События 4-10 июня

16:15, 04 июня 2018

Линейные отношения

5.06.2018-10.07.2018

ARTIS Gallery

Экспозицию составляют графичные произведения молодых художников: Екатерины Кабалиной, Ольги Кожевниковой, Михаила Левиуса, Дарьи Неретиной, Лии Сафиной, объединенные абстрактной манерой передачи действительности. 

Графичное искусство по праву можно назвать элитарным, ведь именно графика соединяет с одной стороны лаконизм и простату подачи, а с другой – профессионализм автора. Используя в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна, точки, фактуру и светотень, графика является базой для практического дизайна. 

Немного уходя в историю, стоит отметить, что наследие графичного искусства многообразно и чрезвычайно широко с точки зрения географии. Восточные традиции уходят корнями глубоко в прошлое – возникновение ксилографии в VII в. н.э. в Китае и распространившейся затем в других странах. Позже, в XVI веке в Японии рождается стиль укиё-э. В Европе в период раннего Ренессанса появляется резцовая гравюра и литография, известные на Востоке уже многие тысячелетия и совершающие широкую экспансию после появления печатного станка. Именно с этого времени начинается расцвет графичного искусства. 

Каждый из нас помнит "Витрувианского человека" Леонардо да Винчи или гениальную «Меланхолию» Альбрехта Дюрера, фантастических чудищ Гойи или «Пляски смерти» Ганса Гольбейна Младшего. Богатые коллекции графики оставили после себя такие великие мастера, как Рембрандт, Анри Матисс, Блейк, Пабло Пикассо, Эгон Шиле, Гуслав Климт, Наталья Гончарова, Георгий Верейский. 

Лето Японии в Музее Востока

6.06.2018-8.07.2018

Музей искусства народов Востока

В год Японии в России Государственный Музей искусства народов Востока и компания «Мицубиси Электрик» при поддержке Посольства Японии в Российской Федерации представляют совместный проект «Лето Японии в Музее Востока». Серия выставок приурочена к двум значимым событиям: празднованию 100-летия Музея искусства народов Востока и 20-летия деятельности «Мицубиси Электрик» в России. 

Проект охватывает различные периоды богатой культуры и уникального искусства Японии: от традиционного до современного, все по-своему прекрасные.

Первая выставка цикла откроется 6 июня и продлится до 8 июля. В Музее будет представлена коллекция предметов искусства известного японского коллекционера, бизнесмена и мецената Сюдо Садаму. В 1940-х годах он обладал обширным собранием ценных артефактов. Однако жизнь распорядилась иначе, и после окончания Второй мировой войны Сюдо Садаму передал свою коллекцию голодающему японскому населению в обмен на продовольствие. В 1947 году часть этих художественных предметов поступила в Государственный музей Востока. 

Ныне Музей хранит 480 переданных произведений. Наиболее ценную часть японского собрания составляют произведения классической японской живописи, в которой выделяются свитки XVII–XVIII вв. школы укиё-э и картины направления ни-хонга (современная живопись в традиционном стиле) Жемчужина собрания – свиток Китагава Утамаро «На реке Акутагава»

Фабрицио Плесси. Душа камня

5.06.2018-5.07.2018

ГМИИ им.А.С.Пушкина

Пионер видео-арта в Италии, Фабрицио Плесси связывает прошлое и настоящее с помощью современных технологий. Художник первым использовал телевизионный экран как основу, внутри которой проносится неудержимый цифровой поток воды и огня. Звуковые перформансы, эфемерные архитектурные сооружения, телевизионные и театральные сценографии составляют фон, в который Плесси встраивает свои видеоскульптуры и в котором использование технологий становится естественным элементом. Художник соединяет современные художественные методы с классической материей, пытаясь проникнуть в «тело камня», вторгаясь в плоскость барочной фрески.

