События 4-10 декабря
Искусство должно принадлежать. Новогодний маркет
9.12.2017-10.12.2017
Нередко в декабре искусством интересуются даже те, кто в другие месяцы если к нему и неравнодушен, но тянется все же платонически. Новый год – не только лучший, самый домашний и одновременно всеобщий, праздник (требующий, между прочим, подарков), но и прекрасный повод начать новую жизнь, устроив ее с первого января совершенно иначе.
Переставить мебель, бросить курить, начать собирать произведения живописи и графики… В последнем – на помощь готова прийти галерея «Ковчег», без малого три десятилетия работающая на московской арт-сцене. Особенность «Ковчега» - в его широкой специализации: нам никогда не хотелось становиться ни прибежищем антикваров, ни приверженцами сугубого contemporary art. Связь времен, творческая преемственность в искусстве прошлого и нынешнего веков – вот в чем наш главный интерес.
В этот раз в канун новогодних праздников и каникул мы готовы поделиться со зрителями не только своими знаниями об отечественных художниках и их искусстве, но и самими работами. А также – теми изданиями, которые были подготовлены сотрудниками галереи для выставок на самых разных московских площадках.
Но главное – это, конечно, произведения. Готовя предпраздничную экспозицию, мы постарались объединить ее экспонаты не по именам авторов, как это нередко бывает, а по темам – простым и понятным. Чтобы даже начинающему собирателю или просто посетителю, заглянувшему к нам в поисках не самого дорогого, но уникального подарка, было легко ориентироваться в пространстве галереи.
«До горизонта», пейзажи морских побережий и залитых светом горных хребтов, летний отдых – что может быть увлекательней в самые короткие дни московской зимы, чем воспоминания о лете? «Тихая жизнь предметов» - это уже про жанр натюрмортов. «Площадка молодняка» - тут и детские портреты, и книжные иллюстрации для детей, и цирк-зоопарк, вообще всякая живность. Не будем забывать, что многие наши соотечественники склоны помнить и о восточном календаре, по которому скоро начнётся год Собаки. Не обойдется, разумеется, и без сугубо зимних сюжетов. Елки, Дед Мороз, лыжи, коньки – даже зимняя рыбалка. Наконец, «Пятно на стене» - раздел выставки специально для тех, кто любит беспредметную живопись и графику, или хотя бы относится к ним как к важному элементу оформления интерьера. Ну, и еще некоторые неожиданности, но не обо всем стоит рассказывать заранее. Большинство экспонатов – из запасников галереи, но будут и специально приглашенные к участию авторы.
Слои многомерного пространства
Дизайн-завод Flacon (Маркет, 2 этаж)
3.12.2017-30.12.2017
3 декабря в пространстве Маркет дизайн-завода Flacon открылся арт-проект «Слои многомерного пространства» группы кураторов «Лаборатория Восприятия». Цель проекта - исследование феномена Восприятия через взаимодействие посетителей выставки с работами художника Натии Картвелишвили.
По мнению кураторов проекта, окружающий мир - это только наше представление о среде, но не сама среда. Восприятие формирует нашу реальность как результат обработки первичных ощущений мозгом. Как раз об этом и говорит фраза: «Человек видит не глазами, а мозгом». Революция, вызванная открытием нейропластичности мозга, изменила долгое время господствующий в науке взгляд на мозг как на сложный механизм, состоящий из частей, каждая из которых выполняет строго определенную функцию и находится в локализованном участке коры головного мозга. Напротив, наш мозг обладает пластичностью и способен совершенствоваться на протяжении всей жизни человека. То же происходит и с Восприятием как важнейшим когнитивным свойством мозга.
На выставке представлены три серии работ художника: «Неопознан», «Слои многомерного пространства» и «Две стороны целого». Каждый объект серии втягивает зрительское внимание в себя, расслаивая и разделяя Восприятие на множество уровней. Это уникальные магниты Восприятия - они одновременно лаконичны, даже просты, и в то же время объемны, сверхдетальны и глубоки. Восприятие не может остановиться на лишь одной форме, структуре и содержании. Оно пребывает в самопроизвольном движении в магическом кругу, подыскивая новые смыслы и оттенки.
Проект также имеет интерактивную часть, в которой зритель становится участником творческого процесса, испытателем своего и наблюдателем чужого Восприятия объектов выставки. Отвечая на вопрос о том, что он видит и чувствует в представленных объектах и описывая свои ощущения, зритель становится исследователем феномена Восприятия.
