы между цифрой и реальностью больше нет.

Клянусь говорить правду

Открыта с 24.10.2017

Галерея pop/off/art

Галерея pop/off/art представляет выставку известного украинского художника Влада Юрашко «Клянусь говорить правду», открытие которой приурочено к столетию Октябрьской революции. «Клянусь говорить правду» – утопический проект художника, посвященный индустрии искусства и ее будущему. Влад Юрашко создает собственный художественный манифест, в котором предрекает новую эру в развитии культуры.

Для художника видимый и осмысляемый нами мир заведомо является ложным, поэтому в своем проекте он настаивает на правде, которую можно противопоставить реальности. Юрашко создает многослойное повествование, сформированное из сочетания в инсталляционном формате объектов, видео, живописи и текста. В связи с осмыслением постиндустриальной эпохи художник актуализирует вопросы, которые волновали еще Вальтера Беньямина – вопросы политизации искусства, его аутентичности и воздействия на социум. Прогнозы Юрашко касаются трансформации произведений искусства в контексте развития инновационных технологий, которые позволят транслировать мыслительные потоки живых существ напрямую. Глубоко рефлексируя по поводу медийного характера любого изображения, художник задается вопросами: будет ли существовать живопись сто лет спустя; станет ли индивидуальное бессознательное новым, совершенным и чистым объектом искусства?

В выставке «Клянусь говорить правду» Юрашко затрагивает как исторические посылы русской революции, так и сегодняшние межнациональные конфликты. Обращаясь к практике авангарда столетней давности, он моделирует идею возможной революции в искусстве, но вместе с тем учитывает ее заведомое поражение. С помощью ярких визуальных образов художник указывает на сложную структуру современности и неудобное, подчиненное положение в ней как зрителя, так и самого автора. Изобразительные работы дополняются его собственными многослойными текстами, которые можно воспринимать и как комментарии к работам, и как манифестации нового искусства, и как плоды литературного вымысла.

#РАЗБЛОКИРОВАТЬ

24.10.2017-15.01.2017

Галерея 21

Марина Звягинцева использует два авторских бренда: уникальную технику монотипии и тему городской окраины, так называемого «спального района». Она последовательно развивает идею вторжения современного искусства в культурный вакуум городских окраин. На её счету – организация и проведение множества значимых паблик-арт проектов. Способность договариваться со сложным заказчиком по имени город и без всякого пессимизма работать с московской серостью, сделали ее одной из самых заметных фигур столичного паблик-арта.

Новый проект Марины Звягинцевой проходит не в открытом городском пространстве, а в стенах Галереи 21 на Винзаводе. Главный герой проекта #Разблокировать – бетонный блок, часть современного города, внесенная в помещение. Основное выразительное средство – монотипия – старинная техника 17 века, которую художник вводит в ткань современного искусства и сочетает с такими неожиданными материалами, как бетон или канализационные трубы. Цветной отпечаток на холсте или объекте движения краски по водной поверхности, хоть и управляем, но до конца не предсказуем (монотипии «Линия жизни»; «Внутреннее замыкание»; «Разблокируйте»; «Погружение»). Вода – природная стихия. Отсюда рождается важный для автора контраст серого бетона и живого искусства. Под воздействием красочного потока монотипии трескается серый монолитный бетон (инсталляции «Информационное давление»; «Разрыв повседневности»).

Рождая чудовищ

24.10.2017-26.11.2017

Проект "СТАРТ"

«Отправная точка моего искусства — маленькая куколка Мария, женское существо без личности, но с массой, зависшей в состоянии нескончаемого рождения чудовищ. Абсолютно неважно, кто причастен к зачатию этого «монстра». Наиболее интересно для меня — состояние женщины в любой из этих моментов. Какая разница, что есть это абстрактное зло, если его невозможно схватить за руку и построить диалог. Есть реальное тело, реальная история вечного носителя (и физики, и метафизики) и вечного воспроизводителя».

Художница Рубежа Вековъ

В своих работах художница сочетает органические субстанции с тканью, керамикой, бумагой и другими материалами. Рубежа использует авторскую технику бальзамирования, благодаря которой куриные сердца, свиной язык, волосы, человеческий жир и кровь навсегда становятся частью её искусства. Работы, выполненные с ювелирной точностью, напоминают инкрустированные драгоценными камнями средневековые фолианты.