В основе выставки в ГМИИ им. А.С. Пушкина — идея, которая зачастую стоит у истоков художественных поисков Плесси, и в то же время отчетливо прослеживается в миссии музея — классика всегда существует в диалоге с современностью и наоборот, новаторство неразрывно связано с переосмыслением прошлого. Именно из этих предпосылок исходит Плесси, выстраивая диалог с музейным пространством. Для воплощения своего замысла художник отобрал 16 слепков из коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина, представляющих шедевры греческого искусства поздней классики и эллинизма, а также искусства Древнего Рима и Италии. С помощью мультимедиа, выявляющих истинную форму античных произведений, и игры зеркал слепки предстают перед зрителем правдивее оригиналов. Эта тема возникает и в некоторых крупноформатных рисунках художника, являющихся важной частью выставочного пространства, которое, в свою очередь, кажется будто высеченным внутри музея. Обращение к античным образцам, из которых позже возникнет жанр индивидуального портрета, как к первообразу, – это своего рода поиск новых важных связей между современными мастерами и произведениями искусства прошлого. Подобный проект был показан в 2009 году на 53-й Венецианской биеннале в средневековом палаццо.

На выставке также будет воссоздана в цифровом формате фреска из Зала гигантов в Палаццо Те, созданная Джулио Романо в XVI веке. В основе ее сюжета — эпизод из «Метаморфоз» Овидия. Вода, один из излюбленных мотивов Плесси, становится аллюзией на Всемирный потоп, а ее отражение на экранах, использованных для инсталляции, — источником для размышлений о кризисе и перерождении как неотъемлемых этапах человеческой жизни.

IAM

8.06.2018-8.07.2018

Музей "Гараж"

В год десятилетия Музея «Гараж» его команда решилась на большой эксперимент. В июне в пространстве «Лаб» стартует трехчастный проект IAM, который поможет найти ответы на вопросы о том, что такое современный музей, какими дополнительными компетенциями должен обладать музейный работник, куратор, художник и даже зритель, что в конечном итоге должно показываться и храниться в музее, почему музей из хранилища артефактов превращается в место события, объединяющее эстетический, эмоциональный, интеллектуальный и чувственный опыт зрителя.

Название проекта — это аббревиатура, количество расшифровок-интерпретаций которой бесконечно и задается специальным кодом, созданным нейросетью. Регулируемая определенными правилами генерация словосочетаний предлагает бесконечное множество вариантов, из которых посетитель (то самое «Я») волен выбирать наиболее подходящий для описания своего опыта этим летом в Музее «Гараж».

В первой части проекта (8 июня — 8 июля) — «Лаборатория» — пространство «Лаба» станет площадкой для серии выставочных и образовательных экспериментов: в каждом «лабораторном отсеке» — «Фаблаб Москва», «Garage × Никоноле» и Screening / Let’s play — будет разворачиваться самостоятельное локальное исследование.

«Фаблаб Москва» — лаборатория цифрового производства НИТУ «МИСиС», московское представительство международной сети Fab Lab, основанной профессором Массачусетского технологического института Нилом Гершенфельдом, которое занимается 3D-технологиями, в том числе печатью и моделированием. В полностью оборудованной мастерской зрители смогут поэкспериментировать с возможностями 3D-печати. Помимо этого «Гараж» провел открытый конкурс для художников, которые хотели бы использовать эту технологию в своей работе, — например, для моделирования или производства прототипов скульптурных объектов. Победители реализуют свои идеи вместе с наставниками «Фаблаб» НИТУ «МИСиС».

«Garage × Никоноле» — совместный проект Музея «Гараж» и российской медиахудожницы Елены Никоноле, который представит Музей как место, где непосредственно создается искусство, где преодолена физическая и символическая дистанция между мастерской художника и выставочным залом. На протяжении четырех недель Никоноле, для которой нейросеть является важным рабочим инструментом, сфокусирует свое внимание на различных звуках (от шумов до электроакустики, от классической музыки до голосов животных и птиц). При помощи iMac Pro — самого мощного компьютера Apple на сегодняшний день — она будет работать с нейросетью и обучать ее различным звукам, производя принципиально новые сигналы. Это исследование станет частью долгосрочного проекта художницы, посвященного изучению различных подходов к анализу и генерации звука с помощью нейросетей.

