События 25 июня - 1 июля
Москва пешком. Из истории Китай-города
30.06.2018-15.08.2018
В конце XIX – начале XX века Китай-город стал главным городским деловым районом, московским «сити». Чем жил и как менялся этот район можно увидеть на выставке «Москва пешком. Из истории Китай-города» в Центре Гиляровского, филиале Музея Москвы, с 30 июня по 15 августа.
«Выставка станет продолжением задуманного Музеем Москвы цикла выставок-путеводителей по пешеходным зонам Москвы. Первая выставка прошла в Музее Москвы в сентябре-октябре 2016 года и приглашала посетителей на прогулку по популярному маршруту: Большая Дмитровка – Камергерский переулок – Столешники – Кузнецкий мост», – говорит директор Музея Москвы Алина Сапрыкина.
У каждого исторического района нашего города – особый колорит, характер и предназначение. Китай-город – центр деловой активности Москвы, где работали люди разного происхождения, профессий, достатка и устремлений и создавали особое геокультурное пространство со своим мировоззрением и реалиями.
Построена выставка как неспешная прогулка по улицам района – Ильинке, Никольской, Варварке, близлежащим площадям и Охотному ряду с остановками у известных и позабытых исторических объектов. Китай-город был средоточием всего: Городская Дума и Лубянская площадь с биржей наёмных карет, Верхние торговые ряды и Славяно-греко-латинская академия, старинные монастыри, церкви, типографии, учебные заведения соседствовали с банками, конторами известных фирм, модными магазинами, гостиницами, бойкими трактирами, рынками и вездесущими разносчиками. Провожатыми по Китай-городу рубежа XIX – XX вв. станут публицист Владимир Гиляровский и писатель Пётр Боборыкин – их тексты станут частью выставки.
Хайнц Хаек-Хальке. Немецкая экспериментальная фотография 1930—1960
28.06—2.09.2018
Хайнц Хаек-Хальке родился в 1898 году в Берлине, детство и юность провел в Аргентине. После возвращения в Германию в 1915 году поступил в Берлинскую академию искусств, год спустя обучение пришлось прервать — он был призван в армию — служил на фронтах Первой мировой войны. Вернувшись, продолжил учебу и окончил академию в 1923 году. В 1924 году Хайнц Хаек-Хальке занялся фотографией и вскоре был приглашен на работу в информационное агентство «Пресс-Фото».
Хаек-Хальке работал редактором отдела иллюстраций, фотокорреспондентом, занимался коммерческими съемками. Много экспериментировал с различными фотографическими техниками, такими как: светомонтаж, двойная экспозиция, фотоколлаж и фотомонтаж.
В 1933 году Национал-социалистическая немецкая рабочая партия заказала Хаеку-Хальке документальный фильм, однако ему удалось избежать сотрудничества с нацистами и скрыться в Швейцарии, где он занялся научной фотографией и биологией. В 1939 году, по возвращении в Германию, фотограф был призван на военную службу. Во время Второй мировой войны он занимался аэрофотосъемкой и промышленной фотографией для немецкой армии.
После войны Хаек-Хальке присоединился к группе немецких фотографов- экспериментаторов «Фотоформ», оказавшей огромное влияние на развитие фотографии второй половины ХХ века. В 1951 году один из основателей группы Отто Штайнерт организовал первую из трех выставок под общим названием «Субъективная фотография», на которой были представлены работы звезд авангарда 1930-х годов, а также работы молодых немецких фотографов, среди которых был и Хайнц Хаек-Хальке. Выставка пользовалась большой популярностью, а термин «субъективная фотография», стал названием целого направления немецкой фотографии 1950 — 1960-х годов.
В середине пятидесятых годов Хаек-Хальке вернулся к изучению технологий, которыми интересовался в молодости — технике изготовления фотограмм без использования механической фотокамеры, а также созданию фотографических абстракций с помощью различных фотолабораторных методов, освоенных им еще до войны. Так, например, Хайнц Хаек-Хальке увлекался «проволочным монтажом» — создавал из гибкой проволоки конструкции, которые устанавливал на подсвеченные вращающиеся платформы. Круговое движение этих конструкций вкупе со смещением света в момент фотографирования создавало причудливые сложные образы.
В 1955 году Хайнц Хаек-Хальке был приглашен читать лекции по фотографии и графическому дизайну в Берлинской академии искусств. При жизни фотографа были опубликованы две его книги — «Экспериментальная фотография» и «Светографика».
В 2002 году в парижском Центре Помпиду была проведена первая ретроспектива Хайнца Хаека-Хальке, куратором которой стал легендарный Ален Саяг, а в 2012 году масштабную ретроспективу произведений Хаека-Хальке организовала Берлинская академия искусств.
Дао
27.06.2018-23.07.2018
Суть равновесия — не цепляться.
Суть расслабления — не удерживать.
Суть естественности — не совершать усилий.
Даосская мудрость
/ концепт /
Вода, тушь, росчерк, пятно — всё к месту, всё для чего-то, ибо сегодня — эпоха непредсказуемости и бесконечных переплетений. В условиях хаоса ориентироваться на жесткие рамки было бы печальной ошибкой. Всё пластичнее и сложнее: любой случайный разговор или попутно просвистевшая фраза могут оказаться решающими в твоей судьбе. Им под силу развернуть течение жизни в противоположном направлении… Каллиграфия помогает войти в особое медитативное состояние, и более того — глубже и четче прочувствовать кармическую концепцию человека Дао, которую в повседневности величают судьбой, или фатумом.