Международный фестиваль книжной иллюстрации «Морс»

27.10.2017-29.10.2017

Artplay

Гостей фестиваля ждут более 60 лекций, встреч и мастер-классов для взрослых и детей от ведущих российских и, впервые, от иностранных (Франция, Чехия, Германия) специалистов области. На Выставке фестиваля будут представлены работы 134 иллюстраторов из следующих стран: Россия, Белоруссия, Украина, Чехия, Дания, США, Хорватия, Германия, Венгрия, Италия, Испания.

Книжные издательства и иллюстраторские агентства, художники-иллюстраторы, преподаватели и эксперты, детские и взрослые мастерские, издательский маркет и ярмарка иллюстраторов, спектакль, концерт, мультфильмы!

Впервые в этом году среди иллюстраторов-участников фестиваля будут выбраны три победителя-дипломанта. Члены жюри: Елена Герчук, Наталья Климчук, Влада Мяконькина, Виктория Семыкина, Михаил Соркин, Ирина Троицкая.

Помимо Основной и Спец-программ фестиваля в разных творческих местах Москвы пройдёт 8 параллельных выставок современных иллюстраторов: Юлии Блюхер, Каси Денисевич, Объединения художников «Кисеты», Анны Михайловой, Виктории Семыкиной, Юлии Сидневой, Tereza Říčanová, Stefanie Harjes.

Институт Очень Современного Искусства Фактически Бакштейн

23.10.2017-19.11.2017

ММОМА (Тверской бульвар, 9)

Московский музей современного искусства представляет выставку «Институт Очень Современного Искусства Фактически Бакштейн», которая покажет крупную частную коллекцию современного искусства Иосифа Марковича Бакштейна, комиссара нескольких Московских международных биеннале современного искусства, директора Института проблем современного искусства, куратора и художественного критика, одного из тех, кто стоял у истоков московского концептуалистского движения.

Все работы, представленные на выставке в ММОМА, были переданы Бакштейну в дар самими художниками, среди которых есть и признанные мастера (Эрик Булатов, Олег Кулик, Александр Косолапов, Владик Мамышев-Монро, Александр Виноградов, Айдан Салахова), и ученики Иосифа Марковича, выпускники ИПСИ (Ирина Корина, Анна Желудь, Хаим Сокол, Таус Махачева, Оля Кройтер и мн. другие). Название проекта отражает личное отношение художников к коллекционеру: фраза «Институт Очень Современного Искусства Фактически Бакштейн», складывающаяся в акроним, взята из названия работы Сергея Мироненко, подаренной Бакштейну в 1992 году.

Хаим Сутин. Ретроспектива

24.10.2017 – 21.01.2018

ГМИИ им.А.С.Пушкина

24 октября 2017 года в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина открывается первая в России выставка, посвященная творчеству ярчайшего представителя Парижской школы, французского художника русского происхождения Хаима Сутина (1893–1943) – мастера, объединившего в своем творчестве старую европейскую живопись с новым течением в искусстве и невольно ставшего одним из тех, кто связал европейскую и американскую школы живописи.

Хаим Сутин родился в еврейском местечке Смиловичи близ Минска, учился в Вильно, а с 1913 года обосновался в Париже, где сначала поселился в коммуне художников «Улей», затем познакомился и сблизился с Амедео Модильяни, который принял активное участие в жизни своего товарища. 1923 год стал переломным в жизни Сутина. Американский коллекционер Альберт Барнс впервые увидел картины живописца. Под сильнейшим впечатлением от «Портрета кондитера» Барнс воскликнул: «Этого художника я искал всю жизнь!» У галериста Лео Зборовского, работавшего с Сутиным, коллекционер купил 52 работы. В этом же году они были показаны сначала на выставке в Париже, а затем в Академии изящных искусств Пенсильвании. Благодаря Барнсу к Сутину пришли всеобщее признание и материальное благополучие. Он стал главным персонажем европейской художественной сцены 1920–1930-х годов, а его имя упоминалось в одном ряду с Пикассо и Матиссом.

Выставка «Хаим Сутин. Ретроспектива» – первая в России, максимально полно представляющая творчество художника. «Сутин – художник одновременно счастливой и чрезвычайно трудной судьбы. Творчество мастера высоко ценилось при жизни, он не был забыт и после своего раннего ухода. В мире не так много живописцев, которым при жизни было бы посвящено около 30 выставок, а после смерти ежегодно в разных странах открывалась хотя бы одна монографическая экспозиция. Хаим Сутин – художник, с каждым годом привлекающий все больше и больше внимания как исследователей и музейных кураторов, так и коллекционеров», – говорит директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак.