В «отсеке» Screening / Let’s play будут собраны видео и фильмы с ощутимым структурным сбоем — бессюжетные ленты с деформированным визуальным рядом, фильмы, измененные специальным кодом как фильтром, созданные нейросетью киноповествования с намеренно усложненным сюжетом, который никогда не становится линейным, и многое другое.

Вечерняя программа Let’s play будет посвящена такому феномену мира компьютерных игр, как игры, созданные дизайнерами, художниками или энтузиастами из багов, системных ошибок и других недочетов. Компьютерные игры до последнего оставались оплотом линейной логики, с четко определенными задачами, внятным противостоянием и т. п. Но в крайне подвижном и неустойчивом мире игровой процесс все чаще состоит из странных движений, неочевидных задач и непонятных выборов. Игровые сессии будут комментироваться стримерами, визуальными антропологами и искусствоведами. 

15 июля в Музее «Гараж» состоится однодневная конференция, во время которой ведущие специалисты в области новейших медиа и исследователи цифровой среды обсудят среди прочего, как художественная практика соотносится с изменениями в текущих процессах в постцифровую эпоху и как это влияет на художественные методы и медиумы.

Заключительная часть проекта — показ новой мультимедийной инсталляции японского художника Рёдзи Икеды code-verse, осуществленный совместно с Центром Помпиду в Париже, — может быть рассмотрена в качестве одного из возможных ответов на вопрос о взаимодействии художника и цифровой среды (или как один из сценариев такого взаимодействия). Математик по образованию, Икеда переводит различные данные в практически абстрактный код, идеальную последовательность неких «фраз», с помощью которых составляется аудиовизуальная композиция. Открытие code-verse предварит аудиовизуальный лайв-сет Рёдзи Икеды supercodex в Атриуме Музея. Сет основан на альбоме Икеды supercodex (2013), выпущенном на немецком лейбле Raster-Noton, который доступен на сайте. До этого supercodex можно было услышать в Музее Метрополитен в Нью-Йорке и Центре Помпиду в Париже.

Будущее. Ручная сборка

8.06.2018-2.09.2018

Музей "Гараж"

Интерактивная инсталляция Молодежной команды Музея «Гараж» «Будущее. Ручная сборка» дает возможность увидеть музей будущего глазами современных подростков. Старшеклассники и студенты представили, какие идеи, технологии, открытия в будущем изменят искусство и жизнь сотрудников культурных институций и как все эти изменения повлияют на взаимодействие с посетителями и усовершенствуют работу всего музея. Утопические мечтания участников Молодежной команды обрели форму различных объектов, изображений, текстов, тестов и игр, интегрированных в масштабную инсталляцию. 

Молодежная команда Музея «Гараж»: «Нас волнует, что между посетителями музея есть труднопреодолимые барьеры: что есть “интеллектуалы”, а есть “веселые ребята”, — и эти две группы друг друга не любят. Мы хотим, чтобы люди в костюмах и скейтеры учились и тусовались вместе, чтобы они смогли найти точки соприкосновения: тогда музей станет местом свободы и искреннего интереса».

Безграничный слух

8.06.2018-2.09.2018

Музей "Гараж"

Выставка «Безграничный слух» устроена как последовательность ситуаций и художественных переживаний, в которых исследуются различные аспекты слуха. Инициированный кураторской группой Council и художником Тареком Атуи в 2013 году, этот проект стал результатом продолжительных диалогов кураторов и художников с глухими и слабослышащими людьми и многочисленных мастер-классов по всему миру. В России работа над выставкой началась в апреле 2017 года как часть исследования «Культура глухих в России: от пансиона до музея» программы «Полевые исследования» Музея «Гараж». Художники и кураторы изучили связь между восприятием феномена глухоты в России и тем, как это восприятие формировалось на фоне эволюции культурной истории страны. Выставка представляет собой уникальную звуковую среду, попав в которую посетители смогут услышать, ощутить, понять, вообразить и извлечь звук способами, с которыми они ранее не сталкивались. Слух в этом проекте перестает быть исключительно физическим параметром, измеряемым аудиограммой, а становится художественной величиной, обладающей бесконечным множеством трактовок.