Во время нашей беседы Далай-лама так выразил суть кармы: это действие, непрерывная поступь. Тропинка судьбы прокладывается только твоими шагами. Каждый шаг — ответственность за будущую почву. И каждый шаг — всегда изменение, рост, ведь, как говорил Далай-лама, как бы удобно вы ни устроились на стуле, через десять минут ваше тело онемеет, и вы сами измените положение…
Если вы не хотите утонуть в жизни, вы должны всё время течь, всё время меняться, как течет и меняется самое постоянное в этом мире — время. Сегодня эта «прописная» (но каждый ли прописал её иероглиф?) истина настигает нас на каждом шагу. Прописать её тонко и глубоко позволяет каллиграфия — искусство, воплощающее простоту и сложность восточной философии. Для меня каллиграфия — это наиболее созвучная нашей эпохе возможность самовыражения.
Ирина Хакамада
Служили три художника. Военная графика Александра Дейнеки, Бориса Пророкова и Леонида Сойфертиса
28.06.201828.07.2018
Великая Отечественная война оставила глубокий след в искусстве трех мастеров, которые по-разному служили приближению победы наших войск. Если Пророков и Сойфертис прошли всю войну в роли военных корреспондентов, то Дейнека был отправлен в творческую командировку на фронт в 1942 и 1945 годах. Уникальность дарования каждого из них позволит зрителю стать свидетелем запечатленной художниками жизни на фронте и в тылу с самых разных, порой очень неожиданных, ракурсов.
Так, Александр Дейнека отходит от присущего ему эпического стиля в изображении военной темы и населяет произведения то очень динамичными, остро реалистичными, то фантазийными и почти сюрреалистичными образами. Предельно экспрессивный графический стиль Бориса Пророкова, наоборот, напрямую отсылает к монументальным образам скульптур Вучетича, пафосу песни «Священная война» Александрова и Лебедева-Кумача, плакату Тоидзе «Родина-мать зовет». А вот Леонид Сойфертис погружает зрителя в атмосферу теплого юмора, с которым бережно, но не менее выразительно фиксирует бытовые моменты фронтовой жизни, нередко насыщенные особой пронзительной романтикой.
Выставка приурочена к официальному открытию в Москве Книжной галереи «РЕМАРК»: нового культурно-просветительского и образовательного проекта Книжного дома «РЕМАРК».
«Приоритетное направление нашей работы – создание личных и корпоративных библиотек, которые издаются в виде уникальных десятитомных коллекций. Каждая книга имеет ограниченный тираж 99 экземпляров и персональный сертификат. Более двадцати лет мы занимаемся изданием коллекционных книг, собраний сочинений мировой литературы, альбомов по искусству. Основной принцип издательства – высочайшее качество книг и их оформления. Мы создаем книги, представляющие собой шедевр полиграфического искусства, достойный занять место рядом с любимой картиной или скульптурой… Мы давно вынашивали идею создания пространства, где встречались бы книги и картины, и вот мечта осуществилась. Хорошая книга – это удачный союз текста и изображений. Некоторые из представленных на выставке работ уже стали иллюстрациями в нашей военной книжной коллекции, где собраны мемуары военачальников. В планах сделать Книжную галерею «Ремарк» местом постоянного проведения самых разных литературно-художественных мероприятий», – отметила владелица Книжного дома и галереи Маргарита Дейч.
На выставке представлен также созданный «Ремарком» макет легендарной ленинградской полуторки ГАЗ-АА (масштаб 1:6) – уникального хранилища двадцатидвухтомного собрания сочинений знаменитых военачальников: Ивана Конева, Константина Рокоссовского, Александра Василевского, Георгия Жукова и других. Каждая книга включает в себя иллюстрации, предоставленные Галереей ГРОСart, Донецким республиканским художественным музеем и наследниками работ Л. Сойфертиса, Б. Пророкова и А. Дейнеки.
Александр Дейнека. 6 октября 42 г. по Никитской ул., 1942
Большой балет
28.06.2018-23.09.2018
Центр фотографии братьев Люмьер
Центр фотографии имени Братьев Люмьер представляет выставку фотографа Саши Гусова, на которой будет показан цикл фотографий балетной труппы Большого театра. В экспозицию войдут более 50 сделанных в период с 1992 по 2016 год уникальных кадров из закулисья «большого балета», бренда, который возник во время первых и невероятно успешных гастролей труппы Большого театра в 1956 году. После выступлений на сцене лондонского театра в Ковент-Гардене, знаменитый The Bolshoi навсегда покорил иностранную публику. После публикации фотографий из Большого в The British Journal of Photography Гусов завоевал славу талантливого фотографа.
Фотографии Саши Гусова превосходно передают динамику и выразительность балетного танца. Есть среди них и прекрасные постановочные портреты, и завораживающие, тонко схваченные кадры репетиций и выступлений. Снятые на пленку, на ходу и без дополнительного освещения, они чрезвычайно эффектны. «Фотография — это документация того, что происходит в какой-то определенный момент», — говорит сам фотограф. И Гусов, как никто другой, умеет мастерски уловить эти случайные ситуации. Тем не менее, он не просто фиксирует событие, но и искусно передает характер пойманного мига. Как пишет кинорежиссер и большой друг Саши Андрей Кончаловский: «Фотографии Гусова — это не отражение жизни, а то неповторимое совпадение обстоятельств во времени и пространстве, которые „поймал“ человек с фотоаппаратом». В чувственных, цепляющих и часто ироничных фотографиях мы видим и самого автора. «Созерцая фотографии Александра Гусова, я чувствую, как приходит в голову, что в какой-то степени каждая из них — автопортрет самого художника... Лучшие его образы даже имеют исповедальный характер», — отмечает Кончаловский.