Исследование феномена Восприятия начнется в момент открытия проекта, а затем, в реальном времени, 9 декабря в 18-00 все присутствующие примут участие в создании нового арт-объекта, который включит в себя восприятия всех посетителей, собранные к этому моменту. Состоится акт совместного творчества, который трансформирует пространство выставки. Вход на мероприятие свободный.
FINIS TERRAE: НА КРАЮ ЗАЧАРОВАННОГО МИРА
5.12.2017-14.01.2018
Московский музей современного искусства представляет персональную выставку Никиты Макарова FINIS TERRAE: НА КРАЮ ЗАЧАРОВАННОГО МИРА. Художник работает в весьма трудоемкой, приближенной к иконописной, технике – темперой и акрилом на деревянных досках – и при этом использует метод пуантели, отсылающий к оптическим экспериментам модернизма. Многосоставные панно соседствуют у него с почти миниатюрными картинами-объектами в специально изготовленных широких рамах.
Наташа Тимофеева. Без названия: Гоголевский, 10
7.12.2017-8.12.2018
ММОМА (Гоголевский бульвар, 10)
Московский музей современного искусства совместно с галереей «Триумф» представляет проект Наташи Тимофеевой и Александра Минченко «Без названия: Гоголевский, 10», созданный в жанре «сайт-специфик». В своей инсталляции Наташа предлагает сосредоточиться на особенностях данного места, акцентируя внимания на его интерьере и особой архитектурной партитуре.
Выставка пройдет в рамках программы поддержки молодого искусства ММОМА и проекта «Молодые львы».
Сказка про Новый год
7.12.2017-14.01.2017
Случилось так, что один мальчик заснул, когда все собирались слушать куранты. И приснилось ему, что он выглянул в окно, а там снег падает и ребята снежную бабу лепят. Мальчик оделся потеплее, выскочил во двор и стал веселиться со всеми. Необыкновенно ему стало как-то, потому что вокруг только дети да бабы снежные. Выглянули ребята из двора, а на улице тоже только дети: водители машин, продавцы, прохожие, дворники. Все смеются, пальцами друг на друга показывают, сосульки облизывают. Вдруг один снеговик им и говорит: вам домой всем надо, там подарки под ёлкой лежат! И ребята мигом все по домам побежали. Мальчик проснулся, и скорей под ёлку. А про сон свой ещё долго вспоминал. (Жалел, наверное, что за подарком побежал...)
Дина Хайченко
Песня Маленьких Птиц в Саду Затянувшихся Бурь
09.12.2017 – 12.01.2018
Открытие проекта состоится 8 декабря в 19:00. Проект реализован в рамках конкурса «Фабричные мастерские. Сессия IV» и входит в Параллельную программу VII Московской международной биеннале современного искусства.
Проект Дмитрия Ляшенко «Песня Маленьких Птиц в Саду Затянувшихся Бурь» посвящен людям, которые когда-либо оказывались в центре конфликта. Основу экспозиции составляет живописная работа, написанная под впечатлением от новостей, приходящих с Ближнего Востока: о войнах, вооружённых конфликтах и нескончаемых людских потерях. Герои этих новостей – солдаты и мирные граждане, которые, кажется, живут под непрекращающимися обстрелами и бомбёжками, в постоянном страхе и ненависти. Однако, несмотря на переживаемый ужас, людям свойственно надеяться на то, что мир когда-нибудь изменится к лучшему...
Выставка-интервал
09.12.2017 – 12.01.2018
8 декабря в ЦТИ “Фабрика” откроется проект "Выставка-интервал" художника Александра Корноухова. Проект «Выставка-интервал» отсылает зрителя к моменту рождения художественного образа, а особая сценография посвящена уникальному и одновременно универсальному опыту переживания художником той творческой протяженности, в интервале которой творится произведение искусства.
Куратор проекта Виталий Пацюков отмечает, что задачей Проекта автор видит показать зрителю то, как происходит процесс работы – от первых набросков до результата. В фабричном зале «Оливье» Александр Корноухов показывает мир творческих идей, представляя объекты, создающие одновременно храм, мастерскую и научную лабораторию.
