События 27 ноября - 3 декабря

13:15, 27 ноября 2017

Дискуссия «Архитектура как общественное пространство»

28.11.2017, 19:30

ГЦСИ

28 ноября в Малом зале ГЦСИ состоится дискуссия, посвященная советскому архитектурному модернизму. Встреча состоится в рамках параллельной программы выставки «Приручая Пустоту. 50 лет современного искусства Урала».

Этот стиль выделен специалистами в отдельное направление совсем недавно, поэтому изучен достаточно мало. Он пришёл на смену сталинскому ампиру и охватывает период с 1955 по 1991 гг. Временные рамки определить было тяжело и за "хронологические края" были приняты важные политические этапы: «Постановление об устранении излишеств» Никиты Хрущева (1955) и распад Советского союза (1991).

Многие считают, что советский модернизм, после сталинской "декоративности", отличает сугубо функциональная аскетичность. Брежневки, хрущевки, панельки - формальный подход к искусству и практика создания архитектуры в рамках государственного заказа. Есть мнение, что модернизм лишил архитекторов простора для творчества. Но так ли это?

Стиль советского модернизма очень противоречивый, сложный, проблемный, но очень интересный. Не смотря на то, что уровень цензуры был очень высок и многие инженеры не могли позволить себе слишком рисковых экспериментов, было создано множество выразительных и запоминающихся сооружений.

Дискуссия "Выставка как произведение искусства"

2.12.2017,17:00

ЦСИ Винзавод (Винтажный зал)

Актуальна ли сейчас классическая живописная картина? Как она взаимодействует со зрителем? И какова роль зрителя на выставке?

Если вам кажется, что мы задали здесь слишком много непростых вопросов, найдите на них ответы 2 декабря в 17:00 на дискуссии по выставке Владимира Логутова «Следующий уровень».

Участники: художник Владимир Логутов, куратор Екатерина Иноземцева, историк искусства Сергей Хачатуров, куратор Владимир Потапов.

Модератор - теоретик искусства и куратор Константин Зацепин.

На выставке «Следующий уровень», которая проходит в рамках цикла "Прощание с вечной молодостью", около 80 работ Владимира Логутова различного времени, начиная с середины 2000-х гг., но большая часть из создана специально для проекта. Главная задача художника - обнажить перед зрителем закулисье, «кухню» производства картины, сделав объектом искусства не только конечный результат, но и процесс, в том числе, процесс воздействия картины на зрителя.

Вход свободный, по предварительной регистрации.

Квартира профессора Вудмана А.У.

2.12.2017-3.12.2017

Творческое пространство О+ (СПб)

2 и 3 декабря Творческое пространство О+ приглашает на выставку «Квартира профессора Вудмана А.У.», вырубленную водителем автомобиля Ока lady 11113, художником, архитектором, участником группы Север – 7 Нестором Энгельке. Оба героя этого события – специалисты по дереву. 

Художник Энгельке отказался от всех других материалов, он делает работы из поленьев, досок, веток. Мультимедийному многообразию он предпочитает упорное обращение к одному и тому же, показывая, деревянным может быть все что угодно, одежда или картина, телевизор или оружие и даже видео. Метод работы соответствующий, изображения вырубаются топором. В русском искусстве одревеснение стало одной из метафор болезненного воздействия идеологии, этот процесс переживают Лингоман Игоря Макаревича и герои фильмов Евгения Юфита. Энгельке придумывает другой ход, с веселым брутализмом он сам проникается деревом, находя в работе с материалом возможность быть неодеревянненым потоками новостей или настойчивыми вопросами о роли современного художника. Профессор Вудман, кажется, разделяет эту тактику, пока про него мало известно, он появится из выставки, из галереи досок- фамильных портретов, из личных корешков, но точно можно утверждать, что фамилия у него говорящая. 

2 декабря, 18:00 – 21:00 Открытие выставки 

3 декабря, 14:00 – 20:00 Часы работы выставки

3 декабря, 15:00 – 17:00 Мастер-класс с художниками, участниками группы Север-7 Нестором Энгельке и Александром Цикаришвили для детей от 5 до 10 лет. Вход на мастер-класс: donation, т.е. вы можете оставить любую приемлемую для вас сумму.