Бумажная память

26.10.2017 – 30.11.2017

ЦТИ Фабрика

Фабрика технических бумаг «Октябрь» была основана в 1924 году. В постсоветское время «Фабрика», подобно многим другим предприятиям в Москве, превратилась в центр культурного производства. За последние 10 лет здесь все очень изменилось. Но само пространство Фабрики в своей материальности не позволяет нам забыть о ее прошлом и о тех людях, которые здесь когда-то работали. 

Слово «бумага» означает материал и документ. И это задает два связанных друг с другом направления в работе художника. Хаим Сокол три месяца изучал архив отдела кадров фабрики, в котором сохранились документы с конца 30-х годов - личные дела, заявления, приказы, справки. Итогом этого исследования стала серия поэтических, графических и видео-объектов. Главными героями всех этих работ стали бывшие рабочие фабрики, а главным материалом в работе стала бумага, некогда там производившаяся.

Метаморфоз

26.10.2017 – 30.11.2017

ЦТИ Фабрика

25 октября в ЦТИ “Фабрика” откроется выставка “Метаморфоз” художника Артура Ван Балена. Проект посвящен социально-политическим и историческим “метаморфозам” и их интерпретациям в искусстве и философии. Центральным объектом экспозиции станет 15-метровая надувная гусеница, вдохновленная советской антифашистской скульптурой, которая парила в воздухе во время парада в честь победы Октябрьской революции на Красной площади в 1934 году.  28 октября гусеница будет выпущена “на волю” в городском пространстве с целью задать прохожим вопрос - какой будет ее следующая стадия развития... подробнее

28 октября приглашаем всех желающих присоединиться к съемке карнавальной процессии с надувной гусеницей. Точка сбора: главный вход в Третьяковскую галерею в Парке искусств Музеон, 15:00.

Презентация книги «Портрет Дженни», Круглый стол «La citta invisibile»

25.10.2017, 18:00

ЦТИ Фабрика

Проект «Портрет Дженни» основан на невозможности запечатлевания реальности в ее целостной визуальной манифестации. Он ставит под вопрос нашу постоянную необходимость находить место для переизбыточного существования изображений. В настоящем каждое изображение принадлежит различным контекстам, зачастую отсылающим к взаимонесвязанным временам и локациям. Это открывает возможность свободного построения огромного числа нарративов на основе любых выбранных изображений; в свою очередь, на нарративах основываются различные манипулятивные стратегии, которые снижают нашу способность изменить окружающее.

«Книга художника», созданная Марко Феделе ди Катрано и Виталием Пацюковым, возникла в результате работы над «Портретом Дженни». Рисунки и тексты Виталия переплетаются с изображениями, созданными художником, - взывая к существованию разделяемое пространство. Книга опубликованa издательством Неро.

La citta invisibile/Невидимый город (название вдохновлено романом Итало Кальвино, написанном в 1972 г.) – круглый стол с участием Виталия Пацюкова, Марко Феделе ди Катрано, Никиты Спиридонова и Люси Штейн. Модератор Иван Исаев.

Серия круглых столов тематически отталкивается от ключевых элементов работы «Заметки о Шопене» - понятий движения и игры. Последовательность дискуссий может быть представлена как путешествие между городами и местами, играющими важную роль в продолжающемся «Портрете Дженни». Город, зарожденный в своем центробежном стремлении к экспансии (метафорическом и материальном), становится субъектом, вокруг которого тематизируются дискуссии в Москве, Цюрихе и Женеве. Контекст каждого остановочного пункта будет отражен в разговорах с участием местных интеллектуалов, в широком смысле — во вкладе в обсуждение действующих лиц.

После Москвы следующими остановочными пунктами станут Цюрих, где дискуссия состоится в Kunstraum Walcheturm, и Женева (Villa Bernasconi).