Симпозиум «Тезаурус»
5.12.2017, 11:00-18:00
Центр искусства и музыки ЦГПБ им. В.В. Маяковского (СПб)
Институт исследования стрит-арта представляет симпозиум «Тезаурус», главная цель которого уточнить значения ключевых понятий российского уличного искусства («Граффити», «Стрит-арт», «Мурал» и др.), чтобы избежать недопонимания внутри профессионального сообщества в будущем.
На симпозиуме выступят авторитетные исследователи и практики, каждый из которых последовательно изучает развитие данного направления. Среди участников:
Сабина Чагина, куратор, основатель биеннале уличного искусства «Артмоссфера» (Москва)
Игорь Поносов, художник, основатель и редактор онлайн-проекта «Партизанинг», автор книги «Искусство и Город» (Москва)
Дмитрий Аске, художник, основатель и редактор сайта Vltramarine.ru (Москва)
Станислав Скворцов, художник, редактор журнала о российском граффити PetroGraff (Санкт-Петербург)
Анна Нистратова, куратор (Москва)
Константин Богданов, филолог, фольклорист, историк культуры, ведущий научный сотрудник Института русской литературы Пушкинский Дом) РАН (Санкт-Петербург)
Открытки от художников
6.12.2017-14.12.2017
Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева
Традиционный новогодний выставочный проект куратора Веры Погодиной «Открытки от художников» отмечает свое десятилетие юбилейной экспозицией в Музее архитектуры имени А. В. Щусева. За годы своего существования выставка, задуманная как камерное праздничное мероприятие «для своих», преобразилась в масштабные экспозиции музейного уровня, в которых в разное время приняли участие более 100 современных художников. На сегодняшний день «Открытки от художников» — уникальный проект, позволяющий объединить в формате групповой выставки ведущих представителей актуального искусства разных поколений.
Актуальная Россия: игра в классиков
8.12.2017 – 28.01.2018
Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства
Фонд развития современного искусства и Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» представляют проект «Актуальная Россия» — ежегодную коллективную выставку главных тенденций современного искусства страны, которая продолжает цикл «Всегда современное», объединяющий работы художников разных поколений и демонстрирующий не столько разницу между ними, сколько преемственность художественных эпох. Знаковые произведения и новые работы современных художников от Петербурга до Якутска объединены в масштабную экспозицию «Актуальная Россия» по итогам 2017 года. Более 50 авторов, существующих в искусстве параллельно и независимо друг от друга, более ста работ – от абстрактных инсталляций до классических образцов академической живописи. С произведениями академиков живописи и звёзд российской арт-сцены соседствуют эксперименты цифровых художников. Диалог премьерных работ заслуженных мэтров – президента РАХ Зураба Церетели и нонконформиста Оскара Рабина задает тональность всей экспозиции, освобождающей авторов от жанрового, стилистического и идеологического противостояния. Работы Василия Шульженко и Игоря Пестова, Дианы Воубы и Егора Плотникова, Андрея Люблинского и Юлии Малининой, Михаила Розанова и Дамира Муратова предлагают зрителю переосмыслить значение термина «классика» в контексте актуального искусства
Цикл лекций "Как искусство стало современным?"
С 8.12.2017, 20:00
За последние полтора века понятие «искусства» сильно изменилось и расширилось. На первый взгляд, между «классическим» и «современным» художественным произведением пропасть недопонимания. Но так ли это на самом деле? Почему, как и в XIX веке, зрители на актуальных выставках задаются вопросом – искусство ли это? И действительно, что такое искусство сегодня?
Лекция будет сопровождаться изысканными винами.
Стоимость билета 1700 руб. Приобрести билеты можно непосредственно на мероприятии.
Мыслить творчески. Выставочный дизайн в Эрмитаже-Амстердам
9.12.2017, 18:30
Лекторий Главного штаба, Государственный Эрмитаж (СПб)
В рамках подготовки к 3-й Петербургской биеннале музейного дизайна, которая состоится осенью 2018 года, Фонд «ПРО АРТЕ» в сотрудничестве с Государственным Эрмитажем и выставочным центром «Эрмитаж-Амстердам» представляют лекцию Марлис Клейтерп (Нидерланды) «Мыслить творчески. Выставочный дизайн в Эрмитаже-Амстердам».
Культурный и выставочный центр «Эрмитаж-Амстердам» – это современный музейный комплекс, включающий экспозиционные залы, лекционные и информационные пространства, детский образовательный центр. Подготовка выставки в музее – это всегда совместная работа команды кураторов, дизайнеров, технических специалистов. Представить мировое наследие из коллекций Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург), Рейксмузея (Нидерланды), Музея Амстердама и Музея искусства аутсайдеров (Нидерланды) для голландских и иностранных посетителей позволяют инновации в области музейного дизайна.