Получить этот опыт позволят музыкальные инструменты, изобретенные художником Тареком Атуи, скульптуры и видео Элисон О’Дэниел. Медиаторы-перформеры, подготовленные художниками Лендл(ом) Барселос(ом), Валентиной Дезидери и Мириам Лефковиц, станут спутниками-компаньонами зрителей и предложат им целый набор «практик чувствования», почерпнутых из истории или найденных в опыте повседневности.

Другая атмосфера. Акт №8

8.06.2018

Реабилитационный центр для детей с пороками сердца при кардиоцентре им. Бакулева

Темой 8-го социально-художественного проекта «Другая атмосфера» станет т а й н а. Ведь искусство наполнено тайным, особенно современное. Детям будет предложено разгадать секреты различных направлений contemporary art во время мастер-классов, а выставка под открытым небом - центральное событие проекта - превратится в увлекательный арт-квест.

Особенностью проекта является формат сотворчества: в ходе подготовки выставки под открытым небом дети становятся соавторами известных художников и создают произведения на равных с ними. В этом году перед началом проекта пройдет четыре профессиональных мастер-класса. 

ALARM  Salon

4.06.2018, 19:00

Электротеатр Станиславский

На аукционе будут представлены  работы молодых выдающихся художников Лондона и Москвы, окончивших Central Saint Martins, Royal College of Art, Chelsea College of Arts, Slade School of Art и другие лучшие современные художественные школы Великобритании. Среди художников - участники программ Tate Modern и Tate Britain, ярмарки Frieze в Лодоне, программы перформансов Manifesta 11 в Цюрихе, аукционов Sotheby's и Phillips в Лондоне и Нью-Йорке, Московской международной биеннале современного искусства. 

На торгах можно будет приобрести небольшие качественные коллажи, принты, работы в масле, графите и других медиа со стартовой ценой от 5 000 до 30 000 рублей. 

Изолятор брака

9.06.2018-19.06.2018

Перелетный кабак

Выставка объединяет работы молодых художников, связанные темой ошибки, несоответствия, производственного брака, вырастающей из самоощущения, и восприятия своих работ или окружающего контекста, как того, что несёт на себе метку отклоняющегося и непригодного.

В одном из своих измерений выставка конструирует дружественную экосистему «ошибочных» организмов, которые по разным причинам были исключены из биосферы. Исключение «отклоняющегося», в свою очередь, приводит к уменьшению разнообразия.

Общественная нормопатия приучила нас избегать брака, сводить его к минимуму, а сбои системы изолировать. Несмотря на это, ошибки порождаются всеми человеческими практиками. Ошибка, преднамеренная или случайная, — один из механизмов работы искусства. Ошибки лучше не исключать, а лелеять и накапливать. Мы отказываемся исправлять ошибки, отказываемся исключать что-либо по причине отклонения от нормы, реабилитируем брак и и позволяем ему оставаться интегрированным в наше жизненное пространство.

Мир пронизан погрешностями, в нем работают четкие механизмы отбора, но даже в механизмах фильтрации ошибок содержатся погрешности.

В контексте искусства сложно говорить о чем-то, что может быть произведено точно в соответствии с исходным замыслом. Для рождающегося произведения не существует внешних критериев отбора, а идея — эфемерный образ в голове автора, осциллирующий и меняющийся. Фактура материала и специфика медиума влияют на готовую вещь. 

Философы с древних времён размышляли о природе истины, об истоках суждения и вероятных ошибках. Материалисты и идеалисты по разному отвечали на этот вопрос, а агностики считали недостоверным любое познание. Не является ли сам мир следствием вселенского сбоя?