Маленькие картины и не картины 

1.12.2017-3.12.2017

Роза Азора

Однажды, за разговорами в мастерской, друзьям пришла в голову весёлая и остроумная идея: написать картины, состоящие из маленьких картин.

Нужно было сделать сточастную работу из фрагментов, каждый из которых мог бы рассматриваться как отдельное, самостоятельное произведение, выдерживающее увеличение и выполненное в индивидуальной технике и материале.

Идея собрала вокруг себя замечательных художников — в их свежих работах было самое главное — «лёгкое дыхание»!

Так родился проект выставки «Мильёнвагон маленьких картин и не картин», которая прошла с огромным успехом, а потом была ещё одна, а потом ещё и ещё.

Группа постепенно разрастается, к ней присоединяются всё новые и новые участники из разных городов и стран, меняется количество работ для каждой отдельной «персональной выставки», к уже очень известным именам добавляются имена совсем новые, разнообразятся сюжеты и техники работ.

Проект удачен ещё и потому, что он очень великодушен по отношению к зрителю. К сожалению, не каждый любитель искусства может позволить себе купить картину, графический лист, скульптуру. Но маленький холстик, офорт, фигурку — может позволить себе почти каждый.

АВАНГАРДСТРОЙ. Архитектурный ритм Революции

1.12.2017-1.04.2018

Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева

Архитектурный авангард рождался в одном котле бурлящих художественных явлений 1920-х годов, вместе с супрематизмом Малевича, стихами Маяковского и новаторскими постановками Мейерхольда. Его развитию способствовала оригинальная система обучения, созданная преподавателями ВХУТЕМАСа, деятельность новаторских группировок АСНОВА (Ассоциация новых архитекторов) и ОСА (Объединение современных архитекторов). Государственная политика, культурная революция и коллективизация быта горожан привели к небывалому подъему строительства по всей стране и появлению новых типов сооружений - рабочих клубов, жилкомбинатов, домов-коммун и фабрик-кухонь.  Новаторские идеи советских архитекторов воплотились не только в реальном строительстве 1920-1930-х годов, но и в утопических проектах по переустройству целых городов. 

Яркая эпоха архитектурного авангарда 1920-1930-х годов будет представлена в  работах выдающихся советских архитекторов и художников, таких как братья Веснины, Иван Леонидов, Константин Мельников, Николай Ладовский, Моисей Гинзбург, Илья и Пантелеймон Голосовы, Владимир Кринский и многих других. Авторская графика будет дополнена макетами, архивными видеоматериалами, фотографиями, документами, а также произведениями декоративно-прикладного искусства из музеев Москвы, Санкт-Петербурга и частных собраний. Большое количество предметов из фондов Музея архитектуры будут показаны впервые.

Лекция «Как начать работать в индустрии моды?»

28.11.2017, 19:00

Школа дизайна РАНХиГС, лофт 22

Открытая лекция «Как начать работать и стать успешным в индустрии моды?» независимого консультанта в сфере fashion-образования Бернардо Паоли (Bernardo Paoli) состоится в Школе дизайна РАНХиГС 28 ноября. Она предваряет набор слушателей на две программы дополнительного профессионального образования Школы дизайна — Fashion Business и Fashion Start-Up. Вход на открытую лекцию свободный. 

Бернардо Паоли — независимый консультант в сфере fashion-образования, в прошлом — исполнительный директор одной из старейших и самых престижных европейских школ моды и дизайна — Института Марангони (Istituto Marangoni). На открытой лекции в Школе дизайна РАНХиГС он ответит на вопросы: как работает fashion-бизнес в России и в мире? Какие самые востребованные профессии индустрии? Чем отличается бизнес в индустрии моды от бизнеса в других сферах? Как можно зарабатывать деньги в моде? Как можно открыть свой собственный бизнес? 

Вход на открытую лекцию Бернардо Паоли свободный по предварительной регистрации.

Первый аукцион Alarm Salon

30.11.2017

L’appartement

Аукцион представит работы молодых выдающихся художников Лондона и Москвы, окончивших Central Saint Martins, Royal College of Art, Chelsea College of Arts, Slade School of Art и другие лучшие современные художественные школы Великобритании. Среди художников - участники программ Tate Modern и Tate Britain, ярмарки Frieze в Лодоне, программы перформансов Manifesta 11 в Цюрихе, аукционов Sotheby's и Phillips в Лондоне и Нью-Йорке, Московской международной биеннале современного искусства. 