Также 25 октября состоится открытие выставки "Заметки о Шопене", которая продлится до 29 октября. Выставка «Заметки о Шопене», задуманная художником специально для пространства Пиранези Лаб в ЦТИ Фабрика, развивает проект «Портрет Дженни», пытаясь нарушить его изначальную структуру через внедрение ошибки. Импровизация танцора Габи Глинца на произведение Фредерика Шопена «Andante Spianato et Grande Polonaise» создает воображаемое пространство свободы между попыткой и предположением, идеалом и его относительностью. Исполнитель создает новый код, определяющий оболочку изображения, невидимую снаружи. Выставка выстраивается на всех трех этажах пространства, взаимодействуя с выраженной вертикальностью архитектуры Пиранези Лаб... 

Лекция Дмитрия Булатова "Art&Science: искусство после искусства".

24.10.2017, 14:30

Факультет дизайна ИГУМО

Развитие новых технологий – oт рoбoтoтeхники и IT дo цeлoгo спeктрa нeйрo- и биoмeдицинских нaук – ставит перед человеком новые этические и философские вопросы. «Автономность технических систем, их активное вторжение во все сферы человеческой жизни способствуют осмыслению техники как независимой сущности, все более и более определяющей развитие человека», – считает Дмитрий Булатов. «Мы получаем доступ к своей собственной эволюции, задаваясь вопросом, что вообще означает быть человеком». Это ставит проблему формулирования новой этики, которая «предстает перед нами как… испытание себя и своего «места обитания» присутствием Другого». К этим вопросам обращается новое направление искусства – Art&Science, в котором «средством художественного сообщения служит живая или жизнеподобная материя, а основным изучаемым методом – сочетание свойств живого организма и технически воспроизводимого изделия».

Вход по предварительной регистрации.

Частная территория. Правила замочной скважины

27.10.2017-29.10.2017

ЦСИ Винзавод, Винтажный зал

Одна из особенностей эпохи цифровых технологий – стирание границ между частным и общественным. С помощью сети Интернет нам стало доступно множество чужих тайн, о которых раньше можно было узнать только при глубоком личном общении. Кроме того, мы охотно делимся своей жизнью в социальных сетях, соревнуясь друг с другом в количестве подписчиков. Понятия «частной территории» и «личного пространства» в этой ситуации теряют и меняют свою прежнюю значимость. Они словно попадают в общий доступ.

Искусство - пространство, в котором публичное и личное сплетаются в неразрывный кубок. Чужие жизни, вдохновляя творца, становятся частью его личной судьбы и, открывая сторонние тайны, он в первую очередь обнажает глубины собственной души.  Как далеко вглубь «частной территории» вправе вторгаться художник? Должны ли быть на «территории искусства» закрытые двери, запретные темы и неудобные вопросы? И есть ли у самого автора нечто, чем он не готов поделиться со зрителем, своя собственная «частная территория», куда он не желает пускать посторонних? 

Молодые художники Анна Красная, Наталья Рябова, Саша Робинсон и Настя Миро отвечают на эти вопросы в проекте «Частная территория. Правила замочной скважины», организованном ARTIS Project. 

Под небесным покрывалом

18.10.2017-6.11.2017

Галерея «МастАРТ»

«Просто по-ребячески хочется попасть на холсте в этот цвет воды и сосен. Вот появилось какое-то особо дивное облачко и заколыхалось в воде – тут же возникает азарт: ну как, успею его «настигнуть» или нет? Пейзаж на воздухе, на солнце и ветру, в бору или поле – это радость для художника, это отдых! Да, я не оговорился: иногда, заканчивая один холст, берешь другой, пишешь целый день, и вместе с естественной усталостью приходит восторг от удачи, и силы удесятеряются! Энергия выбранного уголка природы заряжает и автора, и холст тоже напаивается воздухом, влажностью и светом».

Дмитрий Белюкин, художник

 

Бурлюк-Бурлеск

4.10.2017-9.12.2017

Галерея "На Каширке"

На выставке будут представлены ранее неизвестные страницы жизни и творчества самого яркого футуриста России. В экспозицию, помимо произведений Д. Бурлюка, документов и материалов из собрания Музея Маяковского и Института мировой литературы им. А.М. Горького, войдут оригинальные произведения живописи и графики современных художников и литераторов. 100 лет спустя, картины, стихи и акции Давида Бурлюка удивительно современны. В них бьют ключом, «БУРЛЯТ» настоящая жизнь и настоящее искусство.

Участники выставки исследуют феномен перемены территорий и метаморфоз в творчестве художника, представят своё видение трансформаций авторского инструментария Давида Бурлюка, размышляют в своих картинах-объектах о феномене Бурлюка, о его творчестве, цементирующем разные времена, разные территории, разные цивилизации, покажут книжки-посвящения Давиду - поэту и художнику.