Парадоксальные гибриды

06.06.2018-03.08.2018

Электромузей в Ростокино

Гибрид (греч. ὕβριδικά — помесь) — объект, сочетающий в себе свойства других (двух или более) объектов. Принцип гибридности сегодня успешно используется не только в создании медийного контента, дизайне, архитектуре, создании новых материалов и технологий, но и в искусстве. 

Искусство выбирает парадоксальную гибридизацию, и делает это намеренно, не желая обслуживать утилитарные потребности общества. Его цель направить фокус общественного внимания на новые подходы, конструирующие, иногда очень противоречивые сценарии развития, не только в области эстетики, но в области коммуникации. 

На выставке зритель столкнется с объединением несочетаемых эстетик и работ, которые вступают в логику парадокса с другими участниками, находясь в одном пространстве. 

Экспонированные работы позволят взглянуть на мир со стороны, расширить угол обзора визуанавта до 270 градусов, продемонстрируют запахи, звуки, и ситуации или интегрируют человека в искусственно создаваемую им реальность.

Жанна

9.06.2018-15.06.2018

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства

С 9 по 15 июня 2018 года во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства будет проходить персональная выставка Жанны Мелконян, заслуженного художника РФ (1999 г.), члена Союза кинематографистов России, члена МОСХ, профессионального художника-постановщика по костюмам киностудии «Мосфильм». 

«…Роль художника в кино чрезвычайно велика. Мало создать эскиз, его нужно воплотить в жизнь. Только имея точное представление о персонажах можно создать художественный образ. Каждый раз художник имеет дело с человеческой индивидуальностью, неповторимой, своеобразной…» 

Жанна Мелконян 

На выставке будут представлены эскизы костюмов, выполненные Жанной Мелконян, к кинофильмам «Анна Павлова» (режиссер – Эмиль Лотяну), «Москва слезам не верит» (режиссер - Владимир Меньшов), «Нежданно-негаданно» (режиссер - Геннадий Мелконян), «Время летать» (режиссер - Алексей Сахаров), «Жизнь прекрасна» (режиссер - Григорий Чухрай) и многим другим фильмам. 

Посетитель выставки сможет узнать, как создавались образы Людмилы, Катерины, Антонины, Николая и других героев фильма «Москва слезам не верит», получившего премию «Оскар» в 1981 году, как лучший иностранный фильм. По эскизам костюмов можно понять процесс создания образа, проникнуть в ту эпоху. 

Эмиль Лотяну не ограничился простым пересказом фактов биографии Анны Павловой, а создал целостную поэтическую историю ее жизни. Образ знаменитой балерины в эскизах Жанны Мелконян, для исполнительницы главной роли Анны Павловой - Галины Беляевой, точно соответствует замыслу режиссера. Фильм «Анна Павлова» Эмиля Лотяну получил Главный приз за лучший совместный фильм и приз за значительный вклад в киноискусство на Международном кинофестивале в Оксфорде в 1984 году. 

На эскизах к фильму «Время летать» можно почувствовать атмосферу ожидания в не функционирующем аэропорту, весь трагикомизм ситуации, о которой и снят фильм. 

Выставку дополняют произведения живописи и графики на разные темы, такие как Армения, природные ландшафты, портреты…  

Своя античность

6.06.2018-1.08.2018

Галерея «Веллум»

Галерея «Веллум» открывает персональную выставку скульптора Григория Златогорова «Своя античность». В экспозицию войдут произведения, созданные после путешествий автора по античным городам, и его участия в раскопках античного города Китей, находящегося в ста километрах от легендарного Пантикапея, на месте которого потом появился город Керчь.

Григорий Златогоров не только всматривается в греческую скульптуру, переосмысливает ее, но и размышляет о «греческом чуде» – о мифах, героях и театре, о Древней Греции, возвысившей ремесло скульптора, и ставшей родиной театрального действа. Увидеть античные сюжеты, как события, происходящие «здесь и сейчас», — такова задача скульптурной серии.