На торгах в течение вечера вы сможете приобрести небольшие качественные коллажи, принты, наброски в масле, графите, пастели и других медиа по цене от 5 000 до 50 000 рублей. Все работы уже оформлены для развески, и сразу после приобретения станут частью вашей личной коллекции дома и в офисе или приятным и ценным подарком любителю искусства.

Увидеть работы можно будет на предаукционной выставке 28 и 29 ноября и в онлайн каталоге.

Лекция «Цифровое в философии»

27.11.2017, 19:00

ЦСИ Винзавод

Как развитие технологий влияет на философию? Лекция представителя спекулятивного реализма Александра Р. Гэллоуэя (Alexander R. Galloway) «Цифровое в философии» состоится 27 ноября в рамках «Философского клуба» ЦСИ Винзавод. Ведущий теоретик новых медиа и цифровой культуры современности расскажет о том, как философия взаимодействует с цифровыми технологиями. 

Компьютеры, управляющие сегодня миром, сводят природу и человека к набору цифр: статистическим данным, финансовым активам, потокам информации. Как ДНК делится на четыре азотистых основания, а алфавит русского языка — на тридцать три буквы, так компьютерный код — на единицу и ноль. Таким же образом философия расщепляет мир на душу и тело, бытие и сущее, материю и дух. По мнению Александра Р. Гэллоуэйя, философия и цифровое имеют одинаковую структуру. В своей лекции он одновременно обратится к этим понятиям и расскажет о том, как исследовать цифровые медиа с помощью методов философии и наоборот. 

Ужин под шубой

29.11.2017

Untitled

Как известно, мы живем в суровых погодных условиях, в повседневности, к которой нужно адаптироваться или замерзнуть. Отправной точкой и импульсом для этого ужина является подготовка к зиме. Это ритуал погружения в зиму и ее принятия со всей ее многослойностью и неизбежностью месива, через которое нам всем придется пройти!

Специально для ужина художницы спроектируют ларек, внутри которого собственноручно и по собственному рецепту будут готовить коронное блюдо русской зимы. По некоторым преданиям салат «Сельдь под шубой» был придуман владельцем сети московских кабаков, дабы урегулировать драки в своих заведениях и примирить всех оппонентов салатом, в котором столько всего намешано, что он понравится каждому.  Прочие источники утверждают, что «селедка под шубой» — это дитя советской эпохи и такой же гвоздь любого уважающего себя застолья, как и норковая шуба в шкафу.

В «Ужине под шубой» намешается все: ностальгия по ларьку, перемирие и единение в лучших кабачных традициях, тепло, холод, пение и кустарная кулинария.

Поймай волну!

28.11.2017-24.12.2017

Галерея Файн Арт

вот мы стоим у моря,

     и облака проплывают,

     и наши следы

     затягиваются водою

(Иосиф Бродский)

  На выставке представлено множество холстов, изображающих море. Однако эта сухая информация, хотя и правдива, совсем не соответствует событию выставки Юлии Волконской, ибо в пространстве этой экспозиции на зрителя обрушиваются несущиеся массы воды, волны разбиваются о причал, о скалы, накатывают на берег и покидают его, брызги, грохот волн, но нет - это только кажется в тишине зала. А может быть это вовсе и не картины, а окна дома на берегу моря?

   Не забывай никогда, /как хлещет в пристань вода (Иосиф Бродский).  Картины-окна, заглянем в них и рассмотрим, что там за плоскостью холста увидела и показывает нам Юлия Волконская. Ее композиции - чувственные произведения, густо заполнены интенсивной синевой, порой переходящей в голубизну (31) или с вторжением оттенков зеленого, фиолетового, на многих  полотнах яркие белые пятна (например, 8), вызывающие ощущение присутствия за плоскостью холста светового источника. Иногда синева поглощается холодным, тонко нюансированным серым цветом ненастного воздуха (19) или глухим черным тоном то ли вечера, то ли надвигающейся бури. Эти цветовые смешения вызывают образы реальности, например, изменения времени дня от предрассветного утра до туманного вечера и темной ночи, или погоды от полной неги солнечности до бури и ненастья. Иногда огненный красный цвет взрывает густую синеву, создавая впечатление опасности, тревоги,  красный цвет служит метафорой драматической схватки человека с буйной в данный момент стихией воды («Сеть», «Порвался парус», «Лодочники»).