Марлис Клейтерп, глава отдела выставок Центра «Эрмитажа-Амстердам», расскажет о выставочных проектах, экспозиционное решение которых было важным элементом их успеха у зрителей и музейного сообщества: «Обед с царями. Хрупкая красота из коллекции Эрмитажа», «Александр, Наполеон и Жозефина: история войны, искусства и дружбы» и «Романовы и революция» и др.
Вход свободный по регистрации.
NOE SENDAS
8.12.2017-27.12.2018
Когда вы знакомитесь с творчеством Ноэ Сендаса, возникает сложное чувство: с одной стороны, неизбежна тень дежавю – «да это же…», а с другой, поражает четкость его авторского взгляда, выбор решения, актуального как новый день. Художник геометрически точно деконструирует не только фрагменты изображений, но и нашу память, безупречно передавая ощущение пост-ностальгии по монохрому ХХ века.
Ноэ Сендас родился в Брюсселе, учился по всему миру, а живет и работает в Берлине. Он изучал фотографию, кинематограф, а также весь спектр современных художественных дисциплин в разных школах мира: от Chicago Institute of Art до London Royal College of Arts. Резидентская практика в Atelier Livre (Лиссабон), в Künstlerhaus Bethanien (Берлин), а также в Мадриде, Париже и Венеции неизбежно привела к участию во множестве выставок, работе с престижными галереями и участию в главных ярмарках фотоискусства.
Сегодня Ноэ Сендас на самом пике творческой активности. Он снимает авторские фотоистории для Wallpaper и едва успевает показывать свои работы в Нью-Йорке, Париже и Берлине.
Сплетение звуков
08.12.17 – 15.01.18
Всероссийский музей декоративно прикладного искусства
Сплетение звуков - проект венгерской художницы Жанетт Сирмаи, в основе которого лежит идея визуальной презентации и озвучивания национальных орнаментов. Специально для этой выставки художница исследовала русские орнаменты из коллекции Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства, работая с экспонатами из отделов тканей, дерева и редкой книги, которые будут представлены в экспозиции.
Сплетение звуков – проект на стыке дизайна, медиа и народного творчества. Жанетт превращает орнаменты, используемые в традиционной народной вышивке, в музыку. Орнаменты переносятся на перфокарты с помощью лазера. Перфокарты проигрываются через музыкальную шкатулку, таким образом визуальный мир орнамента предстанет перед зрителем в своем музыкальном воплощении. Получившиеся мелодии напоминают творчество Стива Райха и Филиппа Гласса.
Публичная дискуссия "Летатлин: возвращение. Публичное исследование орнитоптера"
9.12.2017, 13:30
9 декабря 2017 года в «ЗИЛАРТ-холле» будут представлены подробности возвращения зрителю выдающегося памятника конца 1920-х – начала 1930-х годов, шедевра технической мысли и произведения искусства одновременно — легендарного махолета «Летатлин», созданного одним из крупнейших представителей русского авангарда, родоначальником конструктивизма, художником, дизайнером и архитектором Владимиром Евграфовичем Татлиным (1885–1953).
Летательный аппарат — орнитоптер — поступил в Третьяковскую галерею на временное хранение из Центрального музея Военно-воздушных сил РФ для исследования, реставрации и экспонирования в залах «Искусство ХХ века». Возвращение «Летатлина» широкому кругу публики стало возможным благодаря проведению уникальных работ — самой масштабной в истории бытования махолета комплексной научной реставрации. Генеральным партнером реставрации «Летатлина» выступил один из ведущих застройщиков России — «Группа ЛСР».
В рамках открытой дискуссии у широкой аудитории появится возможность узнать три экспертные точки зрения о «Летатлине» — как о произведении искусства, образце инженерной мысли и музейном экспонате. О творческом наследии Владимира Татлина, орнитоптере и тонкостях реставрации этого уникального летательного аппарата расскажут:
Зельфира Трегулова, директор Третьяковской галереи;
Александр Санников, руководитель Фонда содействия музею ВВС;
Ирина Пронина, научный сотрудник отдела живописи ХХ века Третьяковской галереи;
Владимир Раевский, телеведущий
Необходима регистрация.