Подобно скульпторам Эллады, Златогоров работает в бронзе, то полируя ее, то оставляя ее поверхность шероховатой, как будто только что извлеченной из-под земли.

Скульптуры Златогорова будут выставлены в окружении его собственных графических произведений, а также работ классиков искусства ХХ века, для которых античный миф был и вдохновением и отправной точкой в творческом поиске. Литографии Пиранези, офорты Дмитрия Плавинского, графика Анатолия Зверева, живописные мистические грезы Александры Коноваловой, вместе с видеоматериалами, посвященными древним городам создадут один из самых интересных проектов наступающего лета.

 

Аффект наблюдателя

9.06.2018-8.07.2018

ЦСИ Винзавод

В рамках программы «Винзавод.Open», призванной поддержать образовательные инициативы в сфере современного искусства, Школа дизайна представляет выставку «Аффект наблюдателя» (куратор — Арсений Сергеев). Экспозиция откроется 8 июня на территории «Большого винохранилища» Винзавода и станет частью параллельной программы 6 Московской международной молодежной биеннале.

Проект «Аффект наблюдателя» предваряет начало набора абитуриентов на бакалаврскую программу «Современное искусство» в НИУ Высшая школа экономики. Новая программа включает в себя как глубокое погружение в историю и философию искусства, критическую теорию и визуальные исследования, так и в практическую сторону работы художника, куратора, критика и исследователя современного искусства. Под кураторством известных теоретиков и практиков искусства на программе открыты образовательные профили «Художник и куратор», «Кино и видеоарт» и «Фотография и мультимедиа». 

Тема выставки – отношения Наблюдателя (художника и зрителя) и Наблюдаемого (реальности и искусства), субъекта и объекта творчества. Роль художника и его зрителя сопоставима с ролью ученого, который, регистрируя ход научного опыта, теоретически способен повлиять на его результат. Реакция наблюдателя на произведение искусства и является по сути «аффектом» — эмоциональным откликом, действием, спровоцированным не только контекстом, но и собственным опытом, характером, настроением.

Резонанс: от цвета к фактуре и объему

6.06.2018-1.09.2018

Галерея «Крыша»

Проект посвящен исследованию творчества трёх художников абстракционистов разных поколений, родившихся в 30-е, 60-е, 90-е годы, между которыми выстраивается связь учитель-ученик. На выставке зрители увидят работы московской «малой школы» абстракции, в основе которой лежит теория «свечения цвета». Данная теория создана Леонидом Раковым, которая в дальнейшем дополнилась и трансформировалась последователями: Сперанским и Скубачевским.

Экспозицию выставки открывает история художественной студии «Золотой треугольник», где впервые встретились три художника. В основной экспозиции показан процесс формирования «малой школы», переклички между художниками, как по цветовому решению, так и по организующим элементам, взаимовлияние художников друг на друга, а также диалог поколений и исторические корни прошлого, повлиявшие на творчество новой волны абстрактного искусства.

На выставке зрители также увидят путь трансформации абстрактной картины: от цвета к фактуре и объему. Как плоскостное цветовое решение футуристических форм Леонида Ракова деформируется в дальнейшем у Алексея Сперанского в «старение» живописной поверхности и дифферинцированную фактуру, превращаясь в последующем у Глеба Скубачевского в объемные монохромные работы, тяготеющие к арт- объектам и скульптуре.

Для раскрытия темы преемственности поколений на выставке впервые будет показан документальный фильм о группе «Треугольник», рассказывающий о ключевых моментах из жизни художников. 

В рамках выставки будут организованы public talk c художниками, мастер-классы и экскурсии. 

The Great Escape. New Art From Berlin

06.06.2018-10.07.2018

Галерея pop/off/art

Галерея pop/off/art представляет первый совместный проект с галереей Crone (Вена/Берлин): выставку «The Great Escape. New Art From Berlin». На выставке будут показаны работы десяти художников международного уровня, участников важнейших арт-проектов, среди которых многочисленные биеннале, documenta 14 и другие. Художников объединяет медиум живописи и то, что все они живут и работают в сегодняшнем Берлине. Галерея Crone была основана в 1982 году в Гамбурге, в настоящее время открыты два филиала галереи – в Берлине и Вене. Crone – одна из крупнейших европейских галерей, представляющих современное искусство. Директор Венского филиала галереи Андреас Хубер станет куратором выставки в галерее pop/off/art.