   Так выходят из вод, ошеломляя гладью / кожи бугристой берег, с цветком в руке, забывая про платье,…Те, кто бессмертен… (Иосиф Бродский). Некоторые картины  Волконской не безлюдны. Художник помнит – вода рождает красоту. В пене прибоя на берегу нежатся две обнаженных красавицы, во влаге их тел отражается свет неба (27). В белой пене разбивающихся о скалы волн подобно Афродите рождается образ невесты в   белом платье и фате – то ли действительно девушка, то ли не ясная мечта о ней (33). Зеркальное отражение в водной глади вызывает  ощущение слияния миров – надводного и подводного (15, 21, 22), зыбкая грань стирается и уже не понять, кто где – то ли девушка на воде, то ли нереида в красном одеянии (5). 

   …пена   морских валов,/ достигая земли,/ рождает гребни вдали. (Иосиф Бродский). Вода – вечное движение и постоянное приключение. Холсты Волконской динамичны, изображая стремительность водных потоков, автор передает нам свою энергию, свою радостную ненасытность мироощущений. И вот, поймав волну, мы уже несемся на доске вместе с серфингистами автора («Русалка», «La Preсiosa») и вверх и вниз и снова падаем и взлетаем… Счастье!

  Создавая этот проект, Юлия Волконская хотела вовлечь зрителей в свой мир, мир искусства. Для Юлии  это сама жизнь, страсть, блаженство, которые она хотела бы разделить со зрителями, которые, оказавшись в пространстве ее выставки, испытали бы сходные чувства, поймав волну автора и оторвавшись на время от материального мира.

Ирина Филатова

 

Ленин и кока-кола

29.11.2017-11.02.2018

ММОМА (Гоголевский, 10)

В основу архитектурной концепции, разработанной Сергеем Ситаром, легло кураторское исследование творческой биографии Александра Косолапова, в которой Рэтклиф анализирует основные произведения в хронологической последовательности и тематически разделяет их по главам. Тринадцать залов выставки «Ленин и Кока-кола» в ММОМА соответствуют выделенным куратором эпизодам, образуя поэтапный рассказ.

По замыслу Ситара, посетителя нужно подготовить к просмотру выставки. Во входной группе экспозиции ему предлагается своеобразный ключ к пониманию центральной идеи Александра Косолапова — выявление эквивалентности идеологий социализма и капитализма, взаимоисключающих друг друга в теории. Перемежающиеся силуэты профиля Ильича и бутылки Кока-колы визуализируют название проекта и подводят к цепочке сопоставлений и противопоставлений «своего» и «другого», советского и западного, гламурного и сакрального.

Отправная точка в экспозиции — зал-раздел с работами московского периода. Представленные здесь объекты: деревянные щеколда или, например, мясорубка — скорее, дань наглядному художественному языку поп-арта, первые эксперименты в построении бинарных систем, поиск связи между «объектом», «словом» и «формой». Но с переходом от экспоната к экспонату видна трансформация мысли художника, который все чаще рвется к политическим темам. В период хрущевской оттепели и брежневского застоя платформа неофициального искусства давала возможность развиваться нетрадиционным формам и приемам и даже непринятым сюжетам, но все это могло существовать только в камерном заточении. Косолапов понимал, что в этих условиях соц-арт с его ироничным подстегиванием государства никогда не станет в СССР открытым искусством. Позиция власти была очевидно высказана разгромом «Бульдозерной выставки». Этому эпизоду отведен второй зал, внутри которого специально для выставки в ММОМА воссоздана инсталляция «Бульдозер-шоу». Зал символизирует собой переломный момент как в самом экспозиционном повествовании, так и в творчестве Александра Косолапова, за которым следует прощание с одной культурной, социальной, экономической, политической средой и приветствие другой — американской.