Частная территория. Вдали от всех

28.10.2017-6.12.2017

ARTIS Gallery

Участники проекта – Алексей и Антон Твороговы, Лета Добровольская, Кристина Ятковская, Саша Янченко исследует границы между личным и публичным в современном мире. 

Вряд ли кто-то поспорит с тем, что информация на сегодняшний день имеет колоссальную ценность: ежедневно люди потребляют огромное количество информации и делятся ей посредством социальных сетей, мессенджеров и интернет-приложений. Так, практически каждый из нас становится вуайеристом, невольно подсматривающим за жизнью других. Есть ли какие-то правила в этой игре? И есть ли сейчас то место, в котором действительно можно остаться наедине с собой и почувствовать себя вдали от всех?

Срок

24.10.2017-2.12.2017

Галерея XL

Тотальная инсталляция «Срок»  — одновременно продолжение проекта «Сопротивление» (XL, 2010), в котором показывались разномасштабные митинги за двадцать прошедших лет и своеобразный привет Октябрьской революции, — длящееся во времени исследование природы «русского бунта — бессмысленного и беспощадного».

«Срок», куда вошли митинги последних пяти лет — третий этап работы на тему уличных протестов, после «Сопротивления» в XL и книги, изданной на основе этой выставки — «Resistance. Lost in Translation» (2015).  Если в двух предыдущих этапах проекта художника интересовал скорее исторический ракурс исследования, отсюда — стремление зафиксировать и поместить в книгу максимальное количество «документов» гражданского сопротивления, то в «Сроке» он выходит за рамки отстраненного наблюдения и чистой фотографии, погружая зрителя в саму атмосферу протестного движения. Коллективное сознательное/бессознательное в формате тотальной инсталляции максимально приближается к зрителю, переводя его из ранга «наблюдателя» в невольные участники действий/событий и последнему ничего не остается кроме как подчиниться коллективному психозу, на усиление которого работают и крупный  баннерный формат фотографий (200 на 150 см.), тотально заполняющих все пространство зала, и специально подобранное освещение, драматизирующее зафиксированное на снимках, и звукоряд, передающий концентрированное напряжение, скопившееся в обществе, несмотря на его видимую стабильность и якобы всеобщую усталость от почти бессмысленных протестов.

В начале было слово. Поэт и контекст. К юбилею Льва Рубинштейна

26.10.2017-26.11.2017

Музей Москвы

Проект посвящен творчеству Льва Рубинштейна, ключевой для современной российской поэзии фигуры, и повествует о московском художественном контексте, в котором происходило творческое становление и формирование поэта, и который он сам существенно преобразил.

Выставка отражает принцип целостности всех видов современного искусства через работы классиков школы московского концептуализма, а также Андрея Монастырского и участников группы «Коллективные действия», и прослеживает их влияние на современных художников, драматургов, композиторов и писателей.

В своем творчестве поэт, драматург и медиа-артист, обращается к синтезу основных форм культуры, используя, в том числе, возможности театральной практики. Его творческое «Я» можно рассматривать в качестве модели своеобразной «арт-библиотеки» современного искусства, в структуру которой естественным образом включена органика художественного поведения – текстовая, визуальная и акустическая. Как отмечают организаторы, содружество поэзии Льва Рубинштейна и музыкальной культуры привнесло в современное искусство особую демократичность.

В рамках проекта будут представлены легендарные картотеки Льва Рубинштейна и его видеоработы из коллекции ГЦСИ, а также работы художников, творчество которых тесно связано с поэтикой его литературного творчества и задает опорные позиции современной российской культуры. Будут представлены реди-мэйды Дмитрия Пригова и портрет Льва Рубинштейна его руки из графической серии «Бестиарий», шелкография Ильи Кабакова, подробные карандашные эскизы самых известных работ Эрика Булатова – «Тучи растут» и «Свобода есть», фотодокументации и артефакты перформансов Андрея Монастырского, графика Владимира Мартынова и «Рисунки к Рубинштейну» Ольги Флоренской, инсталляции Ирины Наховой и графика на фарфоре Гриши Брускина. На выставке будут представлены как личные вещи поэта Льва Рубинштейна, так и  предметы из коллекции Музея Москвы, типичные для времени и контекста, в котором существовал поэт.