Название выставки является отсылкой к книге Пола Брикхилла «Великий побег», по которой в 1963 году был снят одноименный фильм. В основу сюжета легли реальные события:  массовый побег заключенных из немецкого лагеря для военнопленных Luft III во время Второй мировой войны. Тема побега как самовольного оставления места лишения свободы в качестве метафоры и непрекращающаяся работа с послевоенной травмой не одного поколения западных художников – вот основная проблематика выставки. Что лежит в основе немецкой живописи сегодня? В чем состоит художественное высказывание нового поколения западноевропейских авторов? Именно эти вопросы станут отправной точкой для дискурсивного анализа проекта. Работы, представленные на выставке, существуют на стыке фигуратива и абстракции, восстания и смирения, вещественности и нематериальности.

Ветхий и Новый

5.06.2018-30.06.2018 

Галерея Борей (СПб)

Проект «Ветхий и Новый» придуман в «Студии №6» медико-реабилитационного отделения при Городской психиатрической больнице №6. Как и первый проект в этой серии – «Про Античность», проведенный в галерее «Борей» при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга в 2015 году, он об истории искусств. 

Экспонаты проекта «Ветхий и Новый» – это интерпретации библейских сюжетов, с особым, сугубо личным восприятием каждого художника, демонстрирующие свободное, искреннее, неканоническое, художественное видение Ветхого и Нового завета. 

На выставке будут представлены работы реабилитантов в возрасте от 18 до 90 лет, жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В рамках проекта будет проходить мастер-класс с участием профессиональных художников Санкт-Петербурга.

Сад Ангедонии

5.06.2018-15.07.2018

11.12 Gallery

Искусство сегодня — это движение от иллюстративности, от буквального нарратива, в более сложный способ передачи рассказа: от «Сада земных наслаждений» Иеронима Босха в «Сад Ангедонии» молодого художника Анны Селиной.

Настоящий проект является ярким примером формального заимствования художественной манеры и характера окружающей среды на уровне стилизаторских ходов и пластических решений. Авторский метод не содержит повествования как такого. Художник делает выбор в сторону изобразительности при отсутствии явной концептуальной составляющей. Маркеры совмещения техники «старых мастеров» и символов современного мира здесь органичны. Эклектичная атмосфера произведений при этом едина: в ней с легкостью уживаются знаковые образы разных столетий. «Сад Ангедонии» – с одной стороны, личный, авторский паноптикум, с другой — серия, выполненная в лучших традициях позднего Средневековья и раннего Возрождения. Архаичная подоплека эстетики тех времен здесь оказалась объединяющей. Под слоями живописи зашифрованы нечитаемые символы, похожие на личные, нерепрезентативные воспоминания. Отсюда каждая работа – самодостаточна, в ней есть конечное высказывание: это не пазлы и не фрагменты, которые нужно сгруппировать в нечто целое. Композиционно и пластически их объединяет отношение к живописному пространству. Так художник формирует собственную фантастическую картину мира, чтобы затем, в заглавном диптихе, ее разрушить.

В выстроенной автором действительности нет места для недостатков и искажений, потому как она лишена всех предустановок. Персонажи «Сада Ангедонии» гармоничны по отношению к окружающей среде, но, одновременно с тем пребывают в состоянии тревожной неопределенности, в напряженном ожидании нового, неизвестного. Вместе с тем, жизненный цикл их мира стремителен. В нем первое же большое событие становится тождественным Большому Взрыву. Крушение старого фундамента запускает процесс формирования первооснов уже новой действительности, где шарнирных кукол можно собрать заново.