МОДЕРНИЗМ БЕЗ МАНИФЕСТА. СОБРАНИЕ РОМАНА БАБИЧЕВА. ЧАСТЬ 2: ЛЕНИНГРАД

28.11.2017 — 14.01.2018

ММОМА (Петровка,25)

Московский музей современного искусства представляет вторую часть проекта «Модернизм без манифеста» — перенесенное в музейное пространство искусствоведческое исследование, основанное на крупной личной коллекции отечественного искусства XX века Романа Бабичева.

Вторая выставка, продолжая основную мысль проекта о неделимости советского модернизма на «авангард» и «арьергард», демонстрирует одно из самых интересных и пока недостаточно известное широкому кругу явление — Ленинградскую школу 1920–1950-х годов. Экспозиция отразит разные страницы «ленинградского текста» советского искусства, разделенные на отдельные «главы» в хронологической последовательности. В выставку войдет более 250 произведений — живопись, скульптура, графика, литография — учеников Кузьмы Петрова-Водкина, Владимира Лебедева, Павла Филонова, Казимира Малевича и многих других.

Места

30.11.2017-14.12.2017

 25KADR GALLERY

 В своей новой выставке «МЕСТА» Алексей Васильев остается преданным своим ранним пластическим наработкам и образам, которые проходят через все его творчество красной линией. Васильев демонстрирует решительную самодостаточность и сегодня это означает, что у него отсутствуют какие-либо модные признаки, которые способны осовременить работу, придать ей большей актуальности. Современная культура диктует мышление скользящего серфинга – не глубоко, быстро и без особых задержек и это прямое следствие стремительных скоростей обновления социума. Автор на этом фоне – радикально статичен. Васильев не гонится за временем, его стратегия подобна палке, воткнутой в стремительный ручей, что на нее налипло – листья, водоросли и мусор – то и предстает выборкой Васильева и становится предметом его исследования. Это не взгляд за горизонт – это всматривание в собственное бытование, взгляд под ноги.

This Game Gas No Name

1.12.2017-14.12.2017

Галерея Триумф

Галерея «Триумф» представляет совместную выставку CrocodilePOWER (Петр Голощапов и Оксана Симатова) и Шандора Саса «This Game Has No Name». В своих работах художники изображают техногенные миры, выходящие за грань привычного восприятия. Эти миры населены объектами и существами, утратившими свою суть и идентичность, изменившими форму и собственное целеполагание. Зритель видит чрезвычайно хрупкие пространства, одновременно обращенные как в прошлое, так и в будущее, полные абсурдных идей, действий и персонажей.  

Метафорой такого мира для CrocodilePOWER стал лес. Лес как другое измерение, попадая в которое  персонажи становятся совершенно беспомощны  — без точной карты, описывающей маршрут, по которому они пришли сюда, желая лишь прогуляться и повеселиться. Погружаясь всё глубже в пучину неизвестного они оказываются перед выбором приспособиться или погибнуть. Меняются не только их привычки, но и они сами, а под воздействием всё прибывающих новых героев – и среда.

 

УДЕЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ

СЕССИЯ III «ВРЕМЯ И СМЫСЛЫ» Травма, память, забвение, знание

Выставка «Дом с привидениями»

1.12.2017-28.01.2018

Фонд культуры "ЕКАТЕРИНА"

Третья сессия «Удела человеческого» посвящена теме «времени и смыслов». Экспозиция проекта «Дом с привидениями», в которой участвуют 16 крупнейших международных художников, представлена в залах Фонда культуры «ЕКАТЕРИНА» и обращается к проблемам памяти и травмы, забвения и знания. Интернациональный состав участников способствует возникновению сложной палитры интерпретаций проблемы личной и исторической памяти. Мотив видения или привидения для европейской культуры неотделим от опыта памяти и исторического сознания. Метафора становления истории в западной философии от Гегеля до Деррида — «крот истории» — восходит еще к шекспировскому «Гамлету» с его призраками. Как утверждал Деррида, цель современной культуры, прошедшей за минувшее столетие через драмы и страшные ошибки, — воздать должное призракам прошлого, чтобы они смогли найти себе приют в гостеприимстве памяти.

Восстанавливать «распавшуюся связь времен» — значит писать историю и интерпретировать прошлое. Выставка «Дом с привидениями» осмысляет призрачную и травматическую природу памяти, напоминая о том, что прошлое дается нам в визуальных образах, нечетких реминисценциях, близких к оптике искусства, которое позволяет нам заново переживать этот опыт.