В работе над своей первой персональной выставкой Анна Селина обращается к философскому вопросу мироустройства. Художник синтезирует ощущения разрушения и созидания в единый эмоциональный сплав и транслирует это на холст.

История национального футбола

6.06.2018-1.07.2018

Галерея «Триумф»

Галерея «Триумф» представляет выставку «История национального футбола» одного из ведущих участников интернационального художественного сообщества Берлина и основателя Музея Тишины (Museum Der Stille) Николая Макарова. Переехавший в 1975 году из Москвы в Восточный Берлин, Макаров стал одним из активных подвижников в деле налаживания диалога между Россией и Европой..

В его творчестве соединились приемы русской иконописной живописи и  традиционной европейской художественной школы , которые художник почерпнул на родине и  в  Берлинской Академии Искусств у своего наставника и учителя Вернера Клемке, а позже в Вене – у художника Рудольфа Хауснера, давшие  сложносочиненную авторскую живописную технику, благодаря которой творчество Макарова стало популярным и признанным не только в Европе, но и Америке, и, конечно, в России. 

В выставке  «История национального футбола», состоящей из серии живописных портретов российских правителей и пейзажей художник старается найти ответы на традиционные для русской интеллигенции вопросы: что есть Россия и куда она движется? Исторически эти вопросы связывались с исключительностью русского пути, сочетающего в себе духовность Востока и рационализм Запада. Точкой пересечения этих двух течений по мнению автора стал футбол – игра давно преодолевшая собственные рамки, и превратившаяся в культ для миллионов людей по всему миру, воплотившая в себе стремление к прекрасному и единому миру. 

 

В качестве названий к картинам Макаров использует цитаты-из знаменитой книги «Энциклопедия русской души» Виктора Ерофеева. Писатель создал специально для выставки поэтический текст, емкую метафору 400-летней истории страны, воплотившейся в футбольный матч Азии с Европой, который начался при Петре Первом «разбитым окном» и длится до сих пор с неравным счетом.

Football Prayers

6.06.2018-1.07.2018

Галерея «Триумф»

Живопись Алекса Фолла уходит корнями в самую архаичную итальянскую традицию. Это продуманная, глубоко интеллектуальная и к тому же вызывающе техничная живопись, которая относит его к последователям направления намеченного мастерами Треченто и Кватроченто, а в некоторых аспектах Маньеризмом и XVII веком. В своей серии работ “Football Prayers”, впервые представленной в Санкт-Петербурге в 2014 году, а сейчас дополненной новой работой, Алекс обращается к теме спорта, а конкретно футбола. Как писал Пьер Паоло Пазолини,  один из величайших итальянских писателей и кинематографистов20 века: 

«Футбол – это  последнее священное действие, оставшееся  нашему времени. По своей сути это ритуал, хотя одновременно и бегство от действительности».

В своих картинах Алекс Фолла пошёл дальше, представив собственную реальность, объединенную узнаваемыми образами и символами: в ней игроки известнейших команд  мира запечатлены с характерными для каждого религиозными жестами: перекрещивающийся  католик, немного иначе православный, в поклоне мусульманин и т.д. В этой торжественности футболисты предстают перед нами без священных облачений и вне участия в таинстве службы, ритуалом становится только их собственная дисциплина (тренировка,  самоотверженность, суеверия, выход на поле и тд.), футбол становится новой универсальной религией, а футболисты героями современной ритуальности, которая приходит на смену мифологии  классического времени.  Мы возвращаемся к прославлению фигуры героя, у которого нет другой формы принадлежности и героизма, кроме собственного тела.

«Храм этой новой религии, - говорит художник, – заключен в человеческом теле: без идеально натренированного тела, обеспечивающего безукоризненную физическую форму, невозможно выразить талант, который является чем-то  неосязаемым, невозможно  вызвать эмоции и чувственно вовлечь зрителя в своеобразное живое общение». 

В этом смысле работы Фоллы представляют собой новый объект культа: тела как последнего оплота истины и мысли, оставленного постиндустриальному